Возможно, у вас сын или дочь — первоклассник, и он каждый день отправляется в школу через «не хочу». А возможно, и дети постарше регулярно с боем (или нытьем) пытаются доказать вам, что у них болит живот, или они не выспались, в общем, находят причину, чтобы не отправляться на уроки.
В сентябре школа особенный стресс для ребенка. Снова нужно перестраивать свою жизнь и привыкать к строгому распорядку дня. Что же делать, если чадо отказывается ходить в школу?
Желание пропустить школу далеко не всегда означает, что есть проблемы. Например, абсолютно нормально не хотеть учиться сразу после каникул или в конце четверти, когда много контрольных работ. Ровно то же чувствуют взрослые, когда им не хочется на работу после отпуска или в период сдачи годовых отчетов.
Однако и в такие моменты родителю стоит наблюдать за поведением ребенка и общаться с ним доверительно, без паники и тревожности. Важно не пропустить настоящую проблему — хроническое нежелание ходить в школу.
Порой дети даже не говорят об этом вслух, но родители могут заметить изменения в поведении. Признаки того, что ситуация может быть запущенной:
- ребенок почти не занимается уроками и в целом учится хуже, чем раньше;
- в разговорах избегает вопросов о школе, одноклассниках и учителях;
- не интересуется предметами или темами, которые ему раньше нравились;
- неохотно собирается на учебу, без радости идет в школу по утрам.
- Если вы видите, что поведение ребенка относительно школы и всего, что с ней связано, сильно изменилось, стоит рассматривать происходящее как проблему, требующую родительского вмешательства. Только напомним, что действовать нужно аккуратно, доверяя школьнику, а не подавляя его.
Причины нежелания учиться
Список причин, по которым ученик может «разлюбить» школу, бесконечен. Но есть несколько основных факторов, которые можно и нужно проработать в семье.
1. Адаптация и кризисы в учебе
Еще вчера в детском саду разрешали вести себя как угодно и не требовали сидеть на месте в неудобной одежде. А сегодня нужно несколько часов проводить за партой, молчать и решать скучные задачи. Неудивительно, что первокласснику может быстро разонравиться школа — ему требуется время, чтобы привыкнуть к учебному формату.
Однако адаптация — проблема не только первого класса. Еще один кризис ждет учеников при переходе в среднюю школу. Особенно учитывая, что финальные тесты в начальной школе проводятся уже довольно строго, почти как у взрослых. А в некоторых школах и специализированных классах проводятся тесты и контрольные, вполне сопоставимые с ОГЭ и ЕГЭ в старших классах. Это ощутимый стресс для школьников и их родителей.
Первое полугодие пятого класса тоже может быть очень непростым. Выпускникам начальной школы приходится привыкать к совершенно новому формату учебы: несколько учителей-предметников вместо одного, обучение в разных кабинетах, больше уроков каждый день. Это довольно трудно!
Не стоит забывать и про кризисные периоды выпускных классов (девятого и одиннадцатого), когда буквально весь учебный процесс заточен под ОГЭ и ЕГЭ. А еще бывает адаптация к новой школе или классу — она у всех детей протекает по-разному.
2. Перфекционизм и выгорание
Существуют дети-перфекционисты от природы и дети, которым стремление к идеалу привили родители. Пресловутый «комплекс отличника», когда и сам ученик, и все вокруг него ждут только «пятерок», — проблемная ситуация. Получая другую оценку или делая ошибки, такой ребенок постепенно разочаровывается в своих силах.
Собственное или родительское недовольство оценками и уровнем знаний могут приводить ребенка к выгоранию и разочарованию в себе как личности. И в какой-то момент бывший любимчик учителей, отличник и победитель Олимпиад вдруг может стать прогульщиком и двоечником.
3. Конфликты и буллинг
Нередко нелюбовь к школе растет из конфликтов с одноклассниками или учителями. А проблемы с учебой возникают как следствие того, что ребенок тратит силы на самозащиту и переживает из-за буллинга.
Впрочем, дело может быть и не в этом. Например, любимого учителя заменили на другого, а тот преподает насколько скучно, что ребенок утрачивает к предмету всякий интерес.
А бывает и так, что ребенок и учитель взаимно «невзлюбили» друг друга, и это отражается на оценках по предмету. Потом снижается успеваемость, а вместе с ней — мотивация учиться и вообще посещать школу.
4. Фактор переходного возраста
В переходном возрасте в голове ребенка перестраивается жизненная иерархия: родители перестают быть единственными авторитетами, в среде одноклассников и друзей появляются другие, часто более значимые личности. Меняется также восприятие авторитетности учителей.
В такое время взрослое «надо» перестает быть значимым во всех смыслах. Надо учиться, чтобы чего-то достичь в жизни? Подросток может разувериться в этой концепции, перестать ей следовать назло семье и учителям. А еще может забросить учебу или намеренно начать учиться хуже, чтобы порадовать своих новых друзей.
5. Монотонность
У детей, как и у взрослых, со временем исчезает эффект новизны, который стимулирует интерес к занятиям. Монотонное следование правилам и школьному дресс-коду, необходимость рано вставать, чистить зубы, изо дня в день заполнять дневник или решать одни и те же примеры — все это надоедает. А если при этом еще и учителя скучно преподают свои предметы, а друзей в школе нет, то зачем туда ходить?
6. Усталость
Ребенок может банально перетрудиться и устать от школьной нагрузки. Во-первых, сейчас серьезная программа даже в младших классах. Во-вторых, переутомление может накладываться на сезонный авитаминоз или перенесенные простуды.
Дети часто не могут вовремя понять, что устали и нуждаются в отдыхе. Особенно когда речь идет о компьютерных играх и смартфонах, которые только дополнительно забирают силы и энергию.
Не стоит забывать о кружках и спортивных секциях, которые создают дополнительную нагрузку на растущий организм. А если прибавить внеучебные занятия — например, участие в Олимпиадах и конкурсах, то несложно представить, как однажды ребенок захочет бросить вообще все, что раньше делал с удовольствием.
Возрастные факторы
Кроме общих причин, есть еще и специфика возраста. Так, для первоклассников более характерен стресс адаптации к новой незнакомой среде. А у подростков, учеников выпускных классов, проблемы, вероятнее всего, связаны с самооценкой, честолюбием и уважением со стороны окружающих.
Специфика младшей школы
В нашей культуре часто принято «агитировать» малышей учиться начиная с детского сада: спрашивать, хотят ли они за парту, рассказывать веселые истории из собственной школьной жизни. В итоге ребенка настраивают на мысль, что школа — это сплошное веселье.
В реальности все оказывается, мягко говоря, не совсем так. Осознав это, ребенок начинает ощущать обман и у него возникает протест против школы. Но основная сложность при этом в том, что дети младшего школьного возраста еще не научились рефлексировать и не могут внятно высказать то, что именно их беспокоит. Поэтому здесь непременно должна помочь семья.
Специфика средней и старшей школы
В средней и старшей школе у детей уже нет иллюзий. Они привыкли к рутине, уже более-менее понимают, чего хотят или даже определились с будущей профессией. И уж точно большинство подростков умеют четко выражать свои чувства и их причины.
Но если у тинейджера нет желания учиться, договариваться будет непросто. Большая часть ресурса нервной системы в этом возрасте уходит на отстройку гормонального статуса организма — поэтому временами снижается способность учиться и как будто теряется навык разговаривать с другими людьми.
Родителям подростков трудно, потому что сложно угадать, когда ребенок готов к диалогу. С одной стороны, ему требуется свобода, а с другой, ясно, что он очень несамостоятелен, зависим от мнения окружающих, раним и не справится со сложностями в одиночку.
Как родители могут помочь
Самое важное, что могут делать для ребенка его родители — не переставать поддерживать его и вести с ним диалог. Вот несколько советов, которые помогут улучшить ситуацию и разобраться в ее причинах.
1. Исключите медицинские факторы
Посоветуйтесь с педиатром и сдайте анализы, которые помогут выявить вероятные физиологические причины кризиса. Возможно, ребенку банально не хватает магния и витаминов группы В, поэтому решить проблему можно назначением хорошего витаминного комплекса.
Пересмотрите режим дня ребенка: выделите больше времени для сна и физической активности, сократите часы для игр в телефоне и на компьютере. Главное — спокойно обсудите это с ребенком в открытой и доверительной манере.
Не командуйте в стиле «Как я скажу — так и будет», а объясните, что перемены в режиме дня необходимы. Предложите ребенку обдумать, как ему перестроить график, чтобы сохранить любимые занятия и не вредить учебе и здоровью. Вместе ищите решение, которое устроит всех, — школьнику важно знать, что его мнение учтено и ценно.
2. Исключите психологические факторы
Постарайтесь настроить диалог с ребенком, который позволит вам точнее понять его страхи, опасения и тревоги. При необходимости подключите к этому диалогу школьного психолога или стороннего детского психолога.
Иногда нужны и дополнительные обследования, даже если при поступлении в школу никаких проблем не обнаружено. Например, дислексия или дисграфия (расстройства, связанные с навыками чтения и писания) могут быть почти не заметны и не диагностируемы в младших классах, зато позже становятся причиной проблем.
3. Исключите конфликты и буллинг
Согласно опросу, который провел среди родителей в 2020 году Общероссийский народный фронт, примерно 30% учеников в российских школах хотя бы раз подвергались травле. Поэтому есть вероятность, что нежелание посещать школу связано с буллингом.
К счастью, есть инструменты, которые помогут противостоять травле: обращение в администрацию школы, жалобы в муниципальные и юридические инстанции, работа с психологами и другими специалистами. Но важно, чтобы при любом подходе родители сохраняли доверительный диалог с ребенком.
4. Минимизируйте собственные эмоции
Когда ребенок ведет себя капризно или, наоборот, агрессивно, вы не поможете ему, если сами будете кричать и ругаться. По возможности оставайтесь спокойным и разумным родителем. Чтобы вырасти в успешную и уверенную в себе личность, ребенок должен знать, что дома его всегда выслушают и помогут.
5. Хвалите ребенка за реальные успехи
Не стоит просто так хвалить ребенка — это не очень подбадривает. К тому же, пустые похвалы создают иллюзорное впечатление, что он всегда прав. Но действительно важно отмечать конкретные итоги или успехи школьника. Хвалите его за хорошие результаты — в учебе, спорте, домашних делах.
6. Не сравнивайте с другими
Шутки про идеального сына маминой подруги берутся не на пустом месте. И хотя порой это действительно смешно, в напряженной ситуации сравнение с кем-то другим может быть очень травмирующим.
Возможно, ваш ребенок впервые в жизни переживает кризис — в этот момент ему нужна поддержка, а не сравнение с кем-то более успешным. К тому же, подобные замечания могут сформировать у школьника комплекс неполноценности на всю жизнь.
7. Помогите ребенку научиться адекватно оценивать свои силы
Научите школьника рассчитывать свои силы при решении разных задач. Позвольте ему ошибаться, но старайтесь обсуждать причины неудач и способы избежать ошибок в будущем. И всесторонне поддерживайте, если ребенок хочет найти свой, оригинальный способ решения или попробовать что-то новое.
Такая стратегия научит его спокойно воспринимать свои ошибки и победы, объективно оценивать себя, выявлять свои сильные стороны и оценивать сложность задач.
Еще один бонус такой рационализации — понимание собственных ограничений и перспектив поможет ребенку сохранять азарт в учебе и интерес к «задачам со звездочкой».
8. Общайтесь и будьте чуткими
Внимательно слушайте то, что сам ребенок рассказывает о школе, учениках и учителях. Не обесценивайте его слова и эмоции, какими бы смешными с высоты вашего возраста они ни казались.
9. Учите ребенка отдыхать
Помогите ребенку организовать режим учебы и отдыха с учетом его возможностей и желаний. А еще объясняйте детям, что порой каждому человеку нужно время на то, чтобы просто побыть с собой и расслабиться. Нужно уметь иногда ничего не делать, чтобы потом больше успевать.
10. Читайте книги про школу
Важно не просто смотреть фильмы или читать книги о школе, а вместе с ребенком находить в них полезные способы справиться со сложными ситуациями. Чужой опыт — тоже опыт, который можно использовать себе на пользу. Возможно, ваши истории или сюжет фильма помогут школьнику найти свой выход из кризиса.
11. Не читайте нотации, а договаривайтесь
Всех утомляет, когда с ними разговаривают, как с маленькими детьми, и читают морали. Но особенно остро на такие речи реагируют подростки: у них и так кризис личности, а им еще и рассказывают, что они — недостаточно зрелые!
Ищите точки соприкосновения с ребенком, делитесь своим опытом, объясняйте на примерах, почему учиться — важно для них, а не для вас. Не требуйте, а просите посещать школу. Договаривайтесь и вместе ищите альтернативы — например, обсудите перевод в другой класс, школу или переход на домашнее обучение, если проблема именно в этом.
12. Будьте на стороне ребенка
Ваш ребенок, как и все, может допускать ошибки, обижать других или просто быть неправым. Но вам лучше научиться поддерживать его в любой ситуации.
Быть на стороне своего ребенка — не значит поощрять его неправильное поведение или доказывать школе и учителям, что он не виноват. Это значит объективно разбирать каждую сложную ситуацию, быть готовым помочь исправить ее и работать с последствиями — как в плохом, так и в хорошем случае.
Запомните, что здоровье вашего ребенка и спокойный климат в семье важнее любых оценок. Но при этом важно наладить учебный процесс, поскольку основное общее образование в нашей стране обязательно, а систематические пропуски школы ребенком грозят родителям административным штрафом от 100 до 500 рублей согласно статье 5.35 КоАП.
Автор: Александра Фурман,
кулинарный редактор Food.ru