«Мы горшки не ради горшков рисуем»: Как преподают рисование в ДШИ № 2

  • Чем живёт и как учит детей Ирина Максимова – преподаватель художественного отделения детской школы искусств.
Фото из личного архива

Многие березовчане знакомы с учителями из разных школ – лично, по нашим статьям или по публикациям в социальных сетях. Преподаватели русского языка и литературы, математики, иностранных языков и других предметов всегда на слуху, но есть те, о ком известно значительно меньше, хотя они вносят очень важный вклад в развитие юных березовчан. Речь идёт о педагогах дополнительного образования.

Мы очень мало говорим об этих замечательных людях, живущих творчеством и преподаванием. В нашем городе есть две детских школы искусств, в которых работают увлечённые своим делом художники, музыканты, танцоры и вокалисты. Эти учителя знакомят детей с миром творчества, приучают к высокому и прекрасному, готовят к поступлению в профессиональные учебные заведения. Однако их имена звучат слишком редко среди горожан.

Сегодня мы побывали в гостях в ДШИ № 2 и пообщались о личном и профессиональном с преподавателем художественного отделения Ириной Максимовой.

Телеграм канал Золотой горки

Ирина Викторовна родилась и выросла в Берёзовском. В детстве она попробовала всё – рисование, танцы, спорт, прикладное искусство. К 12 годам землячка решила, что всё-таки рисование нравится ей больше всего.

– Мы, советские дети, были предоставлены сами себе, – рассказывает березовчанка. – Я самостоятельно пришла в художественную школу, сама написала заявление, сама сходила на экзамен. Маме сообщила уже по факту: «Я поступила в художественную школу, сходи на собрание».

Землячка закончила ту же художественную школу, в которой теперь преподаёт. Далее Ирина закончила профессионально-педагогический колледж по специальности «Преподаватель технологии, черчения и ИЗО», затем получила высшее образование «Преподаватель декоративно-прикладного искусства», прошла переподготовку и получила дополнительную квалификацию «Педагогика дополнительного образования: изобразительное искусство».

Родители Ирины не были творческими личностями – мама работала поваром, папа был водителем. Более дальние родственники тоже не рисовали. Зато старшая дочь землячки разделила мамину любовь к рисованию, но творчество не стало профессией, а осталось любимым хобби.

Работа в ДШИ

Школа искусств – предпрофессиональное образование, поэтому для поступления нужно не только любить рисование, но и иметь определённые навыки. Для ребят проходят вступительные испытания: малыши слушают сказки и рисуют композицию – педагоги оценивают, как ребята умеют фантазировать, размещать объекты на листе и работать с цветами; старшие ребята рисуют натюрморт и композицию на заданную тему.

После конкурсного отбора формируется параллель – утренний и вечерний класс, в зависимости от смены в общеобразовательной школе. Как правило, оба класса попадают к одному преподавателю, который ведёт ребят с самого первого занятия и до выпуска.

– Малыши поступают на большой срок, обучаются 8 лет. Начинаем с простого – учимся выстраивать предметы из простых геометрических фигур, далее формируем сложные формы из простых, развиваем навыки работы с разными художественными материалами. Этот начальный этап длится 3 года, а с четвёртого класса начинается академическая предпрофессиональная подготовка – происходит знакомство с понятием «перспектива», учимся технике штриховки и приемам её нанесения, обучаем передаче светотени на различных предметах.

Старшие ребята поступают на более короткий срок, 5 лет, и начинают сразу с академической программы. Такое разделение существует не просто так – пространственное мышление формируется у ребёнка только к 11 годам, к этому же времени у детей достаточно укрепляются мышцы рук для того чтобы возможно было с большей точностью проводить линии (построение предметов) и наносить штриховку. Ведь юные художники работают без линейки и прочих приспособлений.

Основное направление Ирины Викторовны – живопись, но в своих классах землячка ведет и другие предметы – основы изобразительного искусства, прикладное творчество и станковую композицию.

– Как обычно проходят уроки?

– Работа длительная. Каждая тема занимает 3-4 занятия по 3 часа. К примеру, натюрморт. На первом занятии я выставляю сам натюрморт и объясняю материал – как построить каждый предмет, как разместить их на листе, на чём нужно сделать акцент, а какие вещи наоборот «пригасить». Ребята делают маленький эскиз – предварительный рисунок, чтобы понимать, как разместить лист и элементы на нём, подбирают цвета. Дальше идёт перенос наброска на большой формат и работа в цвете. В итоге одна работа занимает до 20 часов.

– Что ещё рисуют ребята?

– Основное – это натюрморты, их у нас много. Начинаем с простых, далее усложняем. На простых предметах, которые у нас всегда под рукой – горшочки, баночки, гипсовые фигуры, – хорошо набивается рука, отрабатывается понимание объёма и светотени. Ребята, конечно, устают от горшков, я им говорю: «Мы горшки не ради горшков рисуем». Основные формы бытовых предметов – цилиндрическая и круглая, мы отрабатываем на этих формах свет, полутень и тень. Начинаем работу с портретом – человеческое лицо тоже имеет округлую форму. Потом выходим на пленэр – ствол дерева в основе имеет цилиндр.

– Где проводите пленэры?

– Первые пленэры проходят рядом со школой – на ближайших улицах и в парках. Когда ребята подрастают, по программе идёт больший упор на архитектуру – выезжаем в Екатеринбург, рисуем исторические и сложные здания, отрабатываем элементы – резьбу, лепнину. Самых старших стараемся вывозить в другие города нашей области – Ирбит, Полевской, Сысерть и другие. А также посещаем образовательные пленэрные  программы в Казани, Владимире, Санкт-Петербурге. В 2024 году возили детей в Дагестан. Такие программы включают в себя, конечно же, пленэрную практику, мастер-классы от лучших преподавателей («принимающей» стороны) и музейную практику.

– Что самое приятное в профессии?

– Дети. Батареечка, которая заряжает меня. Они растут, меняются, и ты растешь и меняешься вместе с ними. Ты учишь их, а они тебя. Очень вдохновляет, когда видишь плоды своего труда. Когда из шестилетнего малыша с ежиком на смятом листочке, вырастают юные художники. И в день защиты дипломной работы на сцене стоит уже человек, не побоюсь сказать, с полноценной картиной.

Сложности

Самая большая сложность не только для художественного отделения, но и для всей школы – недостаток помещений. Учеников много, расписание очень плотное, а многие ребята не попадают ни в утренний класс, ни в вечерний из-за другого расписания в общеобразовательной школе.

– Бывает непросто и с самими детьми. Сейчас многие родители пытаются дать ребёнку как можно больше – чтобы он и рисовал, и пел, и танцевал, и спортом занимался, и языки учил. Из-за такой занятости ребята теряют погруженность в работу – в художественной школе нужно сесть, сосредоточиться, проникнуться. Получается, что у детей формируется поверхностное отношение, и не только к художественной школе, но и в принципе к кружкам.

У некоторых родителей нет понимания, что «художка» – это тоже школа, и требования здесь как в любом образовательном учреждении. Здесь много занятий, большой объём информации, длинные уроки, глубокое погружение в тему. Если в семье нет цели дать ребёнку художественное образование, то лучше пойти в частную студию или в кружки по интересам, где ребёнок будет рисовать для души, не углубляясь в академизм.

– С какими ребятами сложности бывают?

– Зачастую ребята понимают, куда и зачем они пришли. Как правило это хорошие детки, действительно увлечённые рисованием, достаточно старательные и усидчивые, так что каких-то сложностей обычно не возникает.

– Не бывает моментов, когда ребятам надоедает?

– Конечно, бывает. Обычно в 11-12 лет начинается переходный возраст, когда у детей скачет настроение, начинается «не хочу, не пойду». На собрании родителям проговариваю: «Обнимаем ребят, целуем, гладим по головке, говорим, что всё пройдет. Объясняем, что любой труд – это усилие, это старание, нужно приложить силы». В этот период бывает много импульсивных решений – сегодня не хочу рисовать и ухожу, а завтра жалею, что ушёл. Поэтому вместе с родителями стараемся успокаивать ребят, подталкиваем идти на занятия через «не хочу». В основном период проходит, и ребята остаются, отсеиваются единицы и не каждый год. Чаще уходят по состоянию здоровья, когда не могут долго сидеть, в связи с переездом или когда понимают, что не справляются с объёмом кружков, и отдают предпочтение другому направлению.

О творчестве в жизни

– Когда я училась в институте, у меня была очень хорошая преподавательница. Она сказала: «Вы должны понимать, кто вы – преподаватель или художник?». Мы все были уверены, что мы художники – мы же рисуем. А на практике я поняла, что я всё-таки преподаватель – я очень люблю детей, мне нравится учить их. Это моё призвание, однозначно, больше ничем в жизни заниматься и не хотела бы. И так как я всё же преподаватель, то на творчество для себя времени не остаётся. Бывает, что загораюсь написать картину в подарок, редко бывает потребность написать что-то своё. Зачастую рисую вместе с ребятами, прорабатываю сложные моменты, но не для себя.

– В домашней жизни бывают какие-то творческие моменты, не связанные с рисованием?

– Иногда хочется эстетики – собираю композиции для украшения дома, подбираю какие-то элементы. Часто посещаю выставки, интересно взять что-то на заметку и посмотреть современных авторов.

– Как относитесь к современному искусству?

– По-разному. Есть совсем абстрактные вещи, которые делают не ради искусства и красоты, а ради того, чтобы шокировать зрителя. Но много современных авторов, которые делают интересные вещи в традиционном стиле. Я была на курсах в Москве при Академии Акварели – там классика, академическое рисование в акварели, масляная живопись. Очень красивые современные работы, очень реалистичные.

– У вас есть любимые жанры, художники?

– Я очень люблю пейзажи, мне нравится пейзажист Васильев. У него очень интересные и атмосферные работы – закаты, грозы, туманы. Из современных не могу кого-то выделить.

– Что самое главное в искусстве?

– Для меня главное – научить детей любить рисовать. Далеко не все наши ученики становятся профессиональными художниками, архитекторами и дизайнерами. Большая часть выбирает другие профессии. Мне очень хочется, мне очень важно, чтоб у ребенка остались теплые чувства о времени, проведенном в художественной школе, чтоб их не покидала тяга к творчеству, чтоб это сопровождало их по жизни и стало хотя бы их хобби. Примеров у меня таких много. Кто-то фотографирует, кто-то расписывает одежду на заказ, кто-то учит детишек рисовать.

Хочу закончить фразой Николая Алексеевича Островского:
«Творческая работа – это прекрасный, необычайно трудный и изумительно радостный труд».

Подписываюсь под каждым его словом!


Сообщи новость

Отправьте новость в наше издательство, расскажите о проблеме или подскажите интересную тему для публикации.

Позвонить

Написать

Золотая горка

Будь в курсе событий!

Всегда на связи

Стань автором новостей!

  

Контакты

Россия, 623700, г. Берёзовский, Свердловская область, ул. Театральная, д. 3, 3-й подъезд, оф. 80

8 (343) 247-83-34, +7 904-98-00-446, info@zg66.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+