Тема этого года – «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений».
Программа была разбита на две части – утреннюю и вечернюю. К 10:00 в библиотеку пришли студенты техникума «Профи» – они и приняли участие в первых мероприятиях.
Открывали чтения Анна Бочкарёва и Юлия Глухова, сотрудники библиотечной системы. Они рассказали о мероприятиях не только в Центральной городской библиотеке, но и в других библиотеках округа, подчеркнули важность темы этого года – сохранение памяти о героях Великой Отечественной войны и героях сегодняшнего дня, – и напомнили о связи поколений.
Следующей выступила главный библиограф Татьяна Чечвий. Она провела обзор планшетной выставки «Герои Берёзовского муниципального округа» и рассказала не только о подвигах наших земляков, но и о их совсем не геройской жизни – кто-то совсем не был похож на былинного богатыря, был низеньким и щупленьким, кто-то после войны до самой старости трудился в совхозе и не рассказывал о своих подвигах, кто-то после войны остался в структурах, затем ушёл на завод, а кто-то посвятил себя общественной работе. На планшетах представлены имена героев Великой Отечественной войны – Иван Ключник, Василий Леонтьев, Степан Неустроев, Леонид Падуков, Валентин Шабуров, – а также березовчан, которые родились после войны и совершали подвиги – Сергей Жуйков и Виктор Чечвий.
– Сергей Васильевич возглавлял военные склады на посёлке Лосином, – рассказывает Татьяна Степановна. – Однажды во время сухой грозы образовалась шаровая молния, которая ударила по складу, начался пожар. С дежурной бригадой пожарных Сергей Васильевич оказался на тушении. Им удалось потушить два штабеля, третий подорвался. 18 человек получили ранения, 12 погибли – Сергей Васильевич тоже.
![Татьяна Чечвий рассказывает о героях. Фото: © Виктория Завьялова / Золотая горка](/images/2025/5244572024297351451.jpg)
Виктор Чечвий не был военным, он был милиционером. Работал участковым в Берёзовском, затем перешёл в Свердловский отдел милиции особого назначения (ОМОН). Основная часть его спецкомандировок пришлась на события в Чеченской республике, пятая поездка оказалась последней. Он погиб 27 декабря 1999 года во время штурма города Грозный.
– Звание Героя Советского Союза или звание Героя Российской Федерации – это очень высокое звание. Это высшая степень проявления героического подвига. Эти семь человек – наша память, наша база, на которую мы должны равняться. Возможно, в будущем кто-то из вас тоже будет удостоен звания Героя, – подвела итог Татьяна Степановна, после чего провела обзор книг из фонда библиотеки, посвящённых нашим героям.
Анна Бочкарёва провела для студентов военно-историческую викторину «Мой край отеческий». Ребята отвечали на вопросы по истории России и Берёзовского, вспоминали писателей и былинных героев, восстанавливали хронологию Великой Отечественной войны. Многие вопросы для участников стали достаточно сложными – пришлось просить подсказок у библиотекарей.
![Студенты участвуют в викторине. Фото: © Виктория Завьялова / Золотая горка](/images/2025/5244572024297351452.jpg)
Последнее мероприятие в утренней части – «Разговоры о главном». Ребята познакомились со Светланой Акберовой, социальным координатором фонда «Защитники Отечества». Она рассказала о деятельности фонда и помощи участникам специальной военной операции. А участник СВО Артур Краковинский рассказал о своём опыте на передовой, быте военнослужащих и обратной стороне военных действий.
![Светлана Акберова и Артур Краковинский. Фото: © Виктория Захарова / Золотая горка](/images/2025/5244572024297351453.jpg)
Вечерняя часть программы была представлена дискуссией «Отцы и дети: роль отца в воспитании ребёнка» и была открыта для всех желающих. Спикерами стали Благочинный Берёзовского муниципального округа Кирилл Кузовников, завуч Воскресной школы и педагог-психолог школы № 1 Ирина Курмачева, педагог-психолог детского сада № 48 Мария Минина, председатель городского Совета родителей Дмитрий Селезнев и директор благотворительного фонда «Урал за Жизнь» Екатерина Кириченко. Вместе с читателями рассуждали о семейных традициях, роли мужчины и женщины в семье, воспитании детей. Делали акцент на гармонии в отношениях, необходимости быть женщине женщиной, а мужчине мужчиной, показывать ребёнку правильную модель поведения.
– Ребёнку нужна идентификация, – рассказывает Кирилл Кузовников. – Если мальчик – нужна идентификация с мужской фигурой. Если девочка – с женской. Это в нормальном случае, в таком инварианте, где всё на своих местах. Папа на своём, мама на своём, дети знают свои места. А если папа спит на кухне, выслушивает, что папа устал, папа хочет отдохнуть – это самое безобидное, что может быть. Папа может слушать и другие какие-то совершенно нелицеприятные вещи, и ребенок становится свидетелем этого. Если это мальчик, то он видит, что мужчина – это тот, кто спит на кухне, тот, кто все время выслушивает, тот, кто все время виноват. Зачем ему идентифицироваться со своим отцом, с мужской фигурой? Для него, в его маленьком сознании, сильная фигура – это женская фигура. Он, соответственно, идентифицируется со своей мамой, с женской фигурой. Часто в обществе возникает вопрос, почему у нас так много таких бесхарактерных мужчин. Это вопрос не только к самим мужчинам, а в том числе и к женщинам. Потому что в семье должны оба – и мужчина должен, и женщина должна. Женщина занимается своей работой, своей ролью в хозяйстве, мужчина занимается своей. Когда всё на своих местах, тогда и будет все хорошо – и мужчины не будут бесхарактерными, и женщины не будут железными, не будут требовать лишнего. Ну и дети будут на своих местах.
![Кирилл Кузовников. Фото: Виктория Захарова / Золотая горка](/images/2025/5246874410235848394.jpg)
Ирина Курмачева добавляет о «соработничестве» – мужчина дополняет женщину, женщина дополняет мужчину. Говорит о самой большой ошибке в отношениях – когда жена начинает требовать от мужа такого же отношения, как было в её семье.
Психолог Мария Минина говорит об эмоциональной привязанности в семье. Девочки должны быть близки с отцами, а мальчики – с матерями, чтобы не начать воспринимать родителей как соперников в борьбе за внимание.
Рассуждали о необходимости приучать детей к домашней работе, чтобы они помогали родителям с бытовыми задачами и могли позаботиться о себе в будущем.
Самым жарким обсуждением стала тема конфликтов в семье. Спикеры делились своими мнениями, обсуждали опасность конфликтовать при детях и психологические травмы из-за ругани. Ирина Курмачева говорила о том, что из-за конфликтов ребёнок может начать метаться между родителями, затем начинает подстраиваться то под маму, то под папу, нередко учится манипулировать взрослыми.
– Не нужно прятать ссоры от детей, – считает Екатерина Кириченко. – Нужно объяснить ребёнку, что происходит и из-за чего начался конфликт. Иногда дети дают очень хорошие советы для примирения.
– В любой семье бывают конфликты, без них невозможно прожить. Но многое зависит от того, как конфликты разрешаются – не страшно, если ребёнок увидит ссору. Главное, чтобы он увидел, как родители мирятся, – говорит Мария Минина. – Если ребёнок спрашивает о том, что происходит, то нужно объяснить ему, не нужно умалчивать и скрывать. Конечно, нужно делать скидку на возраст ребёнка, опускать излишние подробности, но всё равно держать его в курсе. А если ребёнок не спрашивает, то не нужно ничего рассказывать в данный момент.
![Спикеры и читатели библиотеки. Фото: Виктория Захарова / Золотая горка](/images/2025/5244572024297351456.jpg)