Продолжаем серию интервью с главами поселков, и на этот раз мы посетили крупнейший в городском округе – Монетный. Больше 5500 человек живет здесь по данным на 2020 год. Главный по Монетному – Константин Емелин.
– Монетный выглядит скорее не посёлком, а районом города. И по количеству населения, и по высотности зданий и их количеству, и по инфраструктуре. Чувствуете ли вы груз ответственности за территорию, в которой из-за её площади, очень разношерстного населения существует много проблем?
– В рассвет советских времен, во времена интенсивной работы торфопредприятия на территории Монетного проживало больше 11 тысяч человек. Это с богатой историей посёлок. Мы начинали с того, что обжигали уголь, потом добывали золото, сейчас все эти шахты закрыты, но кто знает, сколько еще запасов в этих недрах. За время, пока они закрыты, технологии обнаружения месторождений очень сильно изменились. Потом пришли времена бараков для ссыльных и добычи торфа. Затем – лагеря для военнопленных. И после – расцвет социализма, на территории Монетного были четыре клуба, четыре фонтана. Это всё по большому счету признаки полноценного поселка городского типа. И граждане сегодня чувствуют себя именно как жители поселка городского типа. В связи с этим мы и стремимся всегда быть ближе к городу.
Я очень доволен, что Евгений Рудольфович, несмотря на заботы города, находит возможность уделять внимание поселкам. Город же проглотит все бюджеты, и ему еще будет мало. Но динамика последних лет показывает, что мы не отстаем.
Плюсы в том, что мы живем отдельно, все же есть. Мы знаем друг друга. Конечно, когда я только пришел, были моменты становления, но сейчас я порой знаю о поселке больше, чем те, кто здесь проживает. И сегодня мы понимаем друг друга с полуслова.
– Сразу чувствуется, что вы читали предыдущие интервью, потому что мы везде спрашиваем у глав, которые не являются уроженцами поселков, об отношении к ним со стороны жителей.
– В «Братьях Карамазовых» был такой персонаж, старец Зосима. И его любили и почитали. Но быть любимым всеми невозможно. Всегда найдутся те, кто завидует, те, кто ненавидит за всеобщую любовь. И когда Зосима умер, те, кто его недолюбливал, унюхали, что тело начало пахнуть. Даже в ситуации, когда вроде бы надо проводить, люди все равно нашли, за что зацепиться. Достоевский писал это в девятнадцатом веке. А мир в целом не меняется. Само бытие остается таким же: кто-то за, кто-то против. Но, наверное, благодаря этому и существует прогресс.
Ответ на ваш вопрос прост: я не жду похвалы, я выполняю свою работу. И оглядываясь на сделанное, мне не стыдно. Я с гордостью смотрю на то, что нам удается сделать.
– Монетный стал для вас родным?
– Конечно. Я бы даже, если бы мне предоставили участок (смеётся), построил бы для себя избушку. Для меня никогда не было проблемой доехать из Берёзовского до Монетного. Но я думаю о том, чтобы перебраться. Дети вырастают, хотелось бы оставить им жилье, а самому переехать в Монетный, меня он во всем устраивает.
– Это вы сейчас спустя годы говорите, когда видите результаты собственной работы?
– Когда появились результаты – я в посёлок влюбился. Сначала присматривался. И возможность проживания я рассматриваю вне зависимости от того, буду ли я работать в администрации.
– Вы сколько хотите занимать эту должность? Пожизненно?
– Абсолютно нет. Я хочу работать до тех пор, пока есть поддержка. Меня поддерживают граждане, есть поручения, которые я выполняю. Как только я пойму, что результат сводится к нулю, к видимости работы, то у меня попросту не будет удовлетворения.
Мы каждый год здесь что-то строим. И на это приятно посмотреть. Сейчас у нас в приоритетах – благоустройство. Мы хотим привести в порядок парки, развивать спорт.
– Обычно посёлки мечтают о чищеных асфальтированных улицах и освещении. А вы тут про парки. Ну, вот у вас есть, как бы так помягче сказать, удаленный посёлок. Островное...
– Он же, кстати, не такой старый, в 60-х годах был образован. И там очень дружные жители.
– Ну, сложно быть не дружным, когда вас на весь поселок 205 человек. Если я правильно понимаю, что те 34 человека, для которых построили дом в Лосином, будут вычтены из этого числа. Остается 171. Какое вообще развитие у этого посёлка может быть?
– Дачное направление.
– То есть теоретически человеку, который живет в Островном в доме под расселение и не хочет уезжать, можно обратиться за выделением участка?
– Сейчас самое время. Если по силам.
– Вряд ли березовчане рванут туда за участками, но вот для Асбеста создали все условия, чтобы Островное стало их местной Рублевкой. Дорогу построили. Они также могут обратиться за землей?
– Да. Всё же зависит от людей. А сейчас, после истории с пандемией, особенно те, кто отсидел в квартирах, тянутся к земле.
– Как часто вы там бываете?
– (Пауза). Сезонно. То есть зимой и летом. Но у нас там есть комендант, и обычно мы все вопросы решаем через нее. Последний раз были там месяц назад, с прокуратурой. Это был прием.
– Константин Васильевич, дом по Свободе, 1 – громкая сейчас тема в повестке вашего поселка. Были ли вы в курсе ситуации, взаимодействовали ли вы с жильцами этого дома?
– В свое время Николай Михайлович Киндрась хлопотал на тему жилья для сотрудников нашей поликлиники. И единственное быстрое и доступное решение в то время было выделение этих теплых помещений. Я был в каждом, я знаю, кто там проживает. Там всё очень чисто, достойно. И в принципе проживали все без проблем, пока не перемерзла вода. И вроде бы следовало обратиться к специалистам, которые решат эту коммунальную проблему, но выбрали путь требований и обращений к депутатам. То есть не решили хозяйственным способом, а сразу направились бить в колокол. Конечно, следовало подумать, каким путем пойти.
Не зря что-то происходит в жизни, и эта ситуация в очередной раз напоминает нам, что у нас острый дефицит жилья для учителей и медиков.
– Как пандемия сказалась на ваших местных предпринимателях?
– С предприятиями мы собирались на совет в феврале, и по кратким докладам, в принципе, год они выстояли. У кого-то было падение, оно было связано с отсутствием сырья или с дебиторской задолженностью.
– В прошлом году депутат Татьяна Артемьева говорила о росте преступности. Как вы оцениваете ситуацию сегодня?
– Мы всегда очень переживаем насчет безопасности. Все эти законы, например, запрещающие курить на остановках и на детских площадках, распивать спиртные напитки в общественных местах, должны не только создаваться, но и соблюдаться. В поселке, конечно же, есть нехватка контроля, патрульно-постовой службы, о чем мы говорим уже не первый год.
Но внутри поселка мы знаем всех, основное волнение у нас вызывают так называемые гастролеры, люди, которые заезжают к нам в поселок, чужаки.
– Какие еще проблемные точки в Монетном?
– Сегодня нам важно двигаться в вопросах благоустройства, водоотведения, ливневой канализации. Нам надо выводить воду из центра поселка, по весне в домах подтапливает подъезды. Это большая работа, строительство практически с нуля.
– Ну, вы, конечно, размечтались. Даже в городе нет ливневой канализации. Чего еще не хватает посёлку? О чём мечтаете?
– У нас остается забота о детских площадках. Больше десяти новых площадок мы поставили, но за время эксплуатации они изнашиваются. Сегодня мы их содержим с помощью собственных сил, сил предприятий и МКУ, а хотелось бы, чтобы за ними смотрела управляющая компания.
Я сейчас настроен на благоустройство центральных районов. Нам нужны культура и чистота, нужны места для прогулок, для занятий спортом.
Буквально вчера мы разговаривали с директором нашего дворового клуба, Марией Андреевной, она говорит о том, что молодежь обращается с просьбами организовать досуг. У нас более 1,5 тысяч детей. Конечно, часть на себя взял ФОК, часть ходит в музыкальную школу, в досуговый центр, но есть и те, кто не знает, куда пойти. Нужны площадки для концертов, вечернего досуга, потому что у нас много живых ансамблей. Есть музыкальные группы, но выступать им негде.
Вы говорите: в то время, пока другие мечтают об освещении, чистых улицах, асфальтированных дорогах, мы мечтаем о парках. Но то, что вы называете – это текучка, работа, которую мы и так делаем. Конечно, я мечтаю, что МКУ выделит нам дополнительно двух разнорабочих траву косить.
В последнем письме к депутатам мы просим о благоустройстве наших парков на улице Кирова, центрального, Победы, на территории лесхоза за школой № 32, хотим создать полноценные спортивные площадки.
Еще я мечтаю о высокой явке жителей на выборах. Это нужно для того, чтобы мы дальше могли динамично развиваться и реализовать планы жителей Монетного. Почему считаю это важным, потому что это своего рода обратная связь населения. Если мы хотим клубы, парки и т.д., то нам нужен очень высокий показатель активности. Как этого добиться, я пока не знаю. Но знаю, что это повысит лояльность и внимание к нашим вопросам.
Константин Емелин:
– Родился я не в Монетном и даже не в Берёзовском. А в Алапаевске, это промышленный край с предприятиями металлургии и лесопереработки.
Папа – глава семьи и пример в работе, мама – партийный работник и коммунист. За зиму сделали сруб и к осени заехали с мамой в собственный дом. Награждены знаком отличия «Совет да любовь» в 2012 году.
Времена были строгие, и в стране прокладывался путь к коммунизму. Помню, что крестили меня тайком, у попа на дому, вместе с другими ребятишками. Воспитывать меня было некогда: взрослые всегда были на работе. Сестра смотрела на меня в школе с доски почета, а учителя меня спрашивали, в кого я такой.
После окончания мной начальных классов наша семья переехала в поселок Верхняя Синячиха, я жил и рос там до совершеннолетия.
После школы ходил на картинг, авиамоделирование, на трудах вытачивал напильником молоток из металлической болванки. Время прошло, а руки-то все еще помнят. Занимался спортом, несколько лет был защитником футбольной команды «Дружба», участвовали в областных соревнованиях. Любил походы в лес, охоту.
В то время Алапаевский район был металлургическим краем. Металлургические предприятия готовили новые кадры. И в это время как раз началось строительство нового металлургического завода НАМЗ с новыми электродуговыми печами. Металлурги получали от производства жилые квартиры, заработная плата была 500 рублей, а в среднем по городу 100-150 рублей. Плюс горячий стаж. Конечно, молодых романтиков потянуло в металлургию. Тем более что родные по родительской линии прошли этот не легкий, но интересный путь.
После окончания школы поступил в училище на специальность помошник сталевара электродуговых печей. Как раз в это время начинается перестройка.
Союз рухнул, и вместе с этим рухнуло строительство нового завода. Я некоторое время поработал на металлургическом заводе в В. Синячихе и в Челябинске. До сих пор помню закладку шихты в печь и свой первый пробой.
Времена менялись, начались рыночные отношения, и о бесплатном жилье можно было только мечтать. Я возвращаюсь домой и оканчиваю очно Уральскую государственную сельскохозяйственную академию (сейчас университет) по специальности управление и экономика на предприятии. Работаю уже в студенческие годы в крупных компаниях по развитию дистрибуции и контроля дебиторской задолженности. Объездил всю область. За хорошую работу был неоднократно награжден путевками в Чехию и даже в Рио-де-Жанейро. Работал в Перми и в Москве, благо организация предоставляла жилье и полное довольствие. Уходил на работу – дети спят, приходил с работы – дети уже спали. И жена мне как-то сказала, что так и вырастут, не видя отца.
Супруга у меня молодец, мне с ней повезло, она меня всегда поддерживала. Прожили с ней тридцать лет, а любовь к ней только крепнет.
Приняли решение ехать на родину. Купили квартиру в Березовском себе и земельный участок родителям, чтоб были поближе.
Старший сын пошел в школу, а младший в детский садик с бассейном. Я мог его отводить и встречать. Это сейчас для меня самые драгоценные воспоминания.
Пошел в администрацию поселка знакомиться с главой и устроился на работу. Вячеслав Пиусович поддержал мою кандидатуру и передал наказы жителей. Он в то время руководил администрацией города.
Так началась моя муниципальная служба, на которой я работаю уже более десяти лет. Только благодаря директорам предприятий и чистота в поселке держалась, и дороги ремонтировались, и многие социальные вопросы решались.
Много жалоб поступало от жителей на темные пешеходные тротуары. Был построен и освещен тротуар вдоль железной дороги. Сейчас, правда, умудряются вокруг него раскопки устраивать. Ищут металл, так как рядом завод МТРЗ, и владельцы металлоискателей регулярно портят наше благоустройство. Но спасибо полиции, ведет работу в этом направлении.
Помню, в первый или второй год моей работы сильно горели торфяники, бараки. Хорошо, что жителей мы уже из них переселили на Лермонтова, 17. Но вид был, как после бомбежки в 41-м. В центре поселка все три барака сгорели дотла. Зрелище жуткое.
Пришел Николай Киндрась ко мне на прием и спрашивает: «что делать будешь?». А я отвечаю: застраивать будем. Новыми домами. Он на меня посмотрел так с выпученными глазами и говорит: мечтай больше.
Но время идет, и под грамотным руководством главы города Евгения Писцова, при поддержке депутатов мы многое построили. Если бегло подводить итоги то это: пять новых многоквартирных муниципальных домов, котельная на центральный поселок, два детских сада по 135 мест каждый, бассейн, ФОК, десяток тротуаров. Увеличили в пять раз количество уличного освещения, провели капитальные ремонты школ и обелисков Победы.
Но самое главное – это безопасность жителей. Вспоминаю то время, регулярные аварии на сетях доводили людей до морального истощения.
Первая ласточка надежды полетела весной благодаря Сергею Ильиных. Мы заменили более километра центральной трубы водоснабжения в лесхозе (р-н Южный) от накопительных баков до котельной. Это было несколько лет тому назад, что можно назвать началом глобальных капитальных ремонтов наших до неузнаваемости изношенных сетей. Регулярно Антон Еловиков проверяет работу строителей и подрядчиков по капитальному ремонту сетей и центральных магистралей водоснабжения и водоотведения. Вопросы решаем быстро и без проволочек. Радует то, что взамен асбестовым и прогнившим чугунным трубам прокладывают высокопрочный пластик. Будем надеяться, что прослужит долго.
Пришла новая УК «Кот», и жалоб по обслуживанию многоквартирных домов от жителей на ежемесячных приемах депутатов стало меньше или практически не стало.
Старшие по улицам ведут работу в частном секторе. У нас их более 30. Но это мы их называем старшими по улицам, а на самом деле это просто неравнодушные граждане, радеющие за свою территорию, не словом, а делом решающие социальные вопросы.
Очень дружный совет ветеранов поселка, с богатой историей. В прошлом году простились с бессменным руководителем Анатолием Зыряновым. Бережно хранил коллектив совета. По доброй традиции ежегодно в кафе «Фонтан» Луиза Лукманова организовывала встречу детей, у кого отцы погибли в войну. Сейчас по единогласному решению общего собрания совет возглавил Бессонов Владимир Павлович.
Самое главное для наших жителей – это благоустройство и рабочие места. Когда у человека есть работа, тогда есть и стабильность, и планы можно строить. У нас производственный поселок, и есть где работать. Вакансии регулярно размещают местные предприятия.
Но вопросы еще остаются.
Ранее мы публиковали интервью с главами Лосиного, Кедровки и Ключевска:
«Мэр» посёлка Лосиного Юлия Хрушкова открывает серию интервью с главами посёлков
«В таких посёлках главой должен быть мужчина». Разговор с врио главы Кедровки Светланой Зиминой
Галина Упорова: «Всегда всё пропускаю через себя». 10 лет у руля посёлка