Многие знают, что музыка может оказывать серьезное влияние на наше настроение. Быстрые ритмы мотивируют к движению, медленные вызывают чувство задумчивости, а успокаивающая музыка помогает погрузиться в сон. Всё дело в том, что звуки обладают вибрациями, которые воздействуют на нас на неврологическом, физиологическом и биохимическом уровнях. Об этом хорошо знает Сергей Корнилицын – этномузыкант, телесный практик, который изучает пронизывающие нас и мир звуковые волны. В 2021 году он стал жителем Берёзовского. Мы пообщались с Сергеем о том, что такое исцеление звуком.
– Мне хочется популяризировать это направление, потому что это один из самых доступных способов вымывать из организма кортизол. Современная жизнь наполнена стрессами, а с помощью звука и звукотерапии можно существенно снизить их уровень.
– Сергей, расскажите, как вы пришли к этой культуре?
– Все началось в 2011 году, когда друг позвал меня играть на африканских барабанах джембе. Меня эти звуки завораживали и раньше, но инструмент казался чем-то недоступным, почти волшебным. Первыми были барабаны, потом началась эпоха ханг драм, это ударный инструмент, его создали в Швейцарии. Так началась моя эпопея, связанная с этническими инструментами. Постепенно география интереса стала расширяться, учился играть на других инструментах, которые покупал или брал напрокат. Я целиком и полностью самоучка.
– Что было первичным в вашем случае – игра на музыкальных инструментах или осознание того, что музыка способна влиять на состояние человека? Или оба процесса шли параллельно?
– Мне как меломану, который в подростковом возрасте почти все свои деньги тратил на кассеты, всегда нравилась музыка, причем разная. Это в итоге вылилось в потребность на чем-то играть. Пробовал гитару – не понравилось. Когда я познакомился с джембе, то понял, что это способ управлять состоянием, отпустить мозгомешалку. Эта музыка задевает в человеке первобытные струны, он впадает в подобие транса. Это пульсация, биение, созвучное с биением сердца. Неудивительно, что подобные вещи постепенно начали вовлекать меня в свою орбиту.
– Это для вас хобби или работа?
– По образованию я историк, долго работал в сфере продаж. Но когда мое увлечение музыкой стало занимать всё больше времени, я принял решение уйти с работы и заниматься своими творческими проектами. Мой сольный проект – soundhealing (саундхилинг)*, в этой команде только я и мои инструменты. Плюс мы с друзьями проводим разные телесные практики, чайные церемонии. Возвращаем человека к заводским настройкам с помощью банных практик, это парения и звукотерапия. Люди через пять часов выходят преображенные. Для многих баня ассоциируется с весельем, выпивкой, но на самом деле это исцеляющее сакральное пространство, где зачинали детей, рожали, лечили болезни. В этом смысле мы предлагаем возвращение к истокам.
В Березовском у меня был проект с фитнес-мамой Анной Оглезневой, в библиотеку меня приглашали. Летом мы организуем музыкальные джемы на набережной в Екатеринбурге: люди подходят, спрашивают, интересуются. Звукотерапия – это такая штука, где реклама не очень эффективна. Человек на собственной шкуре должен почувствовать эффект, тогда он расскажет об этом друзьям и знакомым. Поэтому мне хочется, чтобы люди вовлекались.
С возрастом и опытом у меня появилась потребность этим опытом делиться, потому что встает вопрос реализации, миссии. И таких людей появляется всё больше. В нашем сообществе около 30-40 человек, назовем его этномузыкальной тусовкой.
– Интерес к этой культуре растет?
– Люди вообще сейчас стали интересоваться собой. Ходят к психологам, занимаются саморазвитием, интересуются разными способами перезагрузиться. Растет интерес и к звукотерапии, в Москве много гонг-центров, появляются педагоги, которые ездят с турами по России.
– Возможно, sound-healing – это молодой термин, но люди очень давно заметили, что музыка способна влиять на человека. Вспомним хотя бы шаманов с их бубнами…
– Конечно, это древняя практика, которая имеет корни в различных культурах и религиях мира. Бубен, варган, джембе – все это инструменты разных культур, но люди давно во всех уголках мира связывали со звуками свое состояние. История звукотерапии начинается с традиционных медитативных и религиозных техник, которые использовались для достижения глубокого состояния расслабления и медитации, а в современном мире практика считается одним из самых мощных инструментов для достижения глубокого состояния расслабления и медитации.
Сейчас благодаря тому, что мир информационно связан, мы можем использовать богатство всех культур, создавать новые музыкальные коктейли.
– Смотрела фильм, в котором утверждалось, что вода подвержена воздействию звука. Опыты показали, что под влиянием разной музыки изменяется структура воды, вид её молекулы. С человеком происходит что-то подобное?
– Как говорит мой друг, человек – это вертикальная лужа, так что принципы воздействия звуков на наш организм те же самые. На нас очень сильно воздействуют агрессивная среда, шумовая атака дома и на работе. Саундхилинг – это возможность упорядочить находящиеся в хаосе атомы в стройную структуру.
– Вы уже упомянули про возможность расслабиться. Какое еще влияние способна оказывать на нас музыка?
– Человек сегодня находится в постоянных бегах, в колесе дом-работа. Его не отпускают ни жизнь, ни мысли, ни телефон с вечным информационным шумом. Человек взъерошен, пытается отвлечься широко распространенными способами вроде алкоголя (еще больше вгоняет в стресс) или спорта, где тоже есть побочки для здоровья.
Звукотерапия – один из самых экологичных, доступных и эффективных инструментов, который практически не имеет противопоказаний, а спектр исцеляющего воздействия огромен. Это перезагрузка, возможность отпустить мысли из головы, а тело при этом получает от звука воздействие позитивных гормонов. Хорошо помогает музыка при головных болях, депрессивных состояниях, синдроме хронической усталости. Практика способна дать заряд энергии и сил. То есть инвестируя в короткий период времени, ты получаешь большую отдачу от своего организма. Еще стоит учитывать, что люди не очень любят напрягаться, а саундхилинг – это все-таки довольно ленивый способ помочь себе.
С поющими чашами, например, за полчаса сеанса можно отдохнуть, как после 4-5 часов глубокого сна. У мамы было высокое давление, я приехал к ней, поиграл – давление пришло в норму, мама крепко уснула.
Противопоказаний при этом минимум – эпилепсия, наличие кардиомониторов и беременность, потому что не до конца изучено воздействие звуковой волны на плод.
– Дома можно включить и послушать?
– Можно. Но когда звучит живой инструмент и инструмент в записи – это всё-таки разные вещи по эффекту. Ко мне домой приходила клиентка на частную практику – вот тут настоящее благотворное воздействие. Люди ведь приходят на массаж, чтобы расслабить тело, здесь то же самое. Но звукотерапия еще не распространена настолько, насколько этого заслуживает.
К слову, индивидуальный сеанс – это про индивидуальный подход. Я как практикующий звукотерапевт даю то, что нужно конкретному человеку. И, находясь в этом творческом процессе, чувствую себя на своем месте.
Но групповые практики в течение 45-60 минут тоже рабочая тема, оптимальная группа до десяти человек. Люди ложатся, расслабляются, кто-то засыпает. Первые минуты ум продолжает работать, но потом отпускает. Не раз слышал о том, что во время сеанса человек находил ответ на мучивший его вопрос, как будто посмотрел на ситуацию со стороны. На себе тоже проверял, это правда.
– Опишите портрет вашего клиента.
– В основном на практики приходят женщины. Возраст – самый разный. Детей, подростков в основном приобщают родители. Дети постоянно в телефонах, и родители хотят выдернуть их в реальность, чем-то заинтересовать.
Нужно понимать, что работа со звуками – это тонкая история, которая требует прокачанной чувствительности. То есть если человек курит по пачке в день, его степень восприятия будет значительно ниже, чем, скажем, моя. Хотя его тоже достанет.
– Ваше увлечение звукотерапией скорректировало ваш образ жизни?
– У меня, как у многих, была бурная молодость. Но когда я заинтересовался музыкой и саморазвитием, вошел в сообщество активных людей, то образ жизни поменялся. Люблю природу, утренние пробежки в лесу – спасибо Березовскому за Тропу здоровья, рядом с которой я живу. Музыка подтягивает. Мне сейчас не придет в голову пойти в клуб на дискотеку, мне там будет некомфортно.
– Один из форматов ваших практик – экстатик-дэнс. Расскажите о нем?
– Это как раз здоровая альтернатива клубу. Вечер, человек хочет подвигаться, потанцевать, но куда ему пойти, если он, к примеру, не пьет, занимается йогой? Эта практика родилась на западе, здесь ведущий – диджей – ведет процесс. Я на таких вечеринках выступаю в качестве живого музыканта. Принцип такой: люди танцуют, взаимодействуют, получают удовольствие от чистого движения под музыку в сообществе трезвых единомышленников.
– Как вы считаете, звукотерапия может быть частью комплексного лечения?
– Думаю, да. У меня есть мысль «подружиться» с санаториями, реабилитационными центрами, где люди оздоравливаются. Звукотерапия не заменит таблетку, но это универсальная специя, от которой не бывает хуже, но становится лучше практически наверняка. В этом ее волшебство. Все есть вибрация, все есть волна, звук – это базовый физический принцип этого мира. По сути воздействие звуком – это физическое воздействие на человека, только удаленно.
*Саундхилинг
Это практика, которая использует звуковые вибрации для улучшения физического и эмоционального благополучия человека. Термин происходит от английских слов sound и heal («звук» и «исцеление»). Звуковые частоты воздействуют на организм на глубинном клеточном уровне, способствуя расслаблению, снижению стресса и тревоги, улучшению общего самочувствия.
Контакты:
Сергей открыт для будущих клиентов и для сотрудничества: vk.com/sergeykornilitsyn
С помощью разных инструментов – набор помещается в автомобиль – можно проводить разные практики, и Сергей с друзьями-музыкантами регулярно их организует. Информацию о мероприятиях можно узнавать в телеграм-канале @teamuzik
Инструменты, на которых играет Сергей Корнилицын:
- ханг драм (лепестковый ханг)
- тибетские поющие чаши
- колокольчики Koshi
- тубофон гуслевидный (авторский музыкальный инструмент из разряда «звуковые скульптуры»)
- варган
- диджериду
- бубен
- барабаны джембе
- турецкая дарбука
О Берёзовском:
– В город меня привела потребность быть ближе к природе, потребность в более разряженной атмосфере. Здесь я комфортно себя чувствую. Темп большого города высасывает энергию, а Берёзовский – это некий гибрид города и деревни: по логистике это отдаленный район мегаполиса, по энергетике – отдельный город с развитой инфраструктурой, но жирный минус в виде суетологии большого города отсутствует.