Иван Конин – шестнадцатилетний художник-самоучка из Берёзовского. Впервые о нем рассказали наши подписчики, которые увидели его на пленэре и сфотографировали, как он рисовал сосны в районе МЖК. Мы выложили снимок, и Иван написал нам. Чтобы узнать художника получше, мы в один из следующих его выходов на природу с мольбертом присоединились к нему.
Творчеством березовчанин занимается всю жизнь, года четыре как выходит с красками на улицу, чтобы рисовать натуру. В прошлом году пробовал поступить на бюджет в художественное училище, но не получилось. Отчаиваться не стал. Усиленно тренируется, чтобы в этом году снова испытать себя. Бросать это дело не намерен, потому как без творчества себя не видит.
– Знаю, рано или поздно я поступлю, потому что, я считаю, это мой путь, по которому я должен пройти. У каждого же свои трудности, – говорит Иван, сосредоточенно глядя вдаль, сквозь сосны на водную гладь.
Он всегда любил ходить по музеям, рассматривать картины классиков российской живописи. Любимых художников много. Называет Исаака Левитана, во многом его подход к пейзажу очень близок нашему герою. Любит творчество Алексея Грицая – творца уже советской эпохи.
Выбирая, в какой манере писать, отталкивается от момента. В тот день, когда мы встретились, погода была солнечная: тут буйство красок, сизые тени и настроение – импрессионизм. В пасмурный день будет писать тонко, рассыплет жемчуг по полотну (здесь подразумеваем оттенки), и выйдет классический академизм, реализм. В погоде предпочтений нет, любит все состояния природы и бежит рисовать всегда, когда есть возможность. Старается браться за кисти каждый день, чтобы набивать руку.
– Я считаю, что в жизни человек должен обязательно оставить какой-то след, не шлейф, а след. Поэтому я занимаюсь живописью. Ну и, конечно, это постоянно манит. Когда долго не пишу, у меня прямо ломка начинается, ощущение, как будто что-то не так делаю, – рассказывает Иван.
Постигая мастерство художника, он получает ценные уроки от казанского живописца Рустема Хузина. Березовчанин называет его своим учителем, духовным наставником. Рустем Фаитович подарил семье Кониных несколько своих работ, за что юный художник очень благодарит состоявшегося. Вообще Иван мечтает о своей коллекции живописи. Есть у него на примете и художники из Екатеринбурга, чьи работы хотел бы иметь в коллекции: Алексей Ефремов и Александр Ремезов. Считает их картины замечательными и выделяет как главных мастеров города.
Иван хочет организовать и собственную выставку. У него уже сложилась коллекция из собственных работ, которые он хочет показать зрителям. При этом какие-то картины продает, иногда пишет на заказ. Среди постоянных покупателей – поэт, ценитель искусства. С Иваном он условился об определенной цене. Кстати, наш собеседник отметил, что подход всегда индивидуальный – и к картине, и к покупателю. Нет универсальной формулы, по которой высчитывается цена, как и нет единственного условия для покупки в виде оплаты. Художнику важно, чтобы картина попала в хорошие руки.
Тема дороговизны материалов – одна из больных для юного дарования.
– У меня с каждым выдавленным тюбиком сердце кровью обливается, – признается Иван. Сетует и на качество масляных красок, сожалея, что не застал советской эпохи, когда краска была лучше. В то же время порой он, когда пишет для себя, выбирает картон, а не холсты, как и мастера прошлого.
Времени на одну картину может уйти от двух до трех часов, если речь о работе на пленэре. Тут важно успевать за солнцем и ловить мгновения. Дома работа может растянуться. Есть в его биографии картина, которую Иван писал месяц, а признается: мечтает о годах. Подобно Александру Иванову, который писал «Явление Христа народу» больше двадцати лет, создав по ходу около шестисот этюдов и набросков, которые сами стали полноценными произведениями искусства, березовчанин тоже хочет создать такое полотно, которое станет историческим в его личной судьбе.
Спросили Ивана, как люди реагируют на художника на пленэре.
– По-разному. Кто-то восторгается, смотрит, спрашивает, кто-то издалека поглядывает. Кто-то даже мимолетом не взглянет на картину. Мне казалось, это всегда так интересно, когда художник на пленэре работает – посмотреть, как он там всё это делает. Но, видимо, у людей свои дела. Я считаю, что стесняться нечего, можно подходить, смело спрашивать. Некоторые художники переживают: «Как я встану на улице? Все же на меня будут смотреть». Ладно. Что теперь? Из-за этого картины не писать? Кто-то выбирает более простой путь – пишет дома, с картинок, с телефона, по мастер-классам. Такой путь тоже есть, – отмечает Иван.
Художник уверен, что главное – это непрерывно работать, при зрителях или нет – неважно. Только упорным трудом чего-то добьешься.
– Искусство – не только живопись, искусство во всем проявляется. Можно и лампочку вкрутить искусно. Если о моей сфере говорить, о сфере живописи, то для меня искусство это, прежде всего, передача божьего мира через свое полотно. Чтобы художник не себя выпячивал на передний план, а был проводником, как мой учитель сказал, проводником от Бога к человеку. Вот это для меня искусство, – поделился Иван Конин своим видением искусства.