В каждой культуре свои финансовые привычки.
Например, по канонам российского гостеприимства хозяин старается повкуснее угостить гостя, а в Германии принято предупреждать хозяев о визите и оговаривать меню заранее. А какие еще есть интересности?
Экономия природных ресурсов
Экономия воды. Чтобы помыть посуду, немцы и итальянцы затыкают раковину пробкой и набирают воду. Такой способ помогает сократить расход ресурсов. Самые экономные на этом не остановились — некоторые жители Германии перестали ополаскивать посуду проточной водой. Они ее просто вытирают.
Не пропадает в Германии и дождевая вода. Ее собирают в специальные резервуары и используют для полива растений.
Предприимчивые итальянцы не уступают немцам в способах экономии — они собирают воду, капающую из кондиционера. Итальянцы устанавливают на кран рассеиватель. Благодаря полезному устройству напор воды уменьшается, что позволяет экономить на коммунальных платежах.
А жители Великобритании вместо смесителя устанавливают раковину с двумя кранами. В ванну они набирают сначала холодную воду и потом добавляют немного горячей — она дороже.
О рачительности японцев можно слагать легенды. Например, воду после принятия ванны они используют, чтобы помыть пол или смыть унитаз.
Электричество. Если у немца или итальянца в доме прохладно, он не включает обогреватель, а теплее одевается. В Германии люди отключают отопление на ночь.
Жители европейскойстраны не понимают, зачем платить лишние деньги, если можно поплотнее завернуться в одеяло, надеть теплую пижаму или положить в кровать грелку. В этом вопросе испанцы расточительнее немцев — в холодную погоду они используют электрические простыни и одеяла.
Бережливые японцы не раздумывают перед открытым холодильником, чего бы съесть. По скорости доставания продуктов они превосходят другие народы — три секунды, чтобы открыть холодильник, взять нужное и закрыть дверцу.
Англичане не оставляют приборы в режиме ожидания. Они устанавливают в доме умные розетки с таймером, которые отключаются в заданное время.
умная розетка
В Южной Корее свои способы экономии — в последние годы тамошние жители устанавливают в домах зимние палатки. В холодную погоду семья может в ней спать, смотреть телевизор или просто хорошо проводить вечер. Палатки маленьких размеров устанавливают на кровати.
Национальный подход к подаркам
У практичных американцев есть привычка прикладывать к подарку чек. Если подарок не понравится или не подойдет, одариваемый сможет обменять его на другой или сдать и получить деньги. Чтобы сохранить в тайне стоимость подарка, покупатели просят продавца распечатать чек с зашифрованной ценой. В магазине ее считывают специальным сканером.
В Турции любят драгоценности и на любое событие предпочитают дарить золотые слитки. Со временем стоимость такого подарка вырастает.
В Китае на Новый год, день рождения и свадьбу традиционно дарят деньги в красных конвертах — хунбао. В стране этот цвет считают символом успеха и богатства. Банки подстроились под запросы клиентов — китайский пользователь может перевести деньги в виртуальном красном конверте.
Гостеприимство и клиентоориентированность
Во французских ресторанах к кофе подают графин с бесплатной водой. Хотя есть мнение, что большинство заведений из экономии наливают в графин воду из-под крана.
Если немец приглашает в гости, это не значит, что намечается застолье. Гость съест только то, что принес сам. В лучшем случае в этой европейской стране можно дождаться лишь чашки чая или кофе. А прийти в дом без приглашения и уважительного повода считается моветон.
В Италии кофе в баре стоит дешевле, чем в ресторане. Экономные жители страны обедают за столиком, а кофе пьют за барной стойкой.
Пластиковую тару в Германии не выкидывают, а сдают в автоматические приемники — они есть в каждом супермаркете. Цель сбора вторсырья — не только забота об окружающей среде, но и прямая экономия средств. Покупатель, сдавший пустую бутылку, платит только за напиток.
Личный бюджет и финансы
Бережливые японцы чуть ли не с рождения учат детей экономии. Если ребенок получил в подарок деньги, ему обязательно объяснят, что лучше положить их на банковский счет, а не тратить на разные сиюминутные радости. В азиатских школах преподают основы национальной системы планирования личного бюджета Какебо.
Финские семьи ведут раздельный бюджет и в начале месяца определяют, сколько внести в общую копилку, а сколько потратить на личные нужды. Возраст детей в семье планируют с таким расчетом, чтобы вещи старшего ребенка перешли к младшему.
Экономия на транспорте, покупках и предметах обихода
Жители Германии у спокойно пьют воду из-под крана. Там она проходит несколько степеней очистки и дешевле бутилированной.
Во Франции люди не пропускают дни больших распродаж. Если акция приходится на рабочий день, французы отпрашиваются с работы и отправляются за покупками. Чтобы больше сэкономить, жители страны отправляются на распродажу по трое или четверо и делят на всех расходы на бензин.
Американцы покупают продукты с запасом и получают хорошую скидку за опт, не тратят время и бензин на каждодневный поход по магазинам, избегают импульсивных покупок. Аналогичная привычка есть и у испанцев.
Чтобы тратить меньше денег на топливо, французы прихватывают соседей по дороге на работу, а деньги за бензин делят на всех. Если не находится попутчиков, их ищут через специальные приложения.
Автор Оксана Мосеева