О том, что количество резюме намного превосходит число свободных ставок в автосалонах, пишет Газета.ru. Этот тренд усилится и перейдет в массовые сокращения в автобизнесе к концу 2025 года, который обещает стать для авторынка еще более плачевным, чем 2024-й, говорят эксперты.
Число соискателей, желающих найти работу в российском авторетейле, значительно превысило количество предложений от компаний в прошлом году. Об этом свидетельствуют результаты совместного исследования крупнейшего российского рекрутингового портала hh.ru и классифайда Auto.Ru.
По ситуации на декабрь 2024 года, 48,8 тыс. человек искали работу в автобизнесе, а число открытых вакансий было ниже в 3,4 раза (14,2 тыс.). Средняя зарплата на конец года в сфере авторетейла выросла до 106,4 тысячи рублей (+32% к декабрю 2023 года).
По словам руководителя академии «Авто.ру Бизнес» Дарьи Челядиновой, такой профицит соискателей в автобизнесе на фоне общего дефицита кадров в различных отраслях связан с сокращениями персонала.
Впрочем, негативный тренд сокращения персонала в дилерских центрах начался еще в июне прошлого года, свидетельствуют данные рекрутингового портала. Именно тогда Минпромторг объявил об очередном увеличении утилизационного сбора для легковых автомобилей, а затем и подготовил соответствующее постановление правительства.
По данным инсайдерского портала No Limits, дилеры начали увольнять работников в связи с падением продаж автомобилей. В ноябре прошлого года реализация новых легковых машин снизилась по отношению к октябрю 2024 года почти на 30% и составила 120 тыс. машин. Помимо повышения утильсбора, другими мощными тригерами для рынка стали высокая ключевая ставка Центробанка и ослабление рубля.
Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин спрогнозировал, что в 2025 году базовый сценарий авторынка предусматривает падение продаж на 15% (до 1,45 млн единиц) в сравнении с показателями 2024 года. Пессимистичный прогноз от РОАД предусматривает обвал рынка на 25% — до 1,3 млн машин.
Снижение числа автосалонов ожидает директор дилерской сети «Прагматика» Александр Шапринский. На конференции «Автомаркетолога» 28 января он заявил, что в этом году крупные дилеры закроют точки продаж убыточных брендов Kaiyi, BAIC, Sollers, SWM и других марок. По его ожиданиям, сократятся размеры дилерских сетей даже у большой «китайской четверки» лидеров (Chery, Haval, Geely и Changan) из-за падения продаж в расчете на один автоцентр.
Опрошенные «Газетой.Ru» крупные игроки авторынка говорят, что они пока не сокращали персонал — об этом сообщили, в частности, в группе компаний «Автодом» и «Автоспеццентр». Компания «Рольф» расширяет географию присутствия и, наоборот, формирует новые рабочие места. Однако, как заявила «Газете.Ru» директор по персоналу «Рольфа» Ольга Балицкая, менее успешные участники рынка все же дойдут до увольнений.
— Сегодня в отечественном авторетейле работают игроки очень разного уровня готовности к текущей экономической ситуации. Успешные бренды продолжают развитие и находят новые ниши, менее успешные, не исключено, прибегнут к сокращениям персонала, — отметила она.
В автомобильной группе «Авилон» рассказали «Газете.Ru», что будут вносить изменения в штат только если ситуация будет развиваться по пессимистическому сценарию.
«Численность персонала в “Авилоне” всегда была оптимальной, в компании никогда не было раздутого штата. В настоящее время у нас нет массовых сокращений персонала. В случае реализации негативного сценария, в компании могут произойти определенные изменения, но коснутся они прежде всего управленческого звена, а не линейного персонала», — заявила директор по персоналу компании Анна Курмаева.
В Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) сообщили, что сокращения пока не несут волнообразный характер, но ситуация может измениться в течение года.
— Волна сокращений не наблюдается, но ее можно ожидать в связи с угрозой закрытия дилерских центров, в первую очередь китайских брендов, которые будут вынуждены покинуть рынок, — рассказали «Газете.Ru» в ассоциации.
Там добавили, что они уже работают над этим вопросом и готовят обращение о необходимых мерах поддержки дилерских предприятий в связи с ухудшением экономической ситуации.
Увольнения следуют прямо за рынком, в конце декабря было понятно, что рынок новых машин идет на спад, а сейчас практически встал и вторичный рынок, объясняет автоэксперт Сергей Цыганов.
— Логика простая: чем ниже продажи машин, тем меньше нужно людей, которые реализуют их объем. Это касается всей цепочки — от производства до послепродажного обслуживания машин. На всех этапах будет спад, — предупредил автоэксперт.
Цыганов добавил, что больше всего сокращения затронут специалистов, которые задействованы в продажах, поскольку это наиболее чувствительная сфера к изменениям в экономике.
— В первую очередь увольнения затронут менеджеров по продажам и тех, кто обеспечивает сбыт. Вряд ли это будет касаться специалистов высокого уровня — опытных закупщиков, байеров, оценщиков. Под сокращения попадут те, кто просто чуть хуже справляется со своими обязанностями, — пояснил он.
По мнению Цыганова, серьезные сокращения стоит ожидать в дилерских холдингах, решивших закрыть убыточные автосалоны. Каждый такой центр — это минус 30−50, а то и 100 человек, которые сразу выходят на рынок труда. Уже сейчас сокращения могли затронуть специалистов, которые работали неофициально или полуофициально.
— Речь о тех, кто занимался так называемым параллельным или альтернативным импортом. Их в стране десятки тысяч человек. Часть из них тоже окажутся на рынке труда, — пояснил Цыганов.
Автоэксперт Олег Мосеев считает, что увольнения коснутся компаний с раздутым штатом.
— Сокращения возможны скорее в компаниях, которые лишний жир накопили. Говорить про массовые сокращения можно только в том случае, если будет волна закрытий дилеров, — отметил он.