– Ку-у-уда с катамаранами и кучей сумок? – стучится на светофоре в боковое стекло пассажир соседней машины.
– На Сергу. – Наш водитель прикуривает и поддает газу – совсем скоро мелькнет зеленый. – Там сейчас как раз вода большая!
Утром 30 апреля мы выехали на сплав на реку Сергу в Нижнесергинском районе Свердловской области. Собрались на два дня, с ночевкой в палаточном лагере на берегу где-то в середине пути. Всего – 9 человек, из них две девушки, 2 парня-подростка и пятеро взрослых мужчин.
10:30. +10 и современный климат-контроль
В списке оборудования с собой на первом месте – сплавные надувные катамараны в количестве двух штук: двойка (два посадочных места для гребцов) и четверка. Вторым пунктом соответственно стоят два насоса, по одному на каждый кат: в пути должна быть возможность подкачать баллоны. И уже рядом на месте сбора возле «буханки» с заряженными на крышу катамаранами скромно примостилась гора походных рюкзаков, сумок, свертков и пакетов: с едой и посудой, теплыми вещами (ночью обещали минус), портативными средствами зарядки на пару дней, палатками, карематами – туристическими ковриками…

Почти все участники первомайского сплава
– Погода просто прекрасная! +10, легкий ветерок, солнце, – довольно хмыкает Сергей Иванович, наш негласный командир. – Кому там прохладно? Пять лет назад мы тут вместе с льдинами сплавлялись, падали в воду! Сейчас вообще красота!
Как самая зеленая, стараюсь запомнить, кого как зовут. Забегая вперед, точно могу сказать, что на слух и сразу раззнакомиться трудно – еще нет ассоциаций между именем и человеком перед тобой. Гораздо проще, когда вас уже связывает общая история: вот Магит рассказывает о своем эпичном шаге в воду по горло те самые пять лет назад и смеется над искупавшимися и утопившими свои телефоны отцом и сыном; там дядя Вова скрашивает время в пути разговором о том, что Луна на самом деле – искусственный спутник Земли; здесь Сергей Иванович учит нас, Валентину и меня, готовить еду на костре… Но обо всем по порядку.
В путь отправились на «буханке», той самой, где климат-контроль – печка, почему-то особо подогревающая одно сиденье, открытые форточки и две категории людей, одним из которых вечно жарко, а другим постоянно дует. В двухчасовом пути до Нижних Серег время за разговорами и переглядками с заинтересованными водителями за окном пролетает абсолютно незаметно.
13:38. Начало путешествия
На место начала, как и планировали, приехали ближе к 12 часам. Утром успели и выспаться, и собрать последние вещи, и сейчас еще и успеваем приехать на запланированную точку до темноты, чтобы развести костер и поставить палатки засветло.
– А вот пять лет назад, – вспоминает Сергей Иванович под смех тех, кто тогда был на сплаве вместе с ним, – помню, также планировали на ночь остановиться. В итоге выполнили план-максимум за один день, оставив позади тех, кто для нас разбил лагерь на середине!
В этот раз таких подвигов мы совершать не планируем, хотя погода позволяет. Маршрут – около 44 километров, сегодня пройдем половину. Не спешим, вдумчиво привязываем палубу в центрах катамаранов, закрепляем и проверяем рюкзаки, надуваем наш транспорт. Затем так же, не спеша, перекусываем бутербродами с чаем и смотрим, как неподалеку от нас такая же группа туристов сходит на воду.

Вещи нужно привязать плотно. Никому не хочется устраивать заплыв наперегонки со своей же сумкой
– Ну что, Магит, – обращаются все к одному молодому человеку, а я с интересом прислушиваюсь, – в этот раз планируешь искупаться?
В прошлый сплав, насколько успеваю разобраться, Магит был тем, кто хотел измерить глубину сапогом, а в итоге упал в воду по самую шею. Сейчас он трясет кулаком и смеется, мол, не бегите вперед паровоза!
С местными наш командир договорился, и за «буханкой» на стоянке те присмотрят, а потом и к конечной точке приедут. Так что, собравшись с мыслями и накопленными за рабочую неделю силами, меняем кроссовки на резиновые сапоги, надеваем спасательные жилеты, загружаемся и один за одним – сначала двойка с третьей пассажиркой на борту, потом четверка с двумя – начинаем свое небольшое двухдневное путешествие.
В самом начале пришлось проплыть пару мостов и не столкнуться на воде с другими туристами
Около 15:00. Панорамные виды и теории заговора
Я на сплаве с маршрутом первый раз, до этого пару раз училась грести на Ревуне: есть там небольшой участок с порогами и заводью в конце, где классно после небольшого урока отложить весло и спрыгнуть в воду прямо в одежде и кроссовках. Нельзя сказать, что поехала неподготовленная, так что буквально через полчаса-час в пути я, до этого вольготно сидевшая в окружении поклажи, сменяю одного из гребцов в первом ряду, сажусь в спортивную посадку, продевая ноги в ремни, и беру весло.
Только в этот момент, когда можно спокойно обдумать свои действия, начинаешь понимать смысл терминов «греби-табань», чувствуешь, когда надо подгрести, а когда можно весло и посушить. И дальше, в особо рьяные потоки и при причаливании, уже по наитию воспринимаешь отрывистые команды старших, сидящих сзади.
Но пока вода тихая, мы любуемся видами, напоминающими самые красочные водные сцены исторических и фэнтези-фильмов, проезжаем панорамой на скалы, пустив катамаран в полный оборот, разговариваем.
Виды действительно достойны, чтобы их увидел каждый
За неимением интернета под обсуждение попадают любые темы: погода, воспоминания о прошлых поездках, лекции о видах мха, обильно усеявшего камни, инструкция о том, как отличить селезня от уточки, теории мирового заговора.
– А вот вы слышали мнение, что Луна – на самом деле искусственный спутник? – Дядя Вова подгребает посильнее, выравнивая кат. Мы не слышали. – Ее специально создали, чтобы в момент апокалипсиса все VIP-персоны смогли там пересидеть. Что-то вроде орбитальной станции на случай ЧП. Почему еще считают искусственным спутником? Кто-то там выяснил, что ее частота оборота подозрительно совпадает с оборотами Земли.
А еще у нее слишком близкая к шару, идеальная форма. И вторую сторону мы никогда не видели. Задумываюсь над тем, где черпают свое вдохновение для своих проектов писатели, режиссеры, художники, разработчики игр. Уж не в такие ли моменты активного отдыха и случайных разговоров в приятной компании?
Небольшой ASMR
Где-то 16:10. Прежде всего – своя безопасность!
Еще через час нагоняем нашу двойку, по пути поздравляя встречных туристов с началом сезона. Машем и кричим отдыхающим на береге, массово высыпавшим на шашлыки или причалившим на привал. В ответ нам тоже рассыпаются в восторженных криках и веселье.
Приятно выбраться на отдых на природе после стольких ледяных месяцев, с этим не поспоришь! Подтянув за лямку второй кат поближе, уже не сдерживаемся, веселимся вовсю…
И упускаем момент, когда начинаем терять управление.
Потеряли бдительность и попали в поток, занесший нас в «расчески» – завалы из бревен и упавших деревьев, когда ветви с берега спускаются на воду, перекрещиваясь, и в потоке «счесывают» с палубы все, что только можно – вещи, людей, – в воду.
«Расческа» – наглядно
Первую такую «расческу» мы пережили с потерей весла у двойки. А впереди быстрый поток и несколько изгибов Серги. Без аппарата управления оставаться не хочется, так что бросаемся в погоню. Весло держится на поверхности, но его то отгонит течением назад, то вынесет вперед, то понесет наравне, но слишком далеко, даже нагнувшись, не достать.
И уже вот-вот поймали, уже почти праздновали победу!..
Река преподнесла неприятный сюрприз: несколько «расчесок» сразу.
Тут потери оказались значительнее – с палубы в воду, пытаясь поймать потерю, улетел Сергей Иванович! И подтянуть уже не получится, слишком быстро движемся дальше.
На наше счастье на берегу оказались ранее причалившие туристы, впервые приехавшие на тот же, что и мы, маршрут. Выловили нашего, помогли снять насквозь промокшие вещи, усадили греться у костра. Мы же вышли на берег метрах в 30 от места аварии, закрепили катамаран вместе с уже пятью веслами и, захватив сменные вещи, пошли искать человека.

Весло поймали. Теперь нужно найти человека
– Да уж, – ворчит дядя Вова, пока идем сквозь выгоревший участок леса в сторону разбитого лагеря, – в такие моменты надо сначала подумать о своей безопасности, плотно закрепиться и не улететь. Иначе, как сейчас, вместо одной вещи нужно спасать уже себя. Я там тебе телефон на хранение отдал, придется тебя беречь вдвойне!..
Улыбаюсь и как китайский болванчик киваю. Берегите, я не против! Купальный сезон для меня открывается только от +25 в воде.
Включая Сергея Ивановича, список выпавших с палубы насчитывает два человека. Под раздачу, не отходя от кассы, вместе с отцом попал и Костя, один из взрослых мужчин. Магит, вспоминая историю пятилетней давности, радуется такому повороту как ребенок.
– Досмеялись? – кричит, смеясь, стаскивая на тут же организованном привале с лучшего друга мокрые вещи и развешивая их на ветках. – «Магит, не планируешь снова купаться? Магит будет первым и в этот раз!». А в итоге всей династией угробили свои телефоны! Ай, молодцы-ы-ы!
Он потом тоже искупался, тоже молодец!
16:30. Любимое сплавное развлечение
– О, а вот и вы! – Сергей Иванович расположился в компании мужчин. – Представляете, пока тут стоял, одних только весел на реке мимо проплыло штуки четыре!
– Пять, – подал голос незнакомый молодой человек. – Пятое проплыло, пока вы отворачивались.
Он занял самую выгодную позицию: поставил раскладной стул прямо на берег и смотрел в реку на проплывающих мимо людей, считал потерянные вещи.
Глядя на него, сразу же захотелось вспомнить прописные истины из мультиков про трех богатырей, когда в начале диктор вещает со старославянским говорком: а и богата река русская на улов в любое время года! Кто-то рыбку удит, кто-то камни да веточки красивые собирает, кто-то успевает запечатлеть неповторимую в любое время года красоту родных пейзажей. А вот любимое развлечение сплавщиков в Первомай – охотиться за проплывающими мимо потеряшками. Вон в тех кустах собралась стайка гермомешков, через пару километров ловко вынырнул, но тут же скромненько притулился пакет с углем килограммов на 7-10…
Лично наш улов за два дня – маленький рюкзак с детскими вещами. Оставили его у старших, они решат, что делать с этим сокровищем. На будущее сделала заметку лично проверять, закреплена ли моя сумка.
Немного пообщавшись со случайными знакомыми, благодарим их за спасение и отправляемся дальше, ведь наш второй кат не стал нас дожидаться. Получил весло обратно и отплыл в дорогу.
Вроде 19:15. Разбитый лагерь и восхождение на Карстовый мост
Самое сложное в таких отдыхах – делать фотки, писать заметки, снимать видео. Каждый раз кто-то лезет перед объективом, наперебой кричит не забыть тот или иной момент, разговаривает за кадром. А когда «включаешь журналиста», смеется: «Не бузи, малая, без приключений тебе бы не было, о чем писать!».
Вот уж и вправду насыщенный на события денек: три притопленных человека, столько же электроники и потерянное в разгар течения весло. На привал добрались около семи, разбили лагерь, оборудовали место под костер, расчехлили сумки с припасами. Одних мясных консервов насчиталось около пяти банок.
Пока старшие готовят ужин, меня и двух парней-подростков выгоняют погулять. А мы что? Недалеко от нас как раз расположился природный парк «Оленьи ручьи». Многие его достопримечательности мы будем проезжать по пути уже завтра, а сейчас грех лично не обследовать хотя бы близкие к нам интересности. Ближе всего обнаружился Карстовый мост, пройти к которому пришлось по подвесному мостику.

Подвесной мост
Небольшой совет: если вы боитесь ходить по таким мостам, заранее присмотритесь, нет ли вокруг вас людей, узнавших о юморе, кажется, только вчера: «Там на середине осторожнее! Видите, веревка висит? Это перед вами мост наклонился, женщина чуть не упала. Еле ее вытащили!». И ржущих, пока ты цепляешься за трос, уговариваешь себя, что это неправда, и усилием воли заставляешь себя дойти.

Вид с Карстового моста
Вид и наверху Карстового моста на закате обалденный, и внутри атмосферно плещется вода, играют солнечные блики на сводах небольшой пещерки. А в многочисленных отверстиях, больших и маленьких, можно даже поймать отголоски любимой многими Нарнийской сказки. На фоне пересвистываются птицы, шумит несильный ветерок. Приятно посидеть в таком месте и помечтать.



Внутри Карстового моста атмосферно
Но пора возвращаться в лагерь, нужно хотя бы до темноты успеть перейти по шаткому мосту. Уже около девяти вечера возвращаемся, как хорошие гости, сразу к столу. На ужин – макароны с мясными консервами (и почему дома так вкусно не получается?), на десерт – чай и кофе с простым печеньем. В закачанном заранее плейлисте атмосферно играет Daniela: Пираты Карибского моря. Сидим около костра: кто обсуждает прошедший день, кто строит планы на завтрашний, кто делит карематы и матрас, кто следит за разложенными вокруг огня мокрыми вещами, чтобы те же носки, развешанные на перекладине прямо над пламенем, случайно не подгорели…

Костер
6:35-14:43. Конец путешествия
Долго спать в лесу не получается. То кто-то ходит за палаткой, то замерзнет случайно высунутая из спальника нога. А уж птицы и вовсе начинают перекличку часа эдак в 4 утра. Вылезаю с нагретого места и беру с собой принадлежности для умывания.
На улице уже начинают разводить костер. Холодно – ночью точно был, пусть и небольшой, но минус. Поэтому умываться толком и не хочется. Так, обтереть руки и лицо теплой водой, а затем сразу же сухим полотенцем. Понять, что от отблесков вчерашнего солнца одна сторона лица, нос и руки сильно обгорели. Смириться с тем, что все регенерирующие средства остались далеко дома и пойти добывать завтрак.
К тому моменту, как подогрелись вчерашние макароны и закипела вода, все окончательно просыпаются, суетятся в своих палатках, выползают под слабые, еще не греющие солнечные лучи. Пару человек приходится расталкивать: отправляться дальше мы планировали около девяти-десяти. Неторопливо завтракаем, посматривая на расположенные неподалеку лагеря таких же туристов, собираем палатки, бросаем в костер все, что может из мусора сгореть, складываем в пакет все остальное.
Вытащить на берег и надуть подсушенные за ночь катамараны – дело привычное, затем привязать вещи к палубе так, чтобы еда и вода были в доступе, пересчитать весла. Костер потушили остатками воды в чайниках и котелках.
Сегодня на реке ветрено настолько, что на спокойных участках катамаран, можно сказать, имеет отрицательную скорость. Тут уже не совсем до красот, нужно поднажать, чтобы двигаться. Однако мы в Оленьих ручьях, а значит, не полюбоваться на того же Ангела единой надежды, не проплыть в арку Дыроватого камня просто не имеем права!

Дыроватый камень
Конечная точка нашего путешествия – живописные, напоминающие норвежские степи, берега близ села Аракаево.

Норвежские виды на Урале
Недалеко от ключевого места читаем надпись на табличке: «Стоянка туристов – 200 метров».
– Совсем, видно, местных заколебали… мы, – понимающе кивают те, кто не первый раз сплавляется по Серге. – Едут и едут со стороны реки…
Когда уже догребли до пресловутой стоянки, когда вытащили и спустили катамараны, начинаешь чувствовать приятную слабость во всем теле. Выполнили 44 километра! Выдержали и холодную ночь, и сильный ветер! И ведь не зря – ради незабываемых впечатлений, ради кучи фото и видео в Галерее телефона, ради интересных рассказов друзьям и родным все это стоило потраченных сил!