Он автор проектов «Эковидение» – установка информационных аншлагов на берегу Шиловского водохранилища и «Прострел» – размещение информационных табличек в местах произрастания краснокнижного прострела желтеющего. Занимается просветительской деятельностью по экологии среди школьников и молодежи.
Дмитрию 26 лет, коренной березовчанин увлечен пешим туризмом, краеведением Урала и наблюдательной астрономией. Инженер лесного хозяйства, кандидат сельскохозяйственных наук, преподаватель высшей школы Уральского лесотехнического университета. Работает в МКУ «Благоустройство и ЖКХ БГО». В 2018 году выиграл муниципальный грант с экологическим проектом «Эковидение», в июне 2019 года получил премию мэра города в номинации «Молодой общественный лидер». Администратор городской экологической группы «Наш лес» сети «ВКонтакте».
На поляне, где растет краснокнижный прострел желтеющий. Окрестности Шиловского пруда. Фото из личного архива
Экологии в городе не существует
На вопрос о причине выбора общественной экологии как своей социальной деятельности Дмитрий говорит, что к экологии люди приходят по необходимости, и в какой-то момент у него получилось так же. Пару лет назад березовские экологи проводили опрос и выяснили, что у березовчан в ряду жизненных приоритетов экология занимает последнее место. Проще говоря, пока люди не сталкиваются вплотную с экологическими проблемами, они им не интересны. Да и экологии как таковой в городе нет, ведь все, что преподносится жителям под этим названием, связано не с природой, а с городским сообществом, парками и местами отдыха, инфраструктурой города, промышленными предприятиями. Экология – это природа, которая прекрасно живет и возобновляется без вмешательства человека. Человек склонен обустраивать свой быт, и к экологии это не имеет отношения.
Берёзовский экологичный
– Дмитрий, по вашей версии, какие основные экопроблемы есть в Берёзовском?
– Кардинально влияющим на экологию города фактором является транспорт. Березовский интенсивно развивается, но по сравнению с Екатеринбургом он менее загружен автотранспортом. При возросшей нагрузке дорожная сеть осталась прежней, и это несоответствие снижает качество жизни горожан. Комфорт складывается из мелочей, и сейчас людям дорога каждая минута личного времени. Им не хочется тратить его на стояние в пробках, ведь многие именно из-за их отсутствия переехали в Берёзовский. Решающим фактором приехать жить в Берёзовский для многих стало наличие в шаговой доступности парков и леса, но их остается все меньше. По сути, привлекая приезжих рекламой со слоганами о чистом воздухе и лесе, власти, расширяя территории для новостроек и инфраструктуры, этот же лес и вырубают. Коренным жителям не нравится, что город стал спальным районом Екатеринбурга.
– Есть у лесовода идеи, как остановить рубку городских лесов и возобновить уже утраченные?
– В плане озеленения у Берёзовского есть неплохой потенциал, и даже в старых районах города, где многие деревья утрачены из-за их возраста. Необходимо, чтобы восстановлением занимались специалисты по ландшафтному дизайну – они смогут правильно подобрать виды растительности с учетом потребностей горожан. Сейчас город растет от центра к периферии, во многих местах производят удаление старых деревьев, и это неплохо.
Как правило, жители с трудом переживают замену старых деревьев на молодые саженцы. Визуально и психологически это некомфортно – было большое дерево, а осталось пустое пространство с маленькими саженцами, которым расти не один десяток лет. Старые деревья необходимо спиливать по регламенту, а районы города постепенно озеленять заново. У Березовского есть замечательная возможность одновременно омолодить растительность в старых районах и постепенно облагородить пространства возле новостроек.
Усьвинские столбы. Фото Сергея Стукова
И, конечно, нужно максимально сохранять островки естественного леса в черте города. У него есть бесспорное преимущество перед искусственным – лесной подлесок богат разными видами растений, выделяющих фитонциды, значимо естественное затенение, пылеудержание, благотворное влияние на психофизиологическое состояние людей. Естественный лес обладает устойчивостью к воздействию человека, у него больше шансов возобновиться, а значит, дольше быть полезным.
– Как относитесь к вырубке лесов в окрестностях Берёзовского?
– Если говорить о природопользовании, то людям можно брать от леса небольшую часть благ, но не все и не сразу. Лесу нужно дать время возобновиться. Мотивом любой санкционированной вырубки здорового леса в черте Берёзовского становится идея – это на благо горожан. Будь то новый микрорайон, место отдыха, спортивная площадка, его стараются расположить вблизи дорог и домов, чтобы сложилась удобная инфраструктура. Территорий, пригодных для застройки в БГО, предостаточно, те же Шиловские поля – не нужно ничего вырубать, можно сразу строить.
Во время установки информационных аншлагов на Шиловском пруду. Фото из личного архива
Но там сложно построить комфортную инфраструктуру и в угоду удобству под застройку вырубают массивы хорошего леса в городе. Если сравнить километр леса и километр новостроек – вырубка и новый микрорайон принесут прибыль, а нетронутый лес не принесет дохода. Такая же ситуации с мусорными полигоном, возле Красногвардейского, на болотах, где категорически нельзя размещать подобные предприятия, но решающий фактор – наличие подъездных путей.
Мусорный полигон на пустырь
– Где же тогда можно размещать заводы по переработке мусора?
– Сначала нужно спросить у людей, которым предстоит жить возле полигона и завода по переработке мусора, хотят ли они такого соседства. Нужно учесть рекомендации специалистов природоохранных организаций, лесного хозяйства и только после этого утверждать проект полигона. У нас же сначала утвердили, а через несколько лет люди по факту узнали и строительстве полигона. Понятно, что мусорный полигон «Северный» вскоре исчерпает свою емкость, его придется консервировать, и будет необходим другой полигон.
В окрестностях скал Соколиный камень. Фото из личного архива
Решение о новом месте нельзя принимать большинством голосов, ведь это самое большинство не будет жить рядом мусорным заводом. Полигоны целесообразнее располагать в местах, максимально отдаленных от населенных пунктов, в местах, уже переживших воздействие человека – заброшенные карьеры или большие пустыри, без леса, рек и озер.
– Если оценивать раздельный сбор мусора в Берёзовском – все идет правильно?
– В городе несколько лет идет популяризация идеи раздельного сбора мусора, и это радует, но люди не понимают, почему их обязывают разделять
мусор и платить за его утилизацию. И это было и будет основной проблемой. Думаю, на государственном уровне необходимо установить льготы за раздельный сбор мусора, например, возврат средств в ТСЖ или заложить суммы за сбор мусора в стоимость товаров.
– Сами сортируете мусор?
– Наверное, сейчас удивлю, но сортирую мусор на три части – бумага, батарейки и все остальное. Делаю так, потому что за это нет материальной компенсации от государства. Судя по наполнению мусорных контейнеров, подавляющее большинство горожан этого также не делает, и понятно, почему. Люди заняты на работе с утра до вечера, и у них нет желания занимать вечер сортировкой мусора по пакетам. Государство, к сожалению, не побуждает население к дисциплине в сборе мусора, даже бизнес редко несет ответственность за нарушения – все уверены, что им ничего не грозит, а призывами трудно чего-то добиться. Все – таки экологическая идеология должна стимулироваться материально.
– А почему люди не хотят платить за вывоз мусора, как делают это за границей?
– У них нет понимания, что бытовой и строительный мусор – разные, по сути. Утилизируются они разными способами и в разных местах, а значит, и платить за них нужно отдельно и заключать договора с разными организациями. В Березовском жители уже привыкли к контейнерам для пластика, многие сдают батарейки и технику в пункты приема, и это положительная система, которую нужно сохранить и постепенно совершенствовать.
Молодежи нужны знания
– Как же тогда донести до молодёжи необходимость экологичной жизни?
– На молодежь не получится резко повлиять, семейное воспитание и сложившийся уклад жизни сложно перебороть. Мне приходилось проводить несколько областных конкурсов, и стало понятно, что современные подростки очень мало знают об экологии, даже те, кто занимается в профильных кружках.
Думаю, в ближайшие десять лет не будет больших изменений в отношении людей к экологии, охране природы по причине укоренившегося в головах людей потребительского мышления. Сейчас у моего поколения есть шанс и даже прямая обязанность воспитать экологически ответственную молодежь и детей. Для этого им нужно дать базовые знания, сформировать экологическое законодательство, обозначить им ориентиры, куда двигаться и как жить дальше.