Творчество

Величественный Кавказ.

Горы Абхазии. Сухуми.
Фото: © pinterest.ru

Впервые моя встреча с горами произошла летом 1969 года. Мне надо было выбрать туристическую путевку по Северному Кавказу. И среди них была одна – от Нальчика до Сухуми. На ней я и остановилась.

В Нальчике живет моя подруга – Валя Шнюкова. Мы учились вместе с первого по седьмой класс. Дружили, и она мне нравилась. Больше всего мне нравились ее серо-голубые, даже синие глаза, опушенные густыми ресницами, и густые волнистые русые волосы. Такой осталась она в моей памяти. Я мечтала о встрече с ней.

А Сухуми? Опять же – море! Десять дней на море! Его я тоже никогда не видела. Потому решилась и впервые улетела в горы одна!

Сборы были недолгими: рюкзак, спортивная одежда, кеды, купальник, два нарядных платья – и я в самолете.

Долетели до Минеральных вод, а там нас, туристов, уже ждал автобус. Было же такое – все легко и просто. А главное – дешево! Я тогда работала воспитателем в детском саду. Зарплата была мизерная, но такое путешествие вполне могла себе позволить.

Сбор туристов был в гостинице. Двое суток в Нальчике. Мы знакомились с городом. Там я впервые прокатилась на подвесной канатной дороге, испытав тогда, еще незнакомое мне чувство страха. Помню, не могла смотреть по сторонам, а только вниз – там текла какая-то речка, рос кустарник, деревья. Они были там, под нами. И это было интересно.

С Валей мы, конечно, встретились. Очень обрадовались этому. Она даже не предполагала, что кто-то из берёзовских подруг приедет туда, где она нашла свою судьбу. И вдруг я окликаю ее по имени и девичьей фамилии. Понятны наши эмоции! На тот момент с Валей мы не виделись десять лет.

Проговорили всю ночь. Ей было интересно, как живет ее родной Берёзовский. А мне хотелось услышать побольше о горах. Я многое узнала об Эльбрусе, о легендах того края.

Муж Вали был строителем. Однажды строители готовили площадку под возведение гостиницы для альпинистов и обнаружили останки двадцати четырех красноармейцев. Они спустили их в станицу и похоронили там с почестями. У всех солдат были какие-то документы, потому собралось много родственников. А в глыбе льда обнаружили немецкого офицера. Прямо в этой глыбе его отправили самолетом в Германию. И еще много-много интересного узнала я в ту ночь. А на прощание, Анатолий, муж Вали, дал строгий наказ: слушай проводника, ни шагу без него ни влево, ни вправо! Позже я убедилась, что наш проводник, мастер спорта по скалолазанию, был нам очень нужен!

И вот мы в гостинице в горах. С утра тренировочные выходы в горы. Здесь я поняла, что подниматься в горы легче, чем спускаться. Ноги так устают, что хочется сесть на заднюю точку и съехать вниз. Туристы, в основном, были люди молодые, сильные, выносливые – слабому там нечего делать. Веселые, хорошо пели. Часто звучали песни под гитару – о походах, о туристах, о дружбе и легендах. Чувствовалось, что многие здесь были не впервые.

Вспоминаю одну пару из Брянска. Им было тяжело тягаться с нами — старше остальных и грузные. Однажды, когда мы спустились из тренировочного похода, они сели на камень и говорят: «Всё! Больше ни шагу никуда не пройдем!» И их отправили с оказией в Сухуми, последний наш пункт назначения.

Мы же с ребятами повидали еще очень много интересного, лазили по горам, узнали много легенд о них, о трагических случаях, переходили бурную горную речку по скользкому бревну, держась за проволоку, натянутую от одного берега до другого. В «Приюте одиннадцати» познакомились с альпинистами из Испании, сфотографировались с ними на память. Испанцы пошли покорять вершину Эльбруса, а нас туда не повели.

Мы стали спускаться вниз. Представляете, кругом снег, лед, пропасти. Ни дерева, ни куста, ни травки! И чувство опасности.

Там, в горах, я видела восход солнца! Мы специально встали в четыре часа утра. И вот оно – огромное, оранжевое, выходит из-за хребта. Мы все онемели и оцепенели, стояли как завороженные. Но уже через минуту по горам прокатилось радостное громкое «Ура!»

А как мы шли по льду! Нет, не в кедах. В одном из приютов нам выдали горные ботинки. Я такие видела впервые. Ногу прямо в кеде засовываешь в огромный ботинок, на подошве которого острые гвозди. Первое впечатление забавное — на каждой ноге килограммов этак по десять. Но когда мы встали на лед, сразу оценили превосходство горных ботинок над кедами. Идти было очень удобно, но теперь боялись за лицо и глаза. Все надели очки с черными стеклами и белые маски. Солнечные лучи отражаются ото льда, и можно ослепнуть, и кожа лица может получить сильный ожог.

Горы – это когда самолеты летят где-то внизу, под тобой.

А еще я узнала, что такое облако. Оно накрыло меня на несколько минут и ушло, а я осталась стоять, как мокрая курица. Вся одежда была мокрая, хоть выжимай. «Вот где живет дождь!» – подумала я тогда.

И вот мы спускаемся на альпийские луга. Побросав рюкзаки, падаем в траву, обнимаем землю, кое-кто плачет. Лучше нашей земли в цветах и душистых травах ничего нет!

Затем – моя первая встреча с морем.

Но подошел к концу наш отдых. Прощальный вечер и обещания встретиться в следующем году в Карпатах. Может, другие ребята и встретились тогда в Карпатах, но мне не довелось. А жаль – такого общения, как в Сухуми, у меня больше не было. И горы остались в моей памяти на всю жизнь.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.