Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, info@zg66.ru, glav@zg66.ru
- Автор: Золотая горка
- Просмотров: 136
27 сентября – знаменательный день для Берёзовского. Ровно 200 лет назад на Берёзовские промыслы приехал император Александр I, а сегодня в Историческом сквере любой желающий может прикоснуться к истории нашей малой Родины в масштабах страны.
В выставочном пространстве сквера появились баннеры, рассказывающие о приезде руководителя России в наш городок. Их создали сотрудники Централизованной библиотечной системы по материалам Президентской библиотеки и своего краеведческого архива. Инициатором выступало Управление культуры и молодёжной политики БГО, большую помощь и поддержку оказали «Парки Берёзовского», а открывали выставку сотрудники библиотеки Наталья Шайдурова и Татьяна Чечвий.
– 200 лет назад здесь побывал первый, и пока единственный, действующий глава государства, Александр I. Никто из императоров, кроме него, не совершал такие дальние поездки по разбитым уральским и сибирским дорогам, обычно правители предпочитали ездить в Крым – там хорошо и тепло. А через Берёзовский проходила большая инспекционная поездка по России – здесь было найдено первое золото в промышленных масштабах, работало уже 64 рудника, – рассказывает Татьяна Степановна.
Золото – стратегический металл, который нужен был России во все времена. Благодаря открытию россыпного золота Львом Брусницыным, Берёзовский получил большое значение на Всероссийском уровне. Так как город буквально стоит на золоте, он был перекопан вдоль и поперёк, всё было в рабочем режиме, а к приезду императора засуетились – начали делать дороги, лесенки, наводить красоту. Но Александр Павлович не ограничился встречами с руководителями – он спускался в шахты, смотрел на процесс добычи руды изнутри, и даже сам пробовал работать кайлом, затем отправился на прииски и изучил систему добычи россыпного золота.
– Чем закончился этот кратковременный визит императора на наши Берёзовские промыслы? На государственном уровне увеличилось снабжение и дотация нашего края, начали поднимать Сибирь, экономика сдвинулась. По количеству добытого золота Россия вышла на первое место в мире, со всех месторождений добывали 47% этого металла. Визит Александра Павловича очень хорошо встряхнул нашу инфраструктуру, дал толчок для развития нашего города, – подводит итоги Татьяна Чечвий.
Посетить выставку может любой желающий – баннеры будут висеть в Историческом сквере до марта. Возможно, библиотекари организуют экскурсии, на которых расскажут о приезде Александра I подробнее – следите за новостями группы «БМБУК «ЦБС», Центральная городская библиотека» ВКонтакте.
Чем заняться в ближайшие дни?
Собрали для вас афиши мероприятий. Выбирайте, куда сходить и что посмотреть.
Друзья, какие планы на выходные?
Собрали для вас много интересного. Выбирайте, как провести свой досуг.
Ведущая Екатерина Стриженова сегодня, 25 сентября, сообщила о смерти заслуженного артиста России Романа Мадянова. В последние годы он боролся с раком легких, ему было 62 года.
Юные березовчане из Детского ансамбля народной песни «Ладушки» приняли участие в Международном фестивале-конкурсе народного песенно-танцевального искусства «Казан солгесе» («Казанское полотенце») и стали победителями!
Дворец молодёжи благодарит руководителя ансамбля Анастасию Коневу и аккомпаниатора Радия Гареева.
Поздравляем ребят и желаем дальнейших успехов!
Ровно 30 лет назад, 22 сентября 1994 года, на американском канале NBC показали первую серию «Друзей».
До выходных осталось полтора рабочих дня…
Мы принесли вам идеи для досуга в Берёзовском и не только.
Осень пришла, как бы ни было грустно расставаться с летом.
Начало осени – не повод для уныния!
Учреждения Берёзовского возвращаются в строй после каникул. Пора начинать посещать мероприятия.
Сезон отпусков и каникул подошёл к концу – самое время начать ходить на мероприятия!
1 сентября 1902 года публике был представлен фильм Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну».
Вы когда-нибудь хотели встретиться со своим любимым писателем? На литературной коллаборации «ДУХ» это стало возможным! К нам из столицы приехала писательница Тамара Крюкова – автор увлекательных книг для детей и взрослых.
На счету Тамары Шамильевны более 70 книг – это романы в стиле реализма, фантастика, фэнтези, повести-сказки, сборники рассказов, сказок и стихов. С её книгами уже знакомы многие читатели берёзовских библиотек.
Накануне «ДУХа» нам довелось пообщаться с писательницей в Центральной городской библиотеке, и эта встреча оставила исключительно положительные впечатления.
– Ваши первые впечатления о Березовском?
– Уютно, зелено, тихо. Откровенно говоря, я не знала, что это город золотоискателей. Сегодня я побывала в Музее золота и встретила там своих героев – Великого Полоза, к примеру. Вообще Урал мне не чужой. Однажды мне довелось побывать в музее уральских самоцветов. Провожая меня, сотрудники музея сказали: «Может, когда-нибудь напишите про наши камни». Я из вежливости покивала, но не думала, что после Бажова за эту тему стоит браться. Прошло несколько лет, прежде чем идея проросла и родилась книга «Души заброшенной штольни». Она про сокровища уральских недр и, конечно, про людей: про непонимание, предательство, дружбу, поиск себя, про отцов и детей. У меня, как и у Бажова, недра сторожит Великий Полоз, но он совсем не похож на Бажовского.
Прежде чем сочинять легенды, я собирала материал о свойствах камней и их воздействии на человека. В каждой сказке должна быть изрядная доля правды. Я влюбилась в уральские сокровища: Великий Полоз, кошачье золото – Пирит, кровавый камень Александрит… Легенды писались легко, а вот вплести их в общую канву оказалось непросто. Я билась три года, прежде чем всё получилось. Когда читатели узнают, что у меня есть книга про самоцветы Урала, первым делом спрашивают: «Как у Бажова?» Но когда начинают читать, понимают, что это совсем другая история. В самом деле, зачем миру второй Бажов?
– «Души заброшенной штольни» – это книга для взрослых?
– Вообще-то это детская книга. Её можно читать лет с одиннадцати, но по факту повесть читают всей семьей. Хорошая детская книга не должна иметь верхней границы. Взрослым порой приятно вернуться в детство, а иногда сказка помогает отвлечься от проблем и суеты. Недаром жанр фэнтези так популярен.
Мне как-то написала женщина, у которой была тяжелая жизненная ситуация, и ей на глаза попались мои сказочные повести, которые она читала в детстве. Она взяла в руки первую книгу и в результате взахлеб перечитала все пять томов: «Гордячка», «Кубок чародея», «Лунный рыцарь», «Волшебница с острова Гроз», «Чёрный альбатрос». Сказка помогла ей уйти в другую реальность, посмотреть на проблемы с иного ракурса, и, что удивительно, в жизни каким-то образом всё начало разруливаться.
Конечно, приятно получать такие письма. Детская книга не должна быть пустой. В нее можно и нужно вплетать философские и морально этические проблемы, но делать это надо ненавязчиво. Возможно, ребенок не сразу вычерпает всю глубину смысла, но на подсознании след останется. Быть детским писателем – это большая ответственность. Важно, чем мы наполним сосуд детской души.
– Вы часто говорите «прочитать взахлёб». Для вас это какой-то особый показатель вашего творчества?
– Книги для детей и подростков в принципе должны быть захватывающими. Детская литература априори должна быть массовой. Элитарная детская литература – это нонсенс. Книгами для узкого круга широкий круг мы к чтению не привлечем. Сюжет в книге для детей и подростков очень важен, чтобы читатель каждый раз думал: сейчас самое интересное, еще страничку почитаю, еще… Я очень люблю эффект неожиданности. Помните у О. Генри? Никогда не знаешь, чем закончится рассказ. А если загадка возникает в конце каждой главы, то оторваться от чтения трудно.
Плести интриги в повествовании и создавать захватывающие сюжеты – этому надо учиться постоянно. Юные читатели скуки точно не простят. Впрочем, судя по отзывам на мою книгу для взрослых «На златом крыльце сидели», те, кому перевалило за 18, тоже ценят непредсказуемость и остросюжетность. Однако голый сюжет без психологии – это пустышка, которую забудешь на следующий день после прочтения. Поэтому я ставлю на первое место характеры героев, психологию. Именно это пробуждает в читателях эмоции и заставляет переживать за героев, как будто это их личные друзья. Такие книги остаются в памяти надолго.
– Когда вы решили, что будете писать именно такие книги? Не детективы, например?
– Детективы – это самые популярные и продаваемые книги, зато когда пишешь для детей и молодежи, это дает особую энергетику и подпитку. Я не гонюсь за конъюнктурой и не пишу на потребу читательскому спросу. Я пишу о том, что мне интересно, но при этом всегда держу в голове возраст моего потенциального читателя. Книги, как и одежда, должны быть «по росту». У детей восьми и тринадцати лет разное восприятие мира. Если ребенок прочтет книгу, до которой еще не дорос, в голове у него останется только интересный сюжет. А самое главное, что он мог бы почерпнуть из книги, останется за кадром.
Однажды мне написала девушка, что прочла книгу «Костя+Ника» в третьем классе, а потом перечитала ее в 18 лет. «Это же совсем другая книга!» – пишет она. На что я ей ответила: «Когда тебе будет лет 35, и у тебя будет ребёнок-подросток, перечитай её снова. Тогда это будет третья книга».
Вот почему я говорю, что книга должна попасть в руки ребенка или подростка вовремя. Тогда она даст совет или поможет справиться с трудностями.
– Ваша основная аудитория – это дети. А как с гаджетами боретесь? Они же все там сейчас.
– Я бы не сказала, что повально все подростки гаджетозависимые, читающих детей немало. Другое дело, что нам нужно не потерять начинающего читателя. Когда техники чтения еще нет, Ютуб всегда выиграет. Ролики из ТикТока – это развлечение, а чтение для ребенка – это тяжелый труд. Но взрослые часто этого не понимают. Ребенок пошел в школу, и ему сразу заявляют: «Читай сам». Родители не задумываются, что если рассматривать работу мозга, чтение – это очень сложный процесс.
Мозг читающего человека работает несколько иначе, чем нечитающего. Он по-другому обрабатывает информацию. Чтобы сделать ребенка читателем, понадобится два-три года терпения и труда. Читателями становятся на коленях у своих родителей. Нужно читать детям вслух даже когда им семь, восемь, девять лет… Только так дети поймут, что значки на странице скрывают интересные миры. Вкус к чтению у ребенка появится, когда все мозговые извилины при виде текста будут включаться автоматически.
И еще я бы посоветовала взрослым, не заставлять детей читать вслух, вернее нужно разграничить уроки и внеклассное чтение. Заданные на дом тексты нужно читать вслух, а вот интересную книжку лучше читать про себя. Иначе для ребенка любое чтение становится не удовольствием, а обязаловкой. Согласитесь, взрослые ведь тоже читают вслух только по необходимости. Кроме того, есть возрастной нюанс. Примерно до восьми лет у детей еще не развита связь между отделом мозга, отвечающим за произношение, и отделом, ответственным за понимание. Вот почему ребенок может пересказать то, что прочел про себя, но, прежде чем он перескажет текст, прочитанный вслух, ему нужно пробежать по нему взглядом.
В последнее время ученые занялись вопросом: как чтение воздействует на мозг. Нейрофизиолог и лингвист Натали Филлипс проводила исследование на аппарате МРТ. Оказывается, книга – это своеобразный тренажёр для мозга. Во время чтения кровь приливает к участкам головного мозга, ответственным за концентрацию и познание. Это означает, что нечитающий ребенок плохо учится не потому, что он лентяй. У него просто не развит участок мозга, который пробуждает интерес к учебе и помогает сконцентрироваться на предмете, не рассеивать внимание.
Более того, книга тренирует разные отделы мозга. Если человек читает текст для удовольствия, то в работу включаются одни зоны. А если он читает тот же самый текст, чтобы написать сочинение, то работает уже другая часть мозга. Некоторые ошибочно полагают, что чтение помогает развить эрудицию, но на самом деле, чтение развивает интеллект, что куда важнее.
– У вас очень грамотная речь. Я знаю, что у вас есть учебник по русскому языку. Как это случилось?
– Писать тексты для учебников меня пригласила академик Г.Г. Граник после того, как прочла книгу «Гордячка». В статье она написала, что прежде никто не писал детские книги таким сложным языком. Но третьеклассники в сочинении по этой книге в один голос заявили, что язык простой и понятный, и книга очень легко читается.
Дети не замечают синтаксические сложности: причастные и деепричастные обороты, тропы, сравнения, метафоры. Зато создается эффект погружения в повествование.
– У вас никогда не было мыслей, чтобы ваши произведения экранизировали?
– Три книги уже экранизированы. Первая экранизация была для меня полной неожиданностью. Мне позвонил продюсер Виталий Игнатьевич Сидоренко и предложил снять фильм по книге «Костя+Ника». Если честно, я не очень верила в то, что это получится. Денег на детско-подростковое кино прежде не находили. Но оказалось, что в этот раз деньги были.
Продюсерская компания объявила конкурс на лучший сценарий молодежно-подросткового фильма. Сценариев пришло много, но все они давили на болевые точки – наркомания, алкоголизм, бедные дети богатых родителей. А продюсеру хотелось снять что-то светлое, чистое. Он уже отчаялся, когда ему в руки случайно попала моя книга. Он прочел её за ночь и решил, что именно эту историю будет снимать. Так появился фильм «КостяНика. Время лета». Из трех кинокартин, эта моя самая любимая.
Позже вышла комедия «Потапов, к доске!». К сожалению, она больше лирическая, нежели смешная, хотя в книге лирики мало, зато много смеха. А в фильме «Ведьма» по одноименной повести сильно изменена сама суть произведения, поэтому, на мой взгляд, лучше прочесть книгу.
У одной российско-американской компании был еще интерес к волшебной сказке «Двери нерассказанных историй», но этому проекту было не суждено воплотиться в жизнь. Все закончилось с пандемией.
– А как начинался ваш писательский путь?
– Мы с мужем и сыном были в командировке в Южном Йемене, когда там случился вооруженный конфликт. Детей отправили в Советский Союз. Моему сыну было пять лет. Какие письма писать пятилетнему человеку? Конечно, сказку. Так родилась первая книга. Я отнесла её в издательство практически «на слабо». Неожидала, что её напечатают, но книга вышла. И я решила, что стану писателем, но не тут-то было.
Шли перестроечные годы. Я десять лет писала. Мои рукописи были гораздо лучше первого опуса. Сейчас многие из них изданы не одним тиражом в разных издательствах. Но в те времена я обивала пороги и получала отказ за отказом. Когда я впадала в отчаяние, случалось какое-нибудь чудо. Со мной подписывали договор, или кто-то давал восторженный отзыв. Однажды мне даже выплатили аванс, но книга так и не вышла. Муж говорил: «Пиши, когда-нибудь это понадобится, и у тебя оно будет». Так и случилось. В один день, в трех разных издательствах вышли три мои разные книги. Это было аккурат 1 апреля.
Сейчас я думаю, что эти десять лет были настоящим благом. Я научилась писать в разных жанрах и разными стилями. В начале моего творческого пути даже ходила байка, что Крюкова – это не один человек, а группа товарищей, потому что один человек писать так разно не может.
– Участвуете ли вы в создании аудиокниг по вашим произведениям? Выбираете ли вы стиль озвучки и актёров?
– Выбор актеров, равно как и подбор иллюстраторов – это целиком прерогатива издательств. Мои первые книги озвучили очень давно. Гонорар был до смешного маленьким, но мой сын, которому тогда было пятнадцать, сказал: «Мам, одни люди читают книги, а другие слушают. Если хочешь, чтобы твоя аудитория была больше – соглашайся». И я согласилась.
Потом появилось «Детское радио», которое вещает на несколько городов, мои книги попали в жёсткую ротацию, и круг моих слушателей значительно расширился. А позже на «Детском радио» сделали несколько радиоспектаклей по моим книгам. Сейчас я сотрудничаю с фирмой 1С и, надеюсь, наша дружба продлится долго.
– Вы как-то осваиваете книжные тренды? Сейчас очень громкая тема патриотизма, у вас она как-то звучит в последних книгах?
– Гоняться за трендами – это не ко мне. Иногда детские авторы пытаются встроить в тексты взрослые реалии, надеясь, что их книга станет интересна взрослым. Увы. Взрослые ищут информацию в других источниках, а детям политика не интересна. Их больше волнует, может ли бабушка купить чупа-чупс.
Патриотическую вещь я написала несколько лет назад. Это фантастическая повесть «Призрак Сети» про путешествие нынешних подростков в эпоху Александра Невского. Главный герой страшный трус и пофигист. Сейчас многие сетуют на то, что молодежь не та, им ничего не нужно, а мне важно было понять, бывает ли момент, когда даже самый распоследний трус готов отдать жизнь за Родину, причем не ради славы или награды. Илья Кречетов совершил героический поступок не для того, чтобы завоевать уважение отца. Он понимал, что отец об этом никогда не узнает. К тому же, кому как не нашему современнику знать, что Невская битва закончится победой русского войска. Но бывают моменты, когда разум молчит и говорит сердце. В каждом из нас живет частичка Родины. Просто для каждого она своя. Судя по отзывам читателей, мне удалось передать накал без пафоса и слащавости.
Вообще я считаю, что нельзя писать книги на злобу дня, особенно детские. Злоба уходит, а вместе с ней и книги, написанные на момент. Нужно писать так, чтобы было и для сейчас, и для потом.
Исторический сквер в этом году пользуется большим спросом на мероприятиях. 24 августа именно на этой площадке развернулась третья литературная коллаборация «ДУХ» – Душа, Ум, Характер.
С самого утра в сквере началось движение – «Парки» подключали оборудование, библиотекари принимали гостей и готовили площадки, а волонтёры помогали везде и всюду. Березовчан, оказавшихся на площадке случайно, очень привлекал большущий самовар…
К двум часам всё было готово. Корнеры заняли спонсоры и партнёры – лавка китайского чая, азиатские вкусности, издательства «Аквилегия-М» и «Bambinic», магазин «Книги, кофе и другие измерения» из Верхней Пышмы. Один корнер достался нам – мы предлагали открытки и раскраски с видами Берёзовского, а также книгу по воспоминаниям нашего земляка Георгия Копылова «Судьба пропавшего сержанта».
Активностей было море – мастер-классы по оригами, рисованию комиксов, росписи сумок-шоперов и искусству заваривания китайского чая, настольные игры от «Мосигра», турнир по шахматам, бои с картонными драконами на картонных мечах, летний читальный зал, фудкорт, интерактивные площадки, фотозоны, выставки и ещё много всего интересного.
Основная программа развернулась на главной сцене. Ровно в полдень по Москве (и в 14:00 по нашему времени) на сцене появилась ведущая, а следом за ней с приветственными словами поднялись те, без кого мероприятие не могло состояться – нынешний директор Централизованной библиотечной системы Виктория Шишкина и экс-директор Ольга Титова, «Парки» в лице Кирилла Чердынцева, начальник Управления культуры Кирилл Репин, а также председатель Общественной палаты Маргарита Дорохина. Вместе с ними на сцену вышли хэдлайнеры – писатели Светлана Никитина и Тамара Крюкова. Гости поздравили березовчан с главным книжным праздником и поделились первыми впечатлениями о городе и организации мероприятия.
После приветственных слов на сцене осталась Светлана Никитина. Она рассказала о своём педагогическом опыте и школе риторики, поделилась историями из жизни и ответила на вопросы библиотекарей. Затем она перешла в лекторий, где рассказала о том, как создать свою реальность словами и притянуть позитивные мысли.
В это время на главной точке мероприятия развернулась частичка фестиваля Хикари – мальчишки и девчонки в ярких образах поднялись на сцену, чтобы показать подготовленные и импровизированные номера.
Следующая активность была для самых маленьких – в гости к березовчанам приехал театр Вороны Капы с небольшой, но очень доброй и весёлой постановкой. Следом за артистами на сцене появились самые поющие березовчане – проект «Семейный альбом» объединил мам и их детей.
Многие ждали главную гостью из Москвы – Тамару Крюкову. Она рассказала со сцены о важности чтения и своих книгах, ответила на вопросы ведущих и пообещала автографы всем желающим. И действительно расписалась на книгах и флаерах, но уже в лектории, где прочитала отрывки из своих книг и ответила на вопросы о своём творческом пути.
Перед третьим автором на сцене прозвучали классические и современные песни в исполнении очаровательной саксофонистки.
Писательница Евгения Артье – екатеринбурженка с очень непростой судьбой. Её книга – это пережитые чувства и ощущения после постановки страшного диагноза и во время стремительно развивающейся болезни, а её выступление – взволнованный рассказ о самом сокровенном, о том, что не давало покоя долгое время.
Студия танца «Талант» подарила березовчанам чудесные малышковые номера, наполненные добротой, и взрослые зажигательные танцы.
Следующим пунктом было то, чего ждали все посетители литературной коллаборации – розыгрыш призов от спонсоров. Тут было всё – сертификаты в различные места, книги, умная колонка, а главным призом стал годовой запас пиццы от «Пармезана».
Заключительной частью стал концерт «Время быть вместе» – чувственные песни о самом главном провожали березовчан по домам.
Фото Юлии Умеровой можно найти здесь: https://umerovafoto.ru/disk/duh-2024-literaturnaya-kollaboratsiya-fj92sm
Также можно посмотреть альбом от Елены Шихалевой: https://shikhaleva.wfolio.pro/disk/24-08-2024-duh-7v1t7v
Куда сходить в ближайшие дни?
Собрали для вас идеи на последние дни лета и первые осенние деньки.
Театральная студия «Дебют» зародилась в «Современнике» очень давно. По данным, которые удалось собрать, она открылась в 1985 году под руководством режиссёра Виктора Обухова.
В то время дом культуры принадлежал БЗСК, и изначально студия создавалась как театр рабочей молодёжи. Первыми актёрами были рабочие-заводчане, которые готовили номера к праздникам, делали зарисовки и миниатюры и участвовали в КВН. Репетиции не были постоянным явлением – у работников было много и работы, и своих дел, – поэтому впоследствии студия стала меняться и ориентироваться на более юных участников.
Нынешний режиссёр и руководитель «Дебюта» Ирина Костенко пришла в «Современник» в 1991 году. Тогда она только начинала свой путь, официально занималась другой деятельностью и параллельно получала образование, но интерес к студии уже был. Первую группу Ирина Васильевна набрала на общественных началах и своём энтузиазме, в свободное время учила подростков держаться на сцене и играть обозначенную роль, ставила небольшие спектакли.
– В 1993 году на базе театральной студии «Дебют» я защищала свой дипломный спектакль, – рассказывает Ирина Васильевна. – Мы занимались в соседнем кабинете, сейчас это кабинет ИЗО, а в этом кабинете было продолжение группы. В 1998 году я стала руководителем студии, и больше не бросала.
– По какому принципу набираются группы?
– В данный момент сложилась такая традиция, что дети занимаются в студии не один год, и даже не пять лет, ходят годами, пока не закончат школу или не уедут куда-то. То есть у нас всегда есть многолетний костяк, и к этому костяку мы подбираем ребят примерно того же возраста. Когда ребята вырастают и уходят из студии, я набираю новую группу со второго класса.
Сейчас у нас основной состав – это ребята с 12 до 16 лет. Когда кто-то уходит из студии, я беру новых ребят с 12 лет. Иногда к нам приходят ребята помладше, лет десяти, их я тоже беру. Но ещё более маленьким я рекомендую немного подрасти – основной упор у меня на подростков и подростковую аудиторию.
Очень важно понимать, что новички приходят в уже существующий и устоявшийся коллектив. Я в принципе никому не отказываю, но каждому новенькому полагаются «пробные занятия». Если ребёнку нравится заниматься, и он находит общий язык с основным коллективом, то всё прекрасно, он остаётся в студии и становится частью группы.
– Какие постановки делаете?
– Очень разные, у нас много всего – спектакли, небольшие программы, праздничные мероприятия… В прошлом году у нас был упор на «Школу безопасности» – это были театрализованные игровые программы на определённую тематику: здоровый образ жизни, пожарная безопасность, правила дорожного движения. Очень востребованный проект, и детям очень интересно. Готовим праздничные игровые программы на Новый год, Масленницу… Спектакли делаем, в прошлом году была «Золушка» по Шварцу, а уже в этом году, весной, «Чемоданное настроение».
– Какие планы на ближайшее будущее?
– Сейчас думаем над игровой программой к Дню первоклассников, из спектаклей работаем над «Снежной королевой». Мы её разработали, как эскиз показали в течение творческого лагеря в июне. Очень интересно было репетировать, когда на улице 28-30 градусов тепла, всем жарко, все окна открыты, а мы тут «Снежную королеву» играем, шубу накидываем! Доведём её до ума, потом на другое перейдём. Не буду пока раскрывать, а то вдруг не сбудется. Ребята приедут, я на них посмотрю, в глаза загляну и определимся, что мы будем делать дальше.
– Участвуете в конкурсах?
– Да, у нас есть несколько конкурсов, в которых мы регулярно участвуем. Регулярно участвуем в фестивале «Краски детства», очень любим его, кубки с него привозим. Ездим в Екатеринбург, в Асбест недавно ездили, но участвуем в основном в номинациях «Художественное слово». В последние годы далеко не ездим.
До пандемии были и в Москве, и в других городах. А вот тут у нас немножко застой был после пандемии. Сейчас мы только на местные начали ездить.
Мы не ставим себе цели, чтобы прямо именно к фестивалю что-то готовить. Если у нас есть готовая подходящая постановка, то мы участвуем. Кроме всего прочего, у нас есть свой домашний театральный фестиваль «Мир глазами детей», который проводим на базе нашей тетрадной студии ежегодно уже 9 лет. Фестиваль открытый, на него приезжают коллективы со всей области.
– Как в глобальном плане поменялись дети? Если сравнивать поколения.
– Сложный вопрос. Дети всегда разные, очень многое изменилось – поменялись интересы, ритм жизни, да и в целом жизнь сильно изменилась. Раньше пред репетициями, пока все собирались, или на «переменке» между репетициями приходилось ребят успокаивать, отвлекать от разговоров и каких-то игр между собой, создавать тишину, а сейчас наоборот: «Ребята, давайте оторвёмся от телефонов». У нас есть волшебная корзинка, в которую на время занятия складываются все телефоны. Мне уже ничего не нужно говорить, я её просто ставлю, и ребята отвлекаются от экранов и начинают общаться.
Тенденция современного поколения – дети очень одиноки. Есть ребёнок, и есть мир в телефоне. Всё, что вокруг, чаще всего не замечается, и если не бороться с этим каждодневно, то будут какие-то упущения в развитии, я так считаю. Ребёнок что-то не заметит, не узнает, упустит, а потом уже будет поздно восполнять. В студии самое первое – это живое общение. Дети, проигрывая ситуации из литературы, ставят себя на место героя, пробуют как-то поступать, принимать решения именно в этих ситуациях. Скажем так, играя роль, они получают практику и определённый жизненный опыт, и уже в дальнейшем, столкнувшись с подобной ситуацией в жизни, они будут знать, как себя вести.
Это очень полезная вещь театрального творчества. Если в музыке, рисовании и спорте дети получают, как мне кажется, определённые узконаправленные навыки, то в театре можно получить опыт во всех сферах. Музыка у нас всегда присутствует, изобразительное искусство тоже – мы постоянно что-то сами делаем руками, – спортивное развитие у нас на сценах движения отрабатывается. То есть театр в этом смысле объединяет много всего.
– Какие сложности бывают при постановке спектаклей?
– Когда всё складывается, вообще никаких сложностей нет. Если в данный момент что-то не идёт, значит, оно и не нужно пока.
Сложность всегда – это деньги. Каждый спектакль – это определённая материальная организация мероприятия, в неё нужно вкладывать, как в любое дело. Если нет возможности у организации вложить в те же костюмы, в декорации или ещё во что-то, в тот же спектакль, который вывезти надо, то это большая сложность. Тогда выходим из ситуации, как можем – где-то договорились, где-то сами костюмы сшили, где-то организация всё же сумела выделить средства.
– А у ребят бывают какие-то стопорные моменты?
– Тут я считаю, что всё зависит от режиссёра. Если у режиссёра мало практики и понимания, какую роль дать ребёнку, то, конечно, у ребёнка возникнут сложности. Выход есть из любой ситуации, главное вовремя увидеть, что ребёнок не справляется, что ему не свойственно играть Бабу Ягу или ещё какую-то характерную роль, потому что ребёнок в принципе скромный и не будет громко кричать. В такой ситуации просто нужно подобрать ребёнку другую роль, более подходящую. В целом таких сложностей у нас не возникает.
– Расскажите о самых ярких моментах студии. Были какие-то большие победы?
– Я не гонюсь за победами. Думаю, это зерно заложил ещё Виктор Викторович, который не участвовал ни в одном фестивале и не оставил ни одной грамоты, даже фотографий очень мало было.
Запоминаются больше не какие-то единомоментные вещи, а люди, которые прошли через студию, которым студия помогла стать теми, кто они есть. Известный выпускник студии – Алексей Касаткин, сейчас работает в Дирекции городских праздников. Есть несколько выпускников, которые после студии выбрали творческий путь. Из прошлого выпуска девочки сейчас учатся в педагогическом, что-то связанное с театром. Когда дети вырастают, и студия остаётся в их жизни – вот это радует.
Студия существует больше как сотрудничество. Я даю свой опыт и творческие знания детям, они вносят свои задумки и фантазии, и это сотрудничество рождает всё. Нет такого, что десять человек пришли в студию и все десять потом стали актёрами. Здесь они получают базу, которая потом поможет им в любой профессии, даже если она совсем не связана с театром и сценой.
Ещё очень радует, что ребята сохраняют теплоту и любовь к студии после выпуска. Один парень, который занимался у меня, сейчас живёт в Израиле, но каждый год приезжает в гости. На улице встречаю выпускников, которым уже под тридцать лет – бегут ко мне обниматься. Люди помнят – это очень важно.
– Какой у вас был самый первый спектакль?
– Первый был дипломный по сказке «Морозко». Я назвала его «Зимняя сказка», писала к нему сценарий, ставили, защищали. Была большая декорация на всю сцену, её художники сами рисовали руками. И прямо посреди премьеры она упала. Никого не прибила, поставили обратно.
– А какой спектакль был самым ярким? Какой оставил наиболее глубокое впечатление?
– Мне все нравятся. Я не могу сказать, что какой-то лучше или хуже, у каждого есть свои особенности. «Чемоданное настроение», например, как из воздуха родился и очень легко шёл. Я даже не думала, что его поставлю, но, во-первых, ребята были уже опытные, и когда они пришли после каникул, подросшие на две головы, я подумала: «А почему бы и нет?». Попробовали одну сцену сыграть, и у них пошло всё, вышел замечательный спектакль. Я думаю, что мы и с нынешними ребятами его сделаем, будет у нас второй состав.
Был у нас спектакль-долгожитель «Кукарямба», про Пеппи Длинныйчулок. Но она была немножко такой философской, не совсем по сказке, про современность. Впервые мы её ставили очень давно, ещё с Касаткиным. Потом прошло года два, мы с другими детьми её поставили, потом ещё… Раза четыре с разными ребятами её ставили, лет 15 она прожила. Хороший спектакль, очень запомнился.
– Ребята сами приходят с предложениями что сыграть?
– Конечно. Мы всегда в начале сезона разговариваем, обсуждаем. Я стараюсь учитывать все пожелания, чтобы заинтересованность была у всех. Спектакль в первую очередь должен нравиться актёрам. Если у меня есть какая-то задумка, я начинаю закидывать удочку детям. Они уже высказываются, что им нравится, что бы они переделали. А если нет никакой отдачи, то значит надо что-то другое – насильно мы ничего не выучим.
– Сколько в среднем готовится спектакль?
– По-разному, в среднем от трёх месяцев до полугода.
– Был ли какой-то очень сложный спектакль, с которым были проблемы?
– Был спектакль «Красное поколение», к которому я около полугода собирала материалы из разных произведений и писала сценарий. Спектакль о Великой Отечественной войне. Тематика очень непростая, очень тяжело было всё это проживать. Начали делать его в 2019 году, должны были выпустить в марте 2020, к юбилею победы, и играть до июня. Но началась пандемия.
Когда нас закрыли, мы с ребятами собирались на онлайн-репетиции, хотя дети, конечно, рвались на сцену, предлагали тайком залезть в «Современник», порепетировать вживую, но ограничения тогда были очень жёсткие. Мы, конечно, были уверены, что пройдёт пара недель, и мы вернёмся к нормальным репетициям, но пандемия затянулась, время ушло, момент был упущен. И дети успели подрасти, и ситуация изменилась, и у меня мировоззрение повернулось, и всё. Спектакль так и лежит на полке. В прошлом году я поднимала сценарий, думала что-то переделать и всё-таки поставить, а нет, уже не то.
Это был очень тяжёлый спектакль без премьеры. Он был уже практически поставлен, но так и не родился.
– Какие проекты ещё есть на базе студии?
– Проекты постоянно идут. Полтора года, почти два сезона, у нас шёл театр-форум. Такой формат я увидела на курсах повышения квалификации, познакомилась с людьми, которые это делают, и решила попробовать. Суть в том, что изначально здесь нет какой-то пьесы или готового сценария, но есть люди, которые будут играть. Тут могут участвовать все, не только актёры, но и обычные люди, заинтересованные определённой темой. В обсуждении выбирается жизненная проблема, с которой сталкиваются эти участники, то есть это проблема их поколения, их общества и их сферы. Далее начинается обсуждение, как можно решить эту проблему, вспоминаются реальные истории, связанные с этой проблемой, из жизни самих ребят. А потом эти истории разыгрываются ими же для приглашённых зрителей. Зрители должны быть такими же ребятами, того же возраста, которые сталкиваются с такими же проблемами.
Самое интересное, что проблема не решается актёрами – её решают как раз-таки зрители. Они внедряются в игру, сами выходят на сцену и предлагают выходы из конкретных ситуаций. Такое вовлечение в проблему даёт сильный толчок.
Когда я только начала делать театр-форум, я не думала, что будет такой результат. Когда приходили учителя с классами, они думали, что сейчас снова будет классический урок профилактики (первыми темами были ВИЧ и наркомания), им покажут страшные картинки и раздадут памятки, всё как обычно. А когда их начали вовлекать в действие и это всё начало проходить через них, они сначала впадали в шок, а затем начинали понимать, как с этим бороться и как это победить. Даже если это затронуло человека лично, то он уже вооружён, мы даём ему знание.
Сейчас я изучаю новые театральные формы, смотрю, что мне самой интересно попробовать в будущем.
Кроме театра-форума у нас есть не то, что проект, скорее традиция – дебютные показы. Дебютные показы бывают примерно раз в два месяца, к ним мы собираем всё, что у нас есть – зарисовки, миниатюры, маленькие спектакли. Всё, что мы смогли сделать за определённый период, мы показываем на нашей маленькой сцене для небольшого круга заинтересованных людей – приглашаем родителей и друзей, кому действительно интересна наша компания. Получаются очень тёплые постановки. Особенно празднично в конце декабря получается, всё такое новогоднее и сказочное, ещё и Дед Мороз с подарками приходит.
Невозможно рассказать обо всём, всё идёт в процессе. Сейчас соберёмся с ребятами, познакомимся с новенькими, обсудим планы, вспомним наше актёрское мастерство и начнём чего-нибудь творить.
Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, info@zg66.ru, glav@zg66.ru
РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА
Берёзовский
Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.
E-mail: rek@zg66.ru
Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22