В минувшие выходные на базе Центральной городской библиотеки прошла лекция «Как не стать жертвой мошенничества». О сложных вещах простым языком рассказал Михаил Белозеров – адвокат, партнёр Адвокатского бюро «WHITE COLLARS», эксперт pro bono Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства.
Мошенничество – хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ). Мошенничество считается оконченным, когда преступник получает реальную возможность пользоваться и распоряжаться полученным имуществом.
Если мошенник получает право на чужое имущество (например, убедил оформить на себя недвижимость или ценную бумагу), преступление считается оконченным с момента регистрации или другого решения уполномоченного органа.
При хищении безналичных денежных средств мошенничество окончено с момента списания денежных средств со счета потерпевшего, даже если преступник этих денег не получал.
Мошенничество бывает нескольких видов: простое, в предпринимательстве, в сфере кредитования, при получении выплат, с использованием платёжных карт, в сфере страхования и в сфере компьютерной информации. Вне зависимости от вида, способы обмануть жертву не отличаются:
- При личном контакте – обход квартир с предложениями товаров и услуг, внезапный визит врачей с бесплатным обследованием, сотрудники органов. Задача мошенников – вынудить жертву подписать кредитный договор, продать за баснословные деньги бесполезные товары или выманить наличные. Очень часто такие преступники вычисляют потенциальную жертву по старым неухоженным балконам и дверям, выслеживают одиноких пенсионеров, к которым редко приходят гости. Чтобы обезопасить себя, нужно привести в порядок балкон и входную дверь. Хорошо работают наклейки, сообщающие о видеонаблюдении в квартире.
- Дистанционно – через интернет, социальные сети, недобросовестную рекламу или звонки. Мошенники стараются выяснить данные банковской карты, дабы украсть с неё деньги. Чтобы не допустить этого, необходимо:
- фильтровать сайты, которые посещаете;
- не переходить по сомнительным ссылкам;
- не вводить в интернете данные карты;
- не отправлять никому коды из СМС;
- не сканировать QR-коды в общественных местах;
- не вести диалоги по телефону с представителями банков или уполномоченными лицами.
Банки и уполномоченные лица никогда не звонят в мессенджерах и по видеосвязи. Если вам звонят в WhatsApp или Viber – смело сбрасывайте звонок.
Если хищение средств с карты всё же произошло, необходимо:
- Обратится в банк с заявлением о том, что денежные средства списаны без согласия;
- Подать заявление в полицию о мошенничестве.
Если без вашего ведома на вас оформили кредит, необходимо:
- Получить информацию об организации, которая выдала кредит;
- Обратиться в эту организацию с заявлением в свободной форме:
- указать, что Вы не заключали договор и не получали деньги
- указать, что идентификацию проходили не Вы, либо подпись подделана
- запросить у организации проведения внутреннего расследования
- запросить прекращение долга по договору, который Вы не заключали.
- указать свои паспортные данные, номер телефона
Заявление необходимо подать под отметку и направить по электронной или обычной почте (с описью).
- Обратиться в СРО, в которую входит кредитор;
- Обратиться в общественную приёмную Центробанка;
- Обратиться в полицию или к участковому;
- Обратиться через суд к организации, выдавшей кредит.
Очень важно не допустить утечки своих личных данных. Для этого:
- Придумайте сложный пароль. Запомните или запишите его, не сохраняйте в браузере;
- Настройте двухфакторную аутентификацию;
- Установите определитель номера. Нежелательные звонки будут помечаться.
Будьте внимательны и осторожны!