А это – больше 100 историй дружбы, в которых ребята из «казённого» дома могут почувствовать тепло домашней обстановки и узнать много интересных вещей, которые им недоступны в их быту.
Сегодня проект реализуется силами всего двух человек. Вероника Васильева, директор НКО «Мир меняют люди», рассказала нам о трудностях и радостях «Наставничества».
– Всероссийскому проекту, к которому подключились уже 30 регионов, исполняется десять лет, а мы работаем в программе пятый год. Самая главная наша цель – привлечение наставников, – объясняет Вероника. – Кроме того, мы ищем партнеров, организуем совместные мероприятия и всестороннюю поддержку наставников и их подопечных.
Такому масштабному проекту находиться под крылом НКО (так было не всегда) спокойнее: например, появилась возможность привлечения средств для проведения праздников. Свой офис, куда можно приглашать претендентов и наставников, тоже прибавляет уверенности. Конечно, хотелось бы больше рук: пока их всего четыре. Один психолог курирует социальные центры для несовершеннолетних в Екатеринбурге, второй – это снова Вероника – в области. В проекте участвуют шесть учреждений: три в мегаполисе, плюс Ревда, Лосиный и Новоипатово (Сысертский городской округ). Наш городской округ согласился на участие в проекте первым; здесь наставников обрели 23 подростка.
У «Наставничества» есть небольшой подпроект – около десяти педагогов помогают ребятам с уроками. Это что-то вроде репетиторства, только, конечно, бесплатного. Иногда сами волонтеры придумывают какие-то активности – в этом году собирались, чтобы облагородить площадку на территории детского дома.
Кто такой наставник
У проекта «Наставничество» есть Всероссийский сайт: nastavnichestvo.org. Каждому, кто на него попадает, предлагается заполнить анкету, которая попадет в каждом регионе к своим кураторам. В Свердловской области, соответственно, к Веронике Васильевой. В месяц она получает от 30 до 50 анкет. До обучения – оно проходит каждый месяц по выходным – доходит около 20 человек, а до ребенка всего 2-3. Уходят люди на самых разных этапах: кто-то понимает, что заполнил анкету на эмоциях и пропадает; кто-то на учебе, примерив на себя это пальто, понимает, что ему оно не подходит; кто-то остывает в процессе подготовки себя к наставничеству: требуется пройти собеседование, медосмотр (это бесплатно), чтобы получить от органов опеки заключение о гостевом режиме. Оно необходимо в тех случаях, когда наставник находится с ребенком за пределами детского дома.
С момента получения анкеты до знакомства с ребенком может пройти полгода, а может – два года. Ждать готовы не все, но те, кто дожидается и полноценно входит в программу, получают:
- Собственно, наставничество. Это всегда подросток 12+ – этот проект не для малышей, которым стараются найти семью. Как правило, наставник сначала общается с подростком на его территории, а потом они выходят за пределы детского дома – на прогулки, в кафе, домой. Вероника рассказывает, что почти все готовы приглашать ребенка к себе.
- Новый круг общения и новые события в жизни. Ежегодно силами кураторов проекта проводится большой праздник, где собираются ребята и наставники, а еще раз в год с играми, тренингами, вкусностями и разговорами собираются на волонтерском пикнике только взрослые участники. Ежемесячные встречи наставников помогают им сохранять мотивацию и обмениваться опытом. Кто-то начинает дружить и встречаться вне проекта. Им приятно быть частью команды, общаться с теми людьми, кто с ними на одной волне.
Средний возраст наставника – 38 лет, но есть и те, кому 24, и 62. Это педагоги, риелторы, юристы, предприниматели – люди самых разных профессий. Примерно пятая часть всех – мужчины. Многие хотят почувствовать себя нужным, полезным, например, когда свои дети выросли, а потребность делиться знаниями и опытом еще есть. Часто их помощь просто неоценима: только в этом году четверо ребят переехали из Лосиного в общежития своих учебных заведений, а это – практически новая жизнь. Наставники как раз помогают в ней освоиться: могут пообщаться с комендантом, помочь с заселением, привезти овощей, в общем, сделать все, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким в большом городе.
– Наш проект не про грусть-печаль и бедных сироток, это крепкое волонтерское комьюнити, в котором преобладают позитивный и дружеский настрой, – говорит Вероника. – Конечно, не обходится без трудностей, но мы с ними справляемся.
Если говорить о трудностях возможных, то психолог советует на берегу заручиться поддержкой семьи. Как правило, родные либо поддерживают, либо относятся нейтрально.
Когда подростку исполняется 18, дружба между ним и взрослым не заканчивается, более того, она часто переходит на новый уровень, более осознанный. Но бывают случаи и закрытия пары – так называют, когда двое перестают общаться. Это случается по трем причинам:
- по инициативе ребенка, который понял, что ему наставничество по какой-то причине не нужно;
- по инициативе наставника, который может передумать, переехать, изменить обстоятельства своей жизни и так далее. В таком случае приветствуется, если между взрослым и ребенком сохраняется общение хотя бы по телефону;
- по инициативе фонда, если наставник не соблюдает правила проекта, к примеру, дает алкоголь ребенку либо употребляет сам, подвергает здоровье ребенка опасности. Вероника Васильева о таких случаях знает в теории, но не на практике: свердловские наставники молодцы.
Ежегодно фонд «Мир меняют люди» образует около 25 пар. То есть 25 подростков обретают старших друзей, готовых пригласить их в кино или домой, показать, как устроена жизнь в разных сферах. Как минимум они помогают расширить горизонт, как максимум – обрести опору. Ну и мелочи вроде бургера в кафе, тарелки наваристого домашнего супа или небольшого подарка в день рождения всегда приятны. Большие, кстати, запрещены правилами проекта: слабо сделать так, чтобы вас полюбили не за деньги?
Истории наставников
Наталья, 33 года, инженер-конструктор. Больше года назад стала наставником для 15-летнего Руслана
– У меня была потребность быть полезной, делиться временем, опытом, возможностями, но я не знала, где себя пристроить. Потом увидела рекламу проекта в социальной сети и пошла на обучение. Так я поняла, что нашла то место, где могу реализовать себя.
Мои родители сыграли в этом моем желании большую роль. Я все детство видела, как мама, преподаватель физкультуры, и папа-тренер были для детей не просто педагогами, а настоящими наставниками. Я всегда помогала животным и росла с чувством справедливости, поэтому близкие меня поняли и поддержали.
Сначала я ездила к Руслану в детский дом, потом стала его забирать. Мы гуляем по Екатеринбургу, вот уже год забираю его к себе с ночевкой. У меня есть сын, ему семь лет, но я всегда стараюсь какое-то время провести только с Русланом вдвоем. Иногда мы собираемся вместе – я, муж и дети.
Руслан довольно застенчивый, молчаливый, но не замкнутый. Сейчас он меняется, становится более уверенным в себе, хоть по-прежнему не очень эмоционален. Но: в этом году я повредила ногу и лето провела на костылях. Какое-то время мы не виделись, а когда мне стало лучше, муж меня к нему свозил. И вот Руслан меня так обнял, что эти объятия очень многое мне сказали. По таким моментам я вижу, что ему важно и дорого наше общение.
Обычно мы списываемся, я спрашиваю, поедет ли он в гости. Если хотим в кино, то я предлагаю Руслану выбрать фильм. Учу его ездить на транспорте – он не знал, что там нужно платить. Как-то у нас был урок навигации по городу: мы отрепетировали ситуацию «я заблудился» и с помощью онлайн-приложения нашли мой дом. Еще было забавное в пиццерии: Руслан увидел за столиком чернокожего человека, и реакция была бурной: «О, негр»! Получился у нас такой внеплановый урок этикета.
У меня были большие планы на минувшее лето – походить на баскетбольную площадку (Руслан очень спортивный мальчик, это подтвердил и мой папа-тренер), съездить на озеро на пикник, но травма не дала этому случиться. Тем не менее я верю, что всё еще впереди.
Мария, 20 лет. Стала наставником в октябре для 14-летней Тани
– Когда я училась в колледже, у нас была практика в опеке, и я поняла, что к детям предвзятое отношение, их жалеют и их опасаются. У меня после учебы был свободный год, и я стала интересоваться, чем могу помочь лично. В основном предлагалось привозить вещи или помогать деньгами, что было мне не интересно. К счастью, я наткнулась на проект «Наставничество» и поняла, что это то, что я хочу – не работы в системе, а более человечного общения. Очень боялась, что из-за возраста меня не примут, но все получилось. Психолог мне посоветовала девочку, потому что у меня есть сестра. Учебу я прошла еще зимой, а познакомилась с Таней только в октябре.
Пока мы несколько раз виделись в стенах детского дома, а еще на вечеринке для детей и наставников. Таня рассказывает про свою жизнь, про учебу. Планирую в будущем показывать ей, как жить эту жизнь: например, пойдем и закупимся продуктами в супермаркете на неделю; или покажу ей особенности своей работы – я мастер по маникюру. Будем гулять, приходить ко мне домой.
Думаю, я рано повзрослела, поэтому мне стал нужен этот проект. Мама сначала осторожно отнеслась, боялась, что я не справлюсь. Молодой человек поддержал: «если тебе это надо – делай».
От редактора: возраст Марии – скорее исключение; таких молодых в проект обычно не приглашают. Но девушка была очень настойчива и убедила психологов, что ей по плечу роль наставника.