На скамье подсудимых — почти три десятка обвиняемых, среди которых не только исполнители, но и те, кого следствие считает пособниками. В рекордные сроки завершено расследование, проведено более тысячи допросов и экспертиз.
В деле о вооруженном нападении на подмосковный концертный зал «Крокус Сити Холл» 22 марта 2024 года фигурируют 27 обвиняемых — для российского следствия это одно из самых масштабных дел о терроризме по числу фигурантов.
Судят не только непосредственных исполнителей, но и вероятных пособников, к числу которых Следственный комитет причисляет, например, людей, сдававших жилье обвиняемым.
Четырех человек, которых следствие считает исполнителями, задержали в первые сутки после нападения. Все четверо — выходцы из Таджикистана: Далерджон Мирзоев (ему сейчас 33 года), Саидакрами Рачабализода (31 год), Шамсидин Фаридуни (26 лет) и Мухаммадсобир Файзов (20 лет).
У трех старших подозреваемых есть семьи, они трудились на самых простых работах — таксист, разнорабочий на заводе и рабочий на стройке.
Из того, что известно по открытым источникам, единственный примечательный факт из жизни, как его называют, «главаря банды» Далерджона Мирзоева — по версии таджикских властей, его брат уехал воевать в Сирию на стороне «Исламского государства» и погиб там.
А Шамсидин Фаридуни успел отбыть длительный тюремный срок в родном Таджикистане за сексуализированное насилие.
Мать Мухаммадсобира Файзова рассказывала «Радио Озоди» (таджикская служба корпорации RFE/RL, объявленной в России «иноагентом»), что сын хотел финансово помочь своей семье, поэтому уехал на заработки в Россию, работал барбером в Ивановской области, а деньги отправлял отцу. Мать Файзова считает, что он «боялся обидеть даже пташку», поэтому уверена, что его кто-то подставил. Сам Файзов на первый вопрос следователей ответил по-таджикски: «Что я сделал?»
Помимо исполнителей, следствие привлекло к делу людей, которые якобы формировали широкую сеть пособников. Среди них — Диловар и Аминчон Исломовы, а также их отец Исроил.
Глава Следственного комитета в первые дни после нападения докладывал Владимиру Путину, что Исломовы предоставили четырем основным обвиняемым автомобиль и квартиру, а еще перевозили деньги. Братья Исломовы сами пришли в полицию, когда увидели на кадрах свой автомобиль, который они продали за несколько дней до того.
Во время ареста Аминчон Исломов на вопрос судьи, понимает ли он, в чем его обвиняют, ответил, что он невиновен.
Еще один фигурант дела — повар Алишер Касимов, который сдавал Шамсидину Фаридуни квартиру. В суде Касимов прокричал: «Пусть знают, что мы невиновны».
В деле об атаке на «Крокус» есть уже один осужденный — это житель Твери Салохиддин Ашуров, который фиктивно зарегистрировал у себя дома братьев Исломовых. Ашурова признали виновным, но освободили от наказания из-за истечения сроков давности.
Год назад, незадолго до восьми часов вечера, в Красногорске зрители собирались в зале «Крокус Сити Холл» на концерт группы «Пикник». В это время машина подъехала ко входу в зал № 14 выставочного центра «Крокус Экспо». Из нее вышли четверо — они открыли огонь по охранникам и посетителям, зашли вглубь здания, продолжая хаотично вести огонь по людям. Нападавшие беспрепятственно добрались до зрительного зала, стреляя из автоматов по людям в упор и поджигая кресла. Все закончилось за 18 минут. Уже в 20:15 нападавшие скрылись с места событий.
Пожар быстро распространился по зданию. От пуль и от огня погибли 145 человек, более 500 пострадали. Это одно из самых кровавых нападений в истории современной России — больше жертв было только в Беслане во время захвата школы в 2004 году.
В ночь на 23 марта автомобиль «Рено», на котором скрылись подозреваемые, обнаружили в районе деревни Хацунь Брянской области. Силовики потребовали у водителя остановиться, но он не подчинился. Началась перестрелка. Одного задержали, остальные успели скрыться в лесу. Вскоре их тоже смогли обнаружить и доставить в Москву.
Последующие события показали, что нападение на «Крокус» вряд ли стало полной неожиданностью для властей как минимум нескольких стран, включая Россию. США предупредили Москву, что «Вилаят Хорасан»* — афганский филиал «Исламского государства» — планирует нападение в российской столице.
Глава ФСБ Александр Бортников позже комментировал, что информация от американцев носила «общий характер», хотя издание New York Times утверждало, что речь шла именно о массовом мероприятии, возможно, концерте, а Washington Post сообщила, что США назвали «Крокус» одной из возможных целей еще за две недели до нападения.
После нескольких предупреждений, сделанных в разгар войны в Украине и на фоне максимально недружественных отношений между Москвой и Вашингтоном, США уже открыто рекомендовали своим гражданам покинуть Россию. Владимир Путин всего за три дня до нападения назвал предупреждение американского посольства «очевидным шантажом», призванным «запугать и дестабилизировать общество».
Судя по всему, США были не единственные, кто предупреждал Россию: по информации Reuters, Иран также сигнализировал о возможном теракте.
В январе Следственный комитет объявил, что следствие по основному уголовному делу завершено менее чем за год, хотя обычно расследования по делам о терроризме длятся минимум полтора.
Рассматривать дело будет Второй Западный окружной военный суд — в российской судебной системе дела о терроризме часто рассматриваются именно в военных судах. Это не значит, что процесс автоматически закроют от зрителей и журналистов, но стоит учитывать, что заседания по мере пресечения обвиняемым проходили в закрытом режиме.
Следствие отчиталось, что провело более 1,3 тыс. экспертиз — от медицинских и генетических до баллистических и пожарно-технических. Опросили более тысячи свидетелей. Потерпевшими признаны 2,3 тыс. человек — это родственники погибших и выжившие, получившие ранения.
По данным агентства ТАСС, в деле более 100 томов. Один том уголовного дела сравним с книгой средней толщины примерно в 400 страниц.
Чтобы изучить такой объем материалов, защите обычно требуется до полугода. Но в этот раз следствие решило, что достаточно предоставить обвиняемым только ту информацию, которая касается непосредственно их самих.
Их обвиняют в осуществлении теракта, незаконном обороте и изготовлении оружия и взрывчатки и других преступлениях, в том числе участии в террористической организации.
Источник: dzen.ru/kinovinoda