«Пилотам аплодисменты не слышны, а нам очень приятно»

  • Березовчанка Алиса Зуб рассказала об особенностях работы в небе.
«Пилотам аплодисменты не слышны, а нам очень приятно»

Алисе 20 лет – недавно отметила день рождения. Последние восемь месяцев из них она, турагент по образованию, трудится бортпроводницей. Мы спросили у девушки, что привело ее в авиацию и оправданно ли романтизируют эту профессию.

– Алиса, как вам нравится больше: стюардесса, бортпроводник?

– В целом у меня нет принципиальной позиции на тему того, как называть меня (мою профессию), но всё-таки больше предпочитаю бортпроводник. 

Телеграм канал Золотой горки

Когда слышишь эти два слова, на ум приходят совершенно два разных образа и тот, что приходит на ум во втором случае, мне больше по душе.

– Как вы попали в авиацию. Это была мечта?

– В авиацию я попала, можно сказать, спонтанно, не скажу, что это было моей мечтой. Но на подкорке эта мысль будто бы была со мной большую часть жизни. Правда, эта работа, как и многим другим, казалась мне чем-то недосягаемым. 

После учебы я работала в турагентстве, любимом мною и знакомом многим в нашем городе (и не только) «Рио-тур». Это чудесная работа, которая мне очень нравится, но не совсем вяжется с моим темпераментом и комфортным образом жизни. В какой-то момент я поняла, что хочу жить в постоянном движении, активном жизненном ритме. Одним вечером я сказала себе: «хочу быть стюардессой». На тот момент мне не попадались реклама, контент от работников авиации, либо чего-то ещё, что могло подтолкнуть меня на подобную мысль. И это удивляет меня и по сей день. 

Несколько дней я шерстила просторы интернета, собирая всевозможную информацию, взвешивая все плюсы и минусы. В один из дней от своей тёти я услышала важную для себя фразу, которой я руководствуюсь по сей день: «Если в первые 24 часа ничего не сделать, мечта останется мечтой». Ответ пришёл сам собой – надо делать. Я подала заявки и успешно прошла собеседование в несколько авиакомпаний: «Аэрофлот», «Победу», а чуть позже меня пригласили в наши «Уральские авиалинии». 

– Какие требования предъявляют авиакомпании? 

– Сложность трудоустройства в каждой авиакомпании разная. Чтобы стать бортпроводником, определённо нужно иметь хорошее здоровье, опрятный внешний вид, и, безусловно, знание английского языка. Он требуется для комфортного общения с иностранными пассажирами, и самое главное, задействован в обучении на аварийно-спасательной подготовке. 

– В первое время предусмотрена стажировка? 

– Как таковой стажировки в наше время уже нет. Уровень подготовки в авиационной школе позволяет сразу выходить на рейсы и уверенно чувствовать себя на борту. Есть два «стажерских» рейса, на которых ты летишь сначала в качестве дополнительного бортпроводника, а в следующий уже с бортпроводником-инструктором, который оценивает твой уровень подготовки и готовности к самостоятельным полётам.

– Как вы представляли себе работу стюардессой и как изменились эти представления, когда начали летать?

– Прежде чем решиться идти работать в эту сферу, я тщательно ознакомилась со всеми нюансами, так что мои ожидания по большей части совпали с реальностью. Когда начала летать, поняла, почему же всё-таки самолет самый безопасный вид транспорта. 

– Какие стереотипы о профессии вам встречались и насколько они оправданны.

– Пожалуй, самый главный стереотип, из которого вытекают все остальные, о том, что бортпроводники – официанты на борту. Хотя мы обладаем всеми необходимыми навыками, чтобы устранить любую внештатную ситуацию на борту. В первую очередь мы отвечаем за безопасность, только потом за всё остальное. 

– Еще один из стереотипов говорит о том, что у бортпроводников нет личной жизни…

– Это сложно назвать стереотипом, так как тезис действительно в некотором плане отражает реальность. Очень часто мы находимся в разъездах, командировках, в нестабильном графике, строить семью в таких реалиях относительно сложно. Но нет ничего невозможного, так что семейные коллеги совсем не редкость.

– На каких самолетах вы летаете и есть ли у вас любимый, если можно так выразиться? 

– На данный момент у меня есть допуск на Airbus 320/21 и их модификацию neo, Boeing 737-800, и широкофюзеляжный Boeing 777. Любимчиками среди них могу назвать Airbus 320/321. Самый комфортный лично для меня в работе. 

– Расскажи о вашем питании в самолете. Нравится еда?

– Наша авиакомпания предлагает большое разнообразие в меню, как для пассажиров эконом-класса, так и для пассажиров бизнес-класса. Для бортпроводников и пилотов есть отдельное питание. Предусмотрены различные закуски, салатики, небольшие десерты и горячее питание. Каждый может найти что-то для себя вне зависимости от пищевых предпочтений, так что голодным с самолета уйти сложно. В общем, все вкусно и разнообразно, но не стоит забывать держать себя в форме!

– Мы не можем показать вашу рабочую форму на фото по правилам вашей компании, но расскажите о вашем отношении к ней. 

– Форма моей авиакомпании признана одной из самых стильных среди всех авиакомпаний мира, с чем очень сложно поспорить. Часто слышу от пассажиров восхищенные слова в ее адрес. 

– Как организована ваша рабочая жизнь? Насколько она насыщенная? 

– Профессиональная жизнь насыщена настолько, насколько это возможно. Каждый рабочий день – новые люди, новый город, в некоторых случаях даже новая страна. В связи со спецификой профессии в месяц мы можем налетать не больше 80-90 часов. 

По прилёту в других городах мы отдыхаем в отелях, проживание и питание в которых нам предоставляет авиакомпания. 

– Где вы уже побывали и чем предпочитаете заниматься в рабочих путешествиях?

– Боюсь, что список мест, где я уже побывала, будет большим, но могу похвастаться наличием в этом списке таких стран, как Беларусь, Казахстан, Египет, Турция, ОАЭ, Таиланд, Индия. На днях в первый раз полечу в Китай. 

В рабочих путешествиях обожаю заниматься всем, чем предложат. Я всегда поддерживаю любой кипиш, будь то просто прогулка, шопинг или поездка к достопримечательностям.

– Расскажите о коллегах. По вашим наблюдениям, среди них больше женщин или мужчин? Каков их средних возраст?

– По моим наблюдениям, мужчин все же несколько меньше. Думаю, чуть меньше половины. Эта работа считается чисто женской, хотя мужчины у нас очень даже ценятся. 

Средний возраст коллег варьируется от 25 до 35 лет. Начать летать можно и в 18, при наличии образования, и продолжать, пока позволяет здоровье. 

– Расскажите об отношениях с коллегами. У вас всё так же, как на земле, или есть какие-то особенности? Дедовщина встречается?

– Я обожаю свою работу из-за коллег. Каждый человек по-своему уникален, у каждого свой жизненный опыт, которым мы делимся друг с другом. Мы – одна большая команда, несмотря на то, что видимся, скорее всего, в первый и последний раз. Наверное, это самое большое отличие «земли» и «неба» – мы очень быстро срабатываемся. Зачастую на земле требуется намного больше времени на то, чтобы влиться в коллектив, здесь же всё совсем иначе. 

С дедовщиной я не сталкивалась. Общий язык получается найти и с коллегами старше, те, в свою очередь, выказывают только уважение моей смелости и юному возрасту. 

– Были ли у вас какие-то страхи, связанные с полетами? Например, аэрофобия? 

– Аэрофобии не было никогда, но, как и большинству людей, летать пассажиром было в некоторой мере тревожно. Как только я впервые вошла на борт по форме, все страхи рассеялись насовсем. 

– Как переносите смену часовых поясов?  

– Когда впервые прилетела на Дальний Восток, было достаточно сложно привыкнуть. Как только это становится частью жизни, просто входит в привычку. По прилёту начинаешь жить по новому часовому поясу. Стараюсь не думать о разнице часовых поясов и убеждаю себя в том, что это просто был такой длинный рейс. Никаких секретов или лайфхаков, хотя может быть у коллег и есть таковые. 

– У вас небольшой стаж, но необычные случаи в полете уже происходили? Например, встреча с дебоширом?

– С подобными случаями я не сталкивалась. Судя по словам коллег с большим стажем, происходит это относительно редко. Мне встречаются только порядочные и доброжелательные пассажиры. 

– И все же, какой у вас инструктаж на этот случай? 

– Инструктажи и принципы действий существуют на подавляющее большинство случаев, если не на все. Это выработано многолетним существованием авиакомпании и авиации в целом. 

– В вашей практике случались аварийные ситуации? Как вы считаете, нужны все правила безопасности или без каких-то можно было обойтись? 

– Возвращаюсь к утверждению о том, что самолет самый безопасный вид транспорта: аварийных ситуаций у меня не случалось. Все правила безопасности написаны на основе негативного опыта в прошлом, чтобы не совершать ошибки в будущем. Даже такая, казалось бы, мелочь, как убрать столики, открыть шторки иллюминатора и привести спинки кресел в вертикальное положение перед взлётом и посадкой – это необходимая мера безопасности. 

На обучении в авиационной школе безопасности уделяется огромное внимание. 

– Вы в основном летаете внутри страны или на международных рейсах? Какие предпочитаете?

– Летаю и туда, и туда примерно в одинаковой мере. Предпочитаю командировки, внутри страны или заграницей – неважно. Всегда классно увидеть и узнать что-то новое. Пока училась на турагента, поняла, что и в России много удивительного и интересного, и с большим удовольствием узнаю это на практике.

– Смотрите ли вы фильмы о катастрофах, вообще о самолетах? 

– Нет. Зачастую эти фильмы во многом далеки от реальности. Начиная от стереотипности образов, заканчивая репрезентацией механики работы авиационной отрасли в целом. Иногда попадаются ролики про катастрофы, смотрю их из профессионального интереса, и нет, не страшно.

– Есть ли среди бортпроводников профессиональные приметы? 

– Самая распространенная и известная примета, пожалуй, про слово «последний». Из моего лексикона со временем оно исчезло почти насовсем. Вторая – про пришивание пуговиц перед рейсом. В целом мы народ не особо суеверный. 

– Что самое тяжелое в вашей работе? Предполагаю, что недосып?

– Недосып присутствует в той или иной мере у каждого, так что это относительно частое явление как на земле, так и в небе. Для меня самое сложное – частое смещение графика из дневного в ночной и наоборот. Первое время было трудновато, но со временем, если так можно назвать, появилась своего рода закалка, и я могу оперативно проснуться в любое время суток и быстро начать функционировать. Хотя, это ровно настолько же минус, как и плюс. Случайно проснуться посреди ночи могу. 

Не совсем тяжёлый, но сентиментальный момент на работе – это разворотные рейсы в родной Екатеринбург, когда выйти очень хочется, но к сожалению, не можется. Как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше. Москву, где я сейчас живу, люблю, но не так сильно, как Екатеринбург.

– Самая приятная часть работы бортпроводников – это… 

– Увидеть хотя бы раз то, что ты видел только на фотографиях и картинках в интернете. Не описать словами те эмоции, когда своими глазами впервые увидела египетские пирамиды, побывала на дикой природе Сахалина, воочию увидела Бурдж-Халифа и знаменитые фонтаны.

– Как вы восстанавливаетесь между рейсами?

– Самым нехитрым способом – сплю. Люблю заниматься саморазвитием в любом его проявлении. Читаю книги, активно учу английский язык, предпринимаю попытки учить итальянский. Есть любимый парк недалеко от дома, традиционно беру стаканчик одного и того же кофе и иду наслаждаться природой в тишине.

– Какие у вас есть профессиональные бонусы, поощрения? 

– Самый главный бонус этой профессии, пожалуй, ежегодный полный медицинский осмотр и отпуск 70 дней в году. У нас есть скидки на билеты в 90% и возможность делиться этим с семьёй. 

– Как бортпроводники относятся к тому, что пассажиры пересаживаются? 

– В нашей авиакомпании бортпроводники абсолютно спокойно относятся к пересадкам, если это не влияет на безопасность и комфорт других пассажиров. Поэтому лучше уточнить у бортпроводников о возможности пересесть на то или иное кресло. В некоторых авиакомпаниях, насколько я знаю, это запрещено.

– Как вы относитесь к аплодисментам после посадки?

– Положительно. Но это уже не такое частое явление, как раньше. Каждый раз не могу сдержать улыбку, особенно, когда хлопает большинство пассажиров. Развею частый миф – пилотам эти аплодисменты не слышны даже на самую чуточку, а вот нам порой бывает очень даже приятно. 

– Оказывают ли пассажиры знаки внимания? 

– Да, бывают случаи, но я придаю большое значение профессиональной этике, так что на борту со мной достаточно сложно познакомиться. 

– Опишите идеального пассажира. 

– Идеальный пассажир – довольный пассажир, тот, кто будет благодарен за нашу работу. Тот, кто соблюдает все правила безопасности, не нарушает комфорт окружающих. Мы всегда рады помочь нашим пассажирам и оказать любую услугу, но, если пассажир придёт за водичкой или чаем к нам самостоятельно, ему вообще не будет цены, нас это всегда радует. 

– Сколько длился ваш самый долгий перелет?

– Около 10-11 часов. Это рейс Пхукет-Москва.  

– Романтизируете еще эту профессию или она уже стала рутиной? 

– Этой профессии достаточно сложно стать рутиной. Никогда не знаешь, куда тебя занесет в этом месяце, и как надолго. В этом её большая уникальность. Именно поэтому она быстро затягивает, как говорят многие коллеги. 

– Кому подходит и не подходит эта работа?

– Эта работа однозначно подходит людям со стержнем и смекалкой. Тем, кто умеет находить выходы из различных ситуаций, рационально рассуждать даже в критические моменты. Кроме всего прочего, в арсенале немаловажен навык работы в команде. 

Если вы обладаете всеми перечисленными качествами и даже больше, влюблены в небо и горите этой мечтой, но всегда боялись подступиться, то эта статья – знак для вас.


Сообщи новость

Отправьте новость в наше издательство, расскажите о проблеме или подскажите интересную тему для публикации.

Позвонить

Написать

Золотая горка

Будь в курсе событий!

Всегда на связи

Стань автором новостей!

  

Контакты

Россия, 623700, г. Берёзовский, Свердловская область, ул. Театральная, д. 3, 3-й подъезд, оф. 80

8 (343) 247-83-34, +7 904-98-00-446, info@zg66.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+