Тестирование проходят все ученики с первого по 11-й класс. Задания построены с учетом возрастных особенностей, они проверяют навыки говорения, слушания и понимания устной речи, а также лексико-грамматические знания. Насколько это нововведение правильное и этическое и что думает о нем филолог, объяснили 360.ru.
Как будет проходить тестирование
Мигранты-первоклассники будут сдавать тест в устной форме, остальные — в устной и письменной. Длительность тестирования тоже различается — 15 и 75 минут соответственно.
— Если мы говорим о временном промежутке, который выделяется на тестирование, то 15 минут — это достаточное количество времени для того, чтобы сориентироваться в вопросе, рассмотреть, адаптироваться психоэмоционально. Если мы говорим о старшей школе, то это 75 минут. Это письменная часть и 15 минут на устную часть, потому что важность устной и письменной речи — это основной приоритет образования, а также адаптации и социализации миграционного сообщества в России, — отметила в беседе с 360.ru филолог, старший преподаватель РЭУ имени Плеханова Анастасия Бубенчикова. Анастасия Бубенчикова.
У первоклассников будут проверять умение вести диалог и выстраивать монолог, опираясь на заданные вопросы, понимание прослушанного текста, а также владение лексикой и грамматикой.
В тесты для детей постарше добавятся задания посложнее. Например, второклассника попросят прочитать текст вслух, вставить пропущенное слово в нужной форме, подобрать название для тематической группы слов, правильно переписать несколько предложений.
Критерии сдачи тестирования: набрать на троечку
Сложность заданий зависит от того, в какой класс ребенок поступает. Минимальный проходной балл — тройка по пятибалльной шкале. По данным Рособрнадзора, этот результат соответствует требованиям к уровню знания русского языка, установленным Минпросвещения России.
— Это действительно все те виды речевой деятельности, которые использует человек в своей повседневной жизни. Как филолог и как преподаватель, я бы сказала, что это очень важный шаг для российской системы образования, — отметила Анастасия Бубенчикова.
Что делать, если ребенку не удалось сдать тест
Если ребенок не прошел тест, то в школу его не зачислят. Однако через три месяца можно повторить попытку. Специалисты рекомендуют за это время пройти дополнительное обучение русскому языку. Это поможет лучше подготовиться и набрать нужное количество баллов.
Для чего нужно тестировать детей мигрантов
Бубенчикова отметила, что многие дети приезжающих в Россию иностранцев вообще не владеют русским языком, что значительно усложняет их обучение в школе. Также это затрудняет процесс обучения всех учеников в классе. В младшей школе у незнающих язык детей мигрантов возникают сложности с пониманием бытовых вещей. В средней и старшей школе, где есть специальные предметы, такие как химия и физика, возникает необходимость дополнительно объяснять специфические термины.
Это крайне затрудняет обучение не только этих детей, но и класса в целом.Анастасия Бубенчиковафилолог, педагог
Эксперт напомнила, что выпускники девятых и 11-х классов сдают ОГЭ и ЕГЭ, где русский язык и литература являются обязательными предметами.
— Если говорить о достаточной сложности тестов, на мой взгляд, это абсолютно адекватно. Задания соответствуют психоэмоциональному развитию ребенка того или иного возраста, а также включают в себя те рамки и нормы образовательных программ и общего развития той или иной возрастной категории, — отметила собеседница 360.ru.
Справедлива ли система?
Филолог отметила, что, по ее мнению, система достаточно справедлива, она дает возможность повторно пройти тестирование, если с первого раза не получилось. Однако она допустила, что в иммиграционных общинах могут возникнуть сомнения в этических рамках и нормах нововведения. Все-таки тестирование выделяет этих детей, пояснила филолог.
— В педагогике есть такое понятие, как психолого-педагогическое освидетельствование и сопровождение. Вот эти дети должны пройти через это психолого-педагогическое собеседование. Возможно, это где-то их может задеть, ущемить. Однако на мой взгляд, все-таки это имеет больше положительный характер, больше несет пользы, чем вреда, — отметила Бубенчикова.
Знание русского языка, на котором ведется преподавание на всех уровнях образовательного процесса помогает детям легче осваивать учебную программу, подчеркнула педагог.
— Сама идея мне как филологу, как педагогу, действительно импонирует, потому что это облегчает процесс образовательный. <…> На мой взгляд, это очень хорошая идея, которая поможет мигрантам и адаптироваться, и социализироваться в русскоговорящем обществе, а также повысить успеваемость, — заявила Бубенчикова.
Она отметила, что практически 90% успехов педагогики зависит от понимания языка. Преподаватель выразила надежду, что практика тестирования будет действовать и облегчать процесс преподавания и обучения для всех сторон этого процесса.
На 1 января 2025 года в нашей стране проживало свыше 780 тысяч несовершеннолетних иностранных граждан.
Член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов объяснил ВФокусе Mail, что введение правил может в будущем снизить число мигрантов в России.
— В Административном кодексе есть соответствующие правила по вопросу ответственности некачественного воспитания детей. Как только подростки не прошли тест и их не взяли в школу, при этом они не покинули Россию и через год они опять не сдали экзамен, то есть повод для привлечения к ответственности мигрантов и дальнейшей их высылки, — пояснил член СПЧ.
Кабанов напомнил, что право на образование у нас обеспечено Конституцией, но важно и его качество. Не знающие русского языка дети только снижают успеваемость. По мнению собеседника ВФокусе Mail, тестирование не ущемляет права мигрантов и в первую очередь с введением тестирования проявляется забота о наших детях.