Рекомендации для портала parents.ru дал Александр Савенков, профессор, директор института педагогики и психологии образования МГПУ, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, доктор психологических наук.
— Главная рекомендация — расширять сферу приложения усилий ребенка. Пусть он рисует, пусть считает, пусть пытается читать, играть в волейбол, играть и работать на компьютере. И со временем обязательно найдется сфера приложения, где он будет успешен. Сделать его одаренным нельзя, а сделать успешным можно. Часто неодаренные люди бывают очень успешными в жизни, а одаренным не удается реализовать свой потенциал. Одаренность нужна только психологам, а родителям и государству нужны успешные люди, — считает Александр Савенков.
Внимательный родитель заметит предрасположенность к определенной сфере. Для этого стоит обратить внимание на определенные черты ребенка и сосредоточиться на их развитии.
Изобразительно-художественная одаренность
- Обратите внимание на рисунки вашего ребенка: в них нет однообразия. Ребенок может воспроизводить разные предметы, людей, явления и ситуации.
- Пытается воспроизвести то, что ему понравилось.
- Вдохновляется картинами, скульптурами и т. д.
- Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
- Любит использовать новые материалы для изготовления игрушек, коллажей, рисунков и т. д.
- Не только рисует, но и лепит, создает художественное композиции, при этом без побуждения взрослых проявляет творческое начало.
- Выражает через творчество свои чувства.
- Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
- Может сформулировать собственную оценку произведений искусства.
Музыкальная одаренность
Одаренность к музыке может проявляться по следующим параметрам:
- Ребенок проявляет интерес к музыкальным занятиям.
- Тонко подмечает характер и настроение музыки.
- Хорошо поет.
- В танец, песню, игру на музыкальном инструменте вкладывает много энергии и чувств. Выражает свои чувства через музыку и пение, танец.
- Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или танцевальное мероприятие.
- Хорошо играет на каком-нибудь инструменте, быстро его осваивает.
- Сочиняет собственные мелодии.
Одаренность литературная
Обратите внимание, любит ли ваше чадо что-то из этого:
- Сочинять рассказы или стихи.
- Способен легко построить рассказ, отталкиваясь от завязки, сюжета или какого-либо конфликта.
- Хорошо развита речь. Рассказывая о чем-то, не теряет основную мысль.
- В рассказе придерживается необходимых деталей, опуская все лишнее.
- Хорошо подбирает слова, которые передают эмоциональные состояния героев, свои переживания и чувства.
- Склонен фантазировать, добавляет что-то новое и необычное, даже когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
- Умеет очень живо изобразить своих героев, может передать их характер, чувства, настроение.
Одаренность артистическая
Ребенка точно стоит отдать в театральный кружок, если вы замечаете эти черты:
- Легко входит в роль какого-либо персонажа.
- Интересуется актерской игрой.
- Изображая другого человека, меняет интонацию и манеру речи.
- Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
- Имеет богатую мимику и движения, через которые выражает чувства.
- Стремится вызвать эмоциональную реакцию у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
- Любит игры-драматизации.
Техническая одаренность
Вы сразу заметите, что у вас растет будущий инженер, технолог или конструктор новой техники, если он:
- Интересуется механизмами и машинами.
- Может исправить простую поломку в своих игрушках или создать новую поделку/игрушку из старых деталей.
- Любит разбирать и изучать механизмы.
- Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
- Читает или просит читать журналы и статьи про устройство механизмов, приборов или про создание новых.
- Любит обсуждать научные события, изобретения.
- Любит конструировать модели.
- Быстро осваивает компьютер и другую технику.
Одаренность лидерская
Вы должны наблюдать в ребенке следующие черты:
- Инициативен в общении со сверстниками.
- Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
- Легко общается с детьми и взрослыми.
- Улавливает мотивы поведения других людей.
- Хорошо понимает недосказанное.
- В играх обычно руководит.
- Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки возраста.
- Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм.
- Обладает даром убеждения.
Одаренность спортивная
- Ее точно стоит развивать, если вы заметите у ребенка:
- Повышенную энергичность по сравнению с другими детьми.
- Любовь к участию в спортивных играх и состязаниях.
- Стремление побеждать в спортивных состязаниях.
- Ребенок быстрее и выносливее сверстников.
- Его движения легкие, великолепная координация.
- Любит походы, игры на спортивных площадках.
- Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.
- Физически выносливее сверстников.