Смена сезонов и часов интересовала человечества с начала цивилизации.
Потому что без планирования сельскохозяйственных работ людям было сложно выжить, собственно, как и сейчас. К тому же нужно было отслеживать праздники и религиозные обряды.
Так были придуманы календари. ТАСС рассказали, как они сменялись на протяжении веков и как пришли к сегодняшнему, григорианскому календарю.
Первые попытки
Первые календари возникли около 6 тыс. лет назад в результате наблюдений за небом. Наши предки замечали закономерности в движении небесных тел и пытались использовать эти знания для создания системы отсчета времени. Предполагается, что Стоунхендж и похожие мегалитические сооружения использовались как астрономические календари, указывающие на важные дни года, к примеру, зимнее и летнее солнцестояния.
Лунные календари
Затем появились новые календари, основанные на фазах Луны. Ими пользовались шумеры и египтяне, и они до сих пор играют ключевую роль в исламе, поскольку определяют начало религиозных праздников. Лунные месяцы были короткими, и их трудно было синхронизировать с солнечными циклами, однако лунные фазы легко отслеживались, поэтому такие календари и пользовались популярностью.
Солнечные календари
Затем египтяне начали использовать календарь, основанный на движении Солнца. Он точнее предсказывал смену сезонов и разливы Нила, которые имели решающее значение для сельского хозяйства. Солнечные календари были гораздо точнее лунных, поскольку солнечный год больше соответствовал реальной смене сезонов. Древние майя также разработали одну из самых сложных календарных систем на основе солнечного года, включая их знаменитый "длинный счет", который часто интерпретировался как предсказание конца света в 2012 году.
Смешанные календари
Некоторые цивилизации комбинировали лунные и солнечные календари, чтобы компенсировать недостатки каждой из систем. Так, вавилонские астрономы первыми определили, что в году 365,6 суток. Еврейский календарь тоже основан на лунно-солнечной системе. Его месяцы зависят от фаз Луны, но периодически добавляются и дополнительные месяцы, чтобы уравнять год с солнечным циклом. Китайский календарь также использует лунные месяцы, но солнечные циклы влияют на начало года.
Древнейшие системы измерения времени на Руси
Еще до принятия христианства в Древней Руси использовались простейшие системы измерения времени, которые были основаны на наблюдениях за природой. Наши предки обращали внимание на смену сезонов, движение Солнца и Луны, важные астрономические явления, такие как солнцестояния и равноденствия. Так, в зимнее время отмечали дни, когда ночь была самой длинной, и от нее отсчитывали постепенный возврат к светлому времени суток.
Помимо природных циклов важную роль играли праздники, связанные с сельским хозяйством и земледелием. Один из таких народных праздников, который дожил до наших дней, — Масленица, символизирующая прощание с зимой и встречу весны. Существовали также праздники, связанные с уборкой урожая, посевами и другими сельскохозяйственными работами. Календарь был отражением взаимосвязи людей и природы.
Введение юлианского календаря на Руси
С принятием христианства в 988 году Русь перешла на юлианский календарь, который пришел из Византии. Этот календарь был введен Юлием Цезарем в 45 году до н. э. и представлял собой важное достижение римской астрономии. Его основной задачей было точное отслеживание солнечного года и сезонных изменений. Хотя юлианский календарь был точнее, чем предыдущие системы, в нем существовала небольшая погрешность: солнечный год был чуть короче календарного. Это вызывало постепенное отставание дат от реальных астрономических событий.
В соответствии с византийским календарем летоисчисление велось не от Рождества Христова, а от "сотворения мира". Эта система предполагала, что мир был создан в 5508 году до н. э. Такой подход использовался на Руси на протяжении веков.
Реформа Петра I
В 1700 году Петр I реформировал календарь. Он решил перейти от старого летоисчисления к новому. Теперь Российская империя отказалась от календаря "от сотворения мира" и приняла новый отсчет лет от Рождества Христова, как было в большинстве европейских стран. Изменил Петр I в новом календаре и дату начала года: теперь он начинался с 1 января, как в западных странах, а не с 1 сентября, как было принято до тех пор. Эта реформа стала важным шагом на пути к европеизации России, поскольку позволила синхронизировать праздники и деловые процессы с европейскими странами.
Новый календарь, введенный Петром I, базировался на юлианском и продолжал использоваться в России на протяжении еще более двух веков. Однако эта система постепенно накапливала небольшие ошибки в связи с тем, что средняя продолжительность юлианского года была больше солнечного на 11 минут и 15 секунд.
Такой календарь использовался вплоть до начала XX века, когда в России был введен григорианский. На новом петровском календаре основывались все официальные и церковные праздники, включая государственные даты. Однако постепенно юлианский календарь все больше расходился с григорианским из-за подхода к годовому исчислению, и к концу XIX века разница достигла 13 дней.
Несмотря на это, Русская православная церковь продолжала придерживаться юлианского календаря, поскольку он был неразрывно связан с православными традициями.
Календарная реформа 1918 года
В январе 1918 года советское правительство приняло решение перейти на григорианский календарь, чтобы синхронизировать страну с большинством европейских государств.
Григорианский календарь был разработан в XVI веке папой Григорием XIII и оказался более точным, чем юлианский. Чтобы понять, чем отличается григорианский от юлианского календаря, необходимо вспомнить главное несовершенство юлианского: отставание от него астрономического года на несколько часов. Разница между григорианским и юлианским календарями в том, что григорианский календарь точнее учитывает продолжительность астрономического года — 365,2425 дня, а не 365,25, как в юлианском. Чтобы исправить накопившееся отставание, из календаря 1918 года "исчезли" 13 дней: после 31 января сразу наступило 14 февраля. Такое уже бывало в истории: при переходе на григорианский календарь в 1582 году многие страны "потеряли" 10 дней, чтобы выровнять его с реальным временем. В Италии, Испании и Польше, к примеру, после 4 октября сразу наступило 15 октября.
Несмотря на официальный переход на григорианский календарь для светской жизни, Русская православная церковь продолжала придерживаться старого для церковных праздников. Это разделение привело к тому, что у нас закрепились два календаря: юлианский и григорианский, один для церковных нужд, другой для государственных. В советские годы это стало менее заметно из-за гонений на церковь: люди привыкли к тому, что есть григорианский календарь, и ориентировались в основном на него.
Какой сейчас календарь
Григорианский календарь, который официально используется в России, — это тот календарь, по которому мы живем. Он универсален для светской жизни, праздников и международных контактов. Однако Русская православная церковь до сих пор придерживается юлианского календаря. Получается уникальная ситуация: государственные праздники отмечаются по григорианскому календарю, а церковные — по юлианскому. Так, Рождество в России отмечается 7 января, а не 25 декабря, как в большинстве стран, использующих григорианский календарь.
Поэтому на вопрос о том, как называется наш календарь, можно ответить по-разному в зависимости от того, о каких праздниках или событиях идет речь. Сейчас разница между юлианским и григорианским календарями все еще составляет те же 13 дней, однако она продолжит увеличиваться.
Современные календари
За прошедшие века в мире было множество попыток создать альтернативные григорианскому и юлианскому календари. В качестве примера можно привести новый республиканский календарь, введенный после Французской революции. Он предлагал другой способ исчисления дней и месяцев в году, но существовал недолго. В итоге большинство стран перешли на григорианский календарь. Это позволило синхронизировать многие процессы в мире, что важно для международных отношений. Однако до сих пор есть и другие системы. Китайский, исламский и индуистский календари продолжают использоваться для религиозных и культурных целей. Эфиопский календарь сильно отличается от привычного нам григорианского календаря. Он основан на более древних календарных традициях и даже имеет другой отсчет лет.
Мировая история календаря полна изменений и реформ, которые отражают развитие общества, религии и государства. Переход от древних народных календарей к юлианскому, а затем к григорианскому календарю — это путь, который символизирует стремление всего мира к синхронизации. Особенности летоисчисления, свойственные культурным и религиозным традициям в разных странах, отражают их самобытность и желание сохранить свою идентичность.