«Каждый день, как на войне»
Андрей Брусницин, директор автокомплекса «Берёзовский привоз»:
– Сейчас каждый день, как на войне. Собираемся, решаем, что делать. Когда всё хорошо, на работе, по большому счету, всё идёт своим чередом, и можно немного расслабиться. А вот в нынешней ситуации вчера (5 апреля, – прим. ред.) я впервые за три недели взял выходной.
Машины продавать нельзя, рынок закрыт. Автомолл мы 6 апреля открыли, поскольку запчасти были включены Губернатором в перечень товаров первой необходимости, это наши арендаторы, хорошо, что хоть они торгуют. Мы на нашем предприятии пока обходимся без сокращений и увольнений, надеюсь, продержимся. Работать сейчас могут только автосервисы, автомойки и продажи запчастей.
Покупательская активность. 2020-й в принципе спокойный и не совсем типичный: все знают, что обычно январь – мертвый месяц, но в этом году он был живее. Зато февраль, когда обычно мы разгоняемся, выдался очень спокойным. В марте все чувствовали: будет что-то происходить, и продажи подросли. Хочется надеяться, что за время, пока мы закрыты, сформируется пул отложенного спроса, и будет хоть какой-то подъём, который компенсирует теперешние потери. Хотя понимаем, что ждать взлетов после выхода из так называемого карантина не стоит. Дело даже не в коронавирусе, а в том, что происходит с экономикой во всем мире.
Личное мнение: я склонен думать, что вирус, о котором сейчас все говорят, не нов, и, возможно, многие уже им переболели, просто раньше на нем не заостряли внимание, не тестировали. Многие ведь переболели пневмонией в прошедшую зиму и осень, кто болел, знает, что лечение давалось не просто. Возможно, это и был коронавирус?
Не думаю, что двумя неделями – до 20 апреля – меры ограничатся. Возможно, губернатор нам дал такую надежду, что ситуация у нас более спокойная, и мы закончим раньше других регионов. Я считаю, что, раз уж решили, что ситуация требует решительных мер, то и действовать нужно было более строго. А так сейчас мы видим на улицах тут и там группы гуляющих детей и подростков. У меня двое детей, 6 и 15 лет, сидят дома, я не отпускаю. Но многие относятся
несерьезно. К таким родителям надо принимать жесткие меры. У нас ведь как к отпуску запланированному отнеслись: шашлыки жарят, с пивом по улицам ходят, дети свободно разгуливают. Если они сами пострадают, ладно, но почему все остальные должны из-за них страдать?
И ещё во всей этой непростой ситуации нам, предпринимателям, очень хотелось бы получить реальную поддержку от государства. Возможно, это было бы освобождение от уплаты арендной платы на землю, земельного налога, какие то послабления по коммунальным платежам. Вариантов очень много, нужно только желание и шаг навстречу.
«У одиночек появится потребность в семье»
Александр Решетников, владелец салона по ремонту мобильных телефонов и техники:
– Самый лучший сценарий – если хорошо потеплеет, распространение вируса остановится, заболевших в области будет немного, нас снимут с такого режима и разрешат работать с 23 апреля. Если все продлится дольше, то люди сядут дома до 11 мая.
Уже сейчас у многих нет денег, особенно у работодателей, которые платят официальную зарплату. Многие размышляют о том, чтобы стать банкротом и открываться через полгода. Даже когда все магазины откроются, покупать кроме еды люди ничего не будут: коммуналку, кредиты, ипотеки никто не отменял. Одежду, например, люди не смогут продать, соответственно – купить товар на следующий сезон.
На мой взгляд, этот кризис серьезнее 2008 года, когда и у людей, и у бизнеса был запасной жирок. На бизнес помимо кризиса в следующем году ожидается сильная нагрузка: убирают ЕНВД, вводят УСН. Налоговая нагрузка увеличится, плюс надо купить компьютер, 1С. Лицензионные программы дорогие. Плюс чипирование товаров на подходе – это покупать принтер для кодов, программное обеспечение. На мой взгляд, 30% малого бизнеса закроется: господдержки нет, денег у населения нет. Выживут сети.
После такого сильного кризиса точно вырастет безработность, особенно женская – это без сомнения. Женщины были одиночками, сами умеют «добывать мамонтов» и платить ипотеку. С падением зарплат единственный выход у таких одиночек – тянуть ипотеку вдвоем, появится потребность в семье.
Непроизводственные сферы вообще просядут (художники, артисты и т.д.), т. к. просевшая экономика не сможет их кормить.
«Пока два штрафа по 100 евро»
Анна Папиева, Таллин, Эстония:
– 12 марта в Эстонии объявили чрезвычайное положение. Многие ринулись в магазины, кое-где на время опустели полки (греча, макароны, туалетная бумага). Сейчас всё как обычно. А вот маски, антисептики, некоторые лекарства в аптеках – дефицит.
Мы с семьёй живём в Таллине, и у нас действует правило 2х2 (по смс пришло оповещение): на улицу лишний раз не выходить, больше двух людей (исключение семьи) не собираться, держаться от других на расстоянии двух метров.
За несоблюдение режима ввели штрафы. Пока выписали только двум мужчинам по 100 евро. Я в декрете, муж работает удалённо. Кого-то отправили в неоплачиваемый отпуск до 1 мая, кого-то сократили. Бизнес некоторых сфер терпит потери.
Закрыты развлекательные, торговые центры, открыты продуктовые, аптеки, отдельно стоящие магазины, строительные. Некоторые бары, рестораны работают только на вынос или доставку. Школьников отправили на дистанционное обучение. Садики открыты, но водят мало.
Если лично про себя, особо не вникаю в ситуацию, СМИ нагоняют страх и панику. Первые недели хотелось снести свой «Фейсбук». Занимаюсь собой, ребёнком, моя жизнь не особо поменялась, только реже походы в магазины, не хватает тренировок и встреч с друзьями. Прорабатываем дату вечеринки в «Скайпе». Я за позитив и за то, что мы сами притягиваем в свою жизнь то или иное событие.
«Уехала в командировку, а вернулась в зону отчуждения»
Ольга Колоскова, Москва:
– В Москве все происходит очень стремительно.
Я 4 марта уехала в командировку из нормального города, а 15-го вернулась в какую-то зону отчуждения. Впрочем, тогда самой кардинальной мерой было ограничение в проведении массовых мероприятий и переход на удалёнку. Но и это казалось дичью.
Если бы мне сказали, что всего через пару недель дело дойдет до тотального закрытия кинотеатров, торговых центров, кафе, салонов красоты, банков, парков и прочего – я б не поверила. Потом моргнула – уже объявили нерабочую неделю.
Легла спать, проснулась – вышел указ Собянина о дополнительных ограничительных мерах.
Слышала, что собираются вводить комендантский час.
Город, конечно, еще не похож на фильм-катастрофу, но для Москвы пуст до чрезвычайности. В парках из репродукторов транслируют призыв оставаться дома, на Останкинской башне проецируются те же слова. Процент людей в масках заметно возрос после указа мэра.
Правда, трудно судить о возросшей сознательности – людей на улицах нет, потому что запретили выходить или потому что второй день на улице ноль градусов и метет снег? Потому что в минувшие выходные (28-29 марта), в +15 народ даже пикники устраивал.
Ну что еще… Прилавки с крупами вновь полны, туалетной бумаги вдоволь. Хотя людей с полными пакетами еды меньше не стало. Но, наверное, это хороший признак – значит они действительно собираются выходить из дома по минимуму.
Моя жизнь не слишком изменилась с началом карантина. Покупаю еды ровно столько, сколько и всегда – на день, два. Мой рабочий график и так был свободным. Я не мучаюсь, придумывая, чем заняться – делаю все то же, что всегда делала. Единственное – начала коситься на дверные ручки и каждые 10-15 минут пользоваться антисептиком, и перестала выезжать из района. Это вот для меня боль – я безудержный гуляльщик, люблю ходить по городу, заходить в кофейни, сидеть на прудах.
Неизвестность, когда это кончится, конечно, волнует. Но у меня есть отличное отрезвляющее средство для стонотиков. Вспомните такой факт в нашей истории, как блокада Ленинграда. Не стыдно?
Александр Шимов, поселок Мирный, Крым:
– По слухам, в Евпатории был заражён один человек. При этом он никому не сообщил об этом, и сколько ещё мог заразить – неизвестно. В целом, настроение у всех отличное. Полки ломятся от продуктов – гречка есть, да и всё остальное тоже.
Подъезды вроде стали чаще мыть. Власти говорят, чтобы люди сидели дома и носили маски. Прислушиваются далеко не все.
Сам я работаю в мясном магазине, поэтому график и зарплата никак не изменились. После работы сижу дома или в гостях.
Татьяна Романова, город ЗАТО Лесной:
– Конечно, люди переживают, стараются сидеть дома, но особой паники нет. Мне кажется, успокаивает мысль, что в Лесном нет случаев заражения. Кто-то использует маски, перчатки – на работе или в магазине.
В нерабочую неделю многим приходится всё-таки выходить на работу, так как у всех отчёты, и их никто не отменял.
Сама я в декрете. Вообще, у меня двое детей – шесть лет и девять месяцев. До недавнего времени гуляли, ездили в сад. Сейчас играем дома, смотрим фильмы, занимаемся. Ещё у нас есть группа в WhatsApp, где воспитатель с нами общается, даёт задания. Тоже спасает.
Алена Овчинникова, Кировоград:
– У нас особо ничего не изменилось. Мы всей семьей дома как до карантина сидели, так и после. Родителей давно оградили от себя, недели две уже. А в магазин ходим раз в неделю.
Постоянно после улицы моем пол с раствором, руки дезинфицируем.
Перед сном душ.
В общем, все рекомендации соблюдаем.
Артем Ляшенко, Красноярск:
– В городе режим самоизоляции в принципе работает. Народа на улицах нет, прохожие обходят стороной. Машин мало, пробки исчезли вообще. В магазинах стараются надевать маски. Где-то есть разметка для очереди. Мне приходиться приезжать на работу, но многие из офиса работают удаленно.
Константин Казимиров, Новокузнецк:
– В целом, обстановка спокойная, все ТЦ закрыты, люди больше переживают за зарплату, так как большинство работает у частников, те, в свою очередь, переживают за свои доходы и расходы на заработную плату и аренду. Нас предупредили, что могут быть сокращения или урезание зарплаты.
Ну и, конечно же, не без дурачков, видел компанию людей, которые закупили в супермаркете набор «Мы на шашлыки».
И напоследок о том, что, кажется, не все так уж и плохо:
Комментарий к посту о продлении нерабочих дней до 30 апреля в группе «Новости золотого города» в социальной сети «ВКонтакте»:
Светлана Бондалевич, Берёзовский:
– Работаю в магазине продуктов – очереди каждый день! Сначала думала, сейчас народ затарится на недельку, и малый спрос будет с понедельника, денег же нет у населения. Но нет! С
понедельника картина повторяется – с 9:00 уже тук-тук, больше всего поражают граждане, приходящие подшофе и за водочкой в 11:00. Не знаю, что там с зарплатой населения, но пока с позиции данной работы – у людей, похоже, деньги некуда девать, так как магазин на отшибе и площадь 2×2.
А вчера вообще пришел один и попросил «Доширак», видать, для разнообразия.