Березовчанка, сотрудница городской полиции Ксения Нежданова подружилась с Эльбрусом. Именно подружилась – с выражением «горы покоряют» она не согласна: с ними нужно дружить. На подготовку у нее ушел ровно год.
Мечты должны сбываться. Так решила Ксения год назад, вспомнив, что еще в 18 лет пообещала себе когда-нибудь непременно оказаться на вершине Эльбруса. В 2020-м году мечта, правда, оказалась под большим вопросом – девушка получила переломы, и впереди у нее были месяцы восстановления.
– Год назад, когда мне исполнилось 24, я решила, что должна сделать это именно в свой юбилей. Для дополнительной мотивации я уже тогда написала организаторам тура и сразу оплатила его полностью, чтобы пути назад не было, – вспоминает Ксения. – Следующие 365 дней прошли для меня под знаком моей цели.
Эльбрус не был для нее первой вершиной – вместе с подругой прошла все склоны Южного Урала. Но Ксения понимала, что физическая подготовка для самой высокой горной вершины России и Европы должна быть не просто хорошей, а отличной, поэтому начала бегать, стала регулярной посетительницей бассейна, тренажерного зала и скалодрома. Укрепляла мышцы спины, тренировала ноги, взращивала силу, выносливость и сбрасывала лишнее: за год – минус 30 кило.

Плюсом шла подготовка моральная: признается, что посмотрела, наверное, все страшные фильмы про горы и восхождения. Иллюзий про «пришел-увидел-покорил» не было – понимала, насколько это тяжкий труд. Спасибо за поддержку родственникам (хотя не всем) и подруге Марии, которая весь путь была рядом и находила слова, которые были в тот период особенно нужны: «Я в тебя верю» и «Ты справишься».
Организаторов тура Ксения нашла давно – была подписана на компанию в социальной сети и следила за ее успехами. Увидев, что у гидов очень большой процент восхождений, решила, что им можно доверять. Ей очень импонировало, что они не работают на поток и не гонятся за количеством туристов, а предпочитают вести небольшие группы. Да, это дороже, но зато и уверенности в собственной безопасности прибавляет.
Стоимость тура – 69 тысяч. В него входят услуги гида, проживание на протяжении пути (отель до штурмового лагеря и сам штурмовой лагерь) и питание в штурмовом лагере. Дорога до Пятигорска, прокат снаряжения и питание на этапе акклиматизаций в эту сумму не включены; в общей сложности Ксения потратила около 180 тысяч на это путешествие (вообще Приэльбрусье – это один большой бизнес-проект по обеспечению туристов всем необходимым для походов). Еще 50 она вложила в него на этапе подготовки, приобретая необходимую одежду. Сэкономила разве что на треккинговых ботинках, взяв их в прокат, и пожалела: нужно было покупать и заранее разнашивать. С первого дня ее ступни были вкруговую обклеены пластырем.

23 июня Ксения приехала в Пятигорск, как и остальные участники группы, всего шесть человек. Вместе собрались люди разных возрастов из разных мест – Москва, Уфа, Ставрополь, Берёзовский – которых объединяла одна мечта. Самому младшему в группе 20 лет, старшему – около 50, но забегая вперед: именно он до вершины не дошел. В штурмовом лагере у него поднялось давление, и мужчина принял решение спуститься вниз. Его девушка, с которой он пошел за компанию, пошла на вершину одна. Гузель из Уфы березовчанка считает героиней уже потому, что она мама: «Если бы я была мамой, я бы, наверное, не решилась».
Ксения с первого дня подружилась с Верой – девушкой из Ставрополя. Они поддерживали друг друга весь путь, общаются по сей день и уже запланировали поход на перевал Дятлова в Сентябре и на Казбек следующим летом.
Никаких справок о здоровье организаторы не потребовали: каждый сам оценивает свои возможности и свое состояние. Но, как считает наша героиня, не за горами тот день, когда в горах начнут более тщательно подходить к отбору будущих покорителей вершины: слишком уж много людей калечатся либо гибнут.
Путь на вершину мечты
Что в горах для людей самое опасное? Перемена погоды. Там – вся ее непредсказуемость и внезапность. Хуже всего «молоко» – такой туман, когда не видишь своих ботинок, не то что спутников. В такой обстановке потеряться – ничего не стоит, поэтому нужно очень тщательно продумывать время в пути. Конечно, это задача гидов: никаких остановок по требованию, только плановые. Но при любом расчете не факт, что повезет. Так произошло и в случае Ксении.
Первые несколько дней были посвящены акклиматизации. Группа поднималась на разные высоты, а затем возвращалась в отель на отдых. Никаких колес – только пеший путь. Это, кстати, не ради того, чтобы усложнить жизнь путешественников, просто привыкание к высоте требует участия человека.

Первый день березовчанка называет одним из самых тяжелых; были даже мысли о собственном безумии, мол, зачем я вообще на это пошла. Шли на гору Чегет с высотой 3100 м, и во многом путникам мешала жара – выматывала, забирала силы. На 2800 м пришлось развернуться: дождь, град, непогода.
28 июня переехали в штурмовой лагерь. 3867 м – Ксения без запинки называет высоту, эти цифры выстраданы и навсегда останутся в памяти. Оттуда как раз и спустился один из участников их группы, не выдержал – «высота придавила», есть такое выражение. Это уже были не отельные условия: выглядел «номер» ровно как место в плацкартном вагоне, собственно, это и был вагончик. Спали в спальниках – только уралочка его не привезла, куртка стала заменой.
Финальным аккордом акклиматизации стали скалы Пастухова (названы в честь топографа, одного из пионеров-покорителей Эльбруса) с высотой 4700. Как отмечает Ксения, это последнее испытание перед вершиной, в ходе которого происходит окончательный отбор: если тебе плохо здесь – то Эльбрус пока не для тебя.
День перед штурмом, который начал отсчет 26-му году жизни Ксении, все посвятили отдыху. Хотя отдых там сомнителен: выспаться вряд ли удастся. Давление и разряженный воздух не дают погрузиться в глубокую фазу сна, да и в день Х выходить приходится ночью из-за особенностей погоды. Питались в последние 24 часа усиленно – куда тут без углеводов и, соответственно, энергии. У Ксении не было сил даже разговаривать с близкими: максимум – короткое сообщение «я в порядке».
На протяжении всего пути задача гидов – не допустить, чтобы кто-то опустил руки. Бывает, человек вполне себе может идти, здоровье позволяет, только вот начинает себя жалеть. Такой момент был и у Ксении, спасибо подруге и гидам – поддержали, сумели замотивировать на движение вперед. Березовчанка в принципе очень благодарна своим сопровождающим – действовали профессионально, всегда находили нужные слова, от и до были вместе со своими подопечными.

Но даже крутые гиды не способны застраховать от горной болезни. У каждого она выражается по-разному: рвота, тошнота, головокружение. Ксения считает, что ей повезло: голова давала о себе знать только во время спусков либо после них. Безусловно, когда такое состояние охватывает во время подъема, завидовать не приходится.
Покорить Эльбрус, точнее, заручиться его дружбой отправились на рассвете, чтобы не упустить хорошую погоду. Весь путь – до вершины и обратно – занял примерно девять часов с одним привалом во время восхождения и небольшим десятиминутным отдыхом на самой вершине. Дольше почивать на лаврах было нельзя – налетел ветер, опустился туман, и идти вниз пришлось в том самом «молоке», которое забирает у многих жизни.
Какую-то часть пути на вершину прошли в связке, но это только мнимая безопасность: если сорвется один – то полетят все.
– На всем пути мы молились, чтобы Эльбрус пустил и отпустил. Набор высоты – 1750 метров, – рассказывает березовчанка. – Было две остановки: на перевале «Седловина», это участок между западной и восточной вершиной Эльбруса; и на самой вершине.
Участок после седловины – так называемые перила – показался для Ксении вечностью. Это вбитые в снег алюминиевые профили, между которыми натянута веревка. Склон тут очень крутой, поэтому важно грамотно использовать обвязку и страховку, чтобы цепляться за эти перила.
Дальше – тропа зомби. Она названа так из-за того, что обессиленные крутым подъёмом альпинисты бредут по ней крайне медленно.
– Хоть это последние 200 метров до вершины по плоской поверхности, но именно там ты теряешь связь с реальностью, погружаешься в неадекватное состояние, будто улетаешь в транс. Ты идешь, но одновременно не можешь идти, тебя шатает в разные стороны, – делится Ксения. – Там, на высоте 5442, когда осталось идти всего чуть-чуть, силы покидают настолько, что хочется лечь и просто спать. Здесь от недостатка кислорода альпинистов часто настигает горная болезнь, мысли окутывает туман, теряется ясность сознания. Это и называют «зомбированием», когда тело переключается на режим «автопилота», пропадает чувство времени, исчезают эмоции, и человек идёт без понимания, зачем ему вообще нужна вершина и что он тут забыл. И только слова поддержки помогают прийти в себя и пройти эти метры. На такой высоте элементарные действия по типу расстегивания молнии на куртке становятся невыполнимыми, мозг отказывается работать. Брать резервы больше неоткуда, силы закончились еще в середине, воля осталась где-то ниже, но ты продолжаешь…
Позже она общалась с соратниками и да, у всех были схожие ощущения от этой тропы.
И вот – наконец – вершина. Подступили слезы, которые остановил объятиями гид: «Ксюша, не плачь, ты справилась, ты – молодец!». Сил сделать фото (да даже просто достать телефон) не было, спасибо за снимки соратникам. Березовчанка взяла с собой на Эльбрус плюшевого жирафика, чтобы он разделил с ней ее славу. Теперь она считает симпатягу своим талисманом.

Многие любители гор считают спуск более тяжелым этапом, чем подъем, но в целом Ксения вспоминает о пути вниз спокойно: да, из-за налетевшего ветра и внезапно опустившегося под ноги «молока» было непросто, но, несмотря на мороз около 20 градусов, очень грела мысль о скором возвращении в лагерь и о том, что главное испытание – позади.
Вес рюкзака во время штурма – около семи килограмм. Это одежда, вода и термос с чаем, какое-то питание – кто-то берет с собой спортивные гели, кто-то подкрепляется шоколадными батончиками. Плохая погода во время спуска помогла группе в том плане, что из-за холода им пришлось надеть все на себя и, таким образом, шли почти налегке. Что касается собственного веса, то березовчанка считает: если и оставались у нее до восхождения пара-тройка лишних кило, они испарились там, на вершине.
Наконец, спустились. Первым делом очень хотелось сесть и сидеть, но не разрешил гид, скомандовал: зайти в лагерь, снять с себя всю одежду, а вместе с ней накопившееся давление, и лечь. Но ни там, в лагере, ни в момент расставания с гидами и группой, ни через неделю после настоящее осознание к березовчанке так и не пришло: чтобы переварить такое путешествие, требуется гораздо больше времени. Одно она поняла точно практически сразу после того, как нога ее коснулась земли: «Хочу еще!».
– Да, я горжусь собой. В обычной жизни ты все равно склонен обесценивать свои достижения, потому что часто они не кажутся значительными, но после Эльбруса я понимаю, что такой путь пройдет не каждый человек. И то, что ты среди этих людей, конечно, дает повод гордиться, – без ложной скромности говорит Ксения. И да, имеет полное право не скромничать.

О хрупком конвоире с собакой
Ксения переехала в Березовский из Екатеринбурга в 2018 году. Она – выпускница аграрного колледжа Уральского государственного аграрного университета по направлению подготовки «Кинология», затем окончила университет по направлению «Зоотехния». Говорит, полицейским-кинологом мечтала быть с детства.
В нашем отделе она работает в отделении охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Ее задача – сопровождение в суды, СИЗО, на следственные действия и выезды на преступления, например, кражи, вместе со служебной собакой.
С горой шутки плохи
Восхождение на Эльбрус обманчиво своей технической простотой. Для этого действительно не нужно иметь альпинистских навыков. Если не собьешься с маршрута, то не придется преодолевать скальных участков, где нужны карабины, крючья и навешивание веревок. Просто идешь наверх и все. Из-за этого на Эльбрус нередко идут люди, для которых это первая гора в жизни. Туда поднимаются офисные работники, делая из этого «корпоратив», пенсионеры и подростки. Это десятки людей со всего мира ежедневно. Бизнес в виде коммерческих туров на вершину Эльбруса процветает. Однако ежегодно гора в среднем уносит жизни 15-20 человек, и это количество уже не так сопоставимо с той легкостью восхождения, о которой многие говорят.
23 сентября 2021 года группа туристов в сопровождении четырех гидов-инструкторов поднялась на Эльбрус, а на обратном пути попала в снежный буран. Пять человек погибли, 11 были госпитализированы с травмами и обморожениями. Об этой трагедии снят документальный сериал «Эльбрус. Точка невозврата» режиссера и сценариста Кирилла Верхозина.
За три дня до восхождения Ксении умер 59-летний гид: не выдержало сердце. Несмотря на популярность места, нагрузка колоссальная – и на психику, и на организм.

Из списка необходимых вещей (дан гидами):
Походное снаряжение:
- Баул или рюкзак большой, 80-100 л (для заброски вещей в штурмовой лагерь)
- Рюкзак штурмовой, 50 л (специальный альпинистский, с креплениями для треккинговых палок и ледоруба)
- Накидка на рюкзак от дождя
- Треккинговые палки
- Спальный мешок
- Сидушка хоба
- Налобный фонарик с двумя комплектами запасных батареек
- Очки солнцезащитные (класс защиты 3 или 4)
- Горнолыжная маска с жёлтым светофильтром (УФ фильтр не менее 3)
- Термос 0,5-1 л
- Емкость для воды 0,5-1 л
Одежда:
- Треккинговые штаны
- Флисовые штаны
- Футболки, 3 штуки, желательно иметь одну синтетическую (легко стирается, быстро сохнет)
- Кофты из флиса или полартека, 2 штуки: тонкую и толстую
- Мембранная непродуваемая ветровка
- Дождевик
- Головной убор для защиты от солнца
- Шапка, шарф (бафф), балаклава
- Термобелье: одно тонкое синтетика, другое с утеплителем
- Сменное нижнее белье
- Носки треккинговые на ходовые дни, носки х/б для гостиницы, носки шерстяные для сна в приюте, носки утепленные для штурма
- Флисовые перчатки
- Купальник или плавки
- Гамаши, чтобы снег и камни не забивались в ботинки
- Штаны самосбросы непродуваемые
- Тёплая куртка с капюшоном пуховая
- Тёплые непродуваемые варежки пуховые
Обувь:
- Высотные горные ботинки, двухслойные
- Треккинговые ботинки с высоким берцем, фиксирующим голеностоп, на жесткой рифленой подошве. Обязательно должны быть разношенными (есть риск натирания) и удобными
- Кошки альпинистские