В библиотеке К7 прошла презентация книги Александра Жесткова о свердловской подземке.
Оказывается, Берёзовский сыграл в строительстве екатеринбургского метрополитена не последнюю роль.
7 июля в Центральной городской библиотеке Берёзовского прошла презентация книги «Наше дорогое метро». Поприветствовать новинку собрались библиотекари, учителя школы № 2, журналисты города и Заслуженные журналисты России.
Все они пришли поздравить автора не случайно. Александр Юрьевич родился в Берёзовском. Российский журналист, медиа-менеджер, руководитель проектов на федеральных телеканалах, автор статей, репортажей и передач о екатеринбургском и московском метро окончил школу № 2 и запомнился горожанам как корреспондент газеты «Берёзовский рабочий». Книга об уральском метрополитене родилась тут же, как и он сам, – в Берёзовском.
– В детстве, в 80-х годах, мои родители повезли меня на экскурсию в Москву. Тогда я впервые оказался в метро, и меня сильно поразили эти подземные сияющие дворцы, эта скорость, потрясающее оформление. Когда я вернулся домой после летних каникул, оказалось, что в Свердловске тоже строится метро и даже вот-вот откроются станции, запустятся эскалаторы, двинутся поезда. Я проникся, зажегся темой и с этого момента несу интерес к ней сквозь годы, – рассказывает автор книги.
Работа над книгой заняла больше 30 лет. Сбор материала – Александр Жестков специально посчитал – длился 33 года.
– Начал я его, когда метро в Свердловске только строилось. Я тогда, будучи маленьким мальчиком, начал собирать в папочку вырезки из газеты «Уральский рабочий», которая много писала о метро, освещала все этапы строительства, – вспоминает Александр Юрьевич. – Со временем я сам начал писать и снимать про метро, в папочке появились мои публикации…
Название «Наше дорогое метро» каждый понимает так, как хочет сам: для кого-то этот проект дорогой в буквальном смысле – для бюджета он точно был грандиозным и дорогостоящим, а для пассажиров и тех, кто его обслуживает или следил за его строительством, он дорог сердцу как достопримечательность Екатеринбурга.
В книге екатеринбургский метрополитен показан не как локальный транспортный объект. Он достойно представляет Екатеринбург в сравнении с малыми и большими метро России и мира. Уральская подземка по-своему уникальна: многое она позаимствовала из опыта предшественников, однако некоторые решения новы – оформление некоторых станций представляет собой разные эпохи (станции-памятники советской архитектуры и советского дизайна, современные станции). Представлена и непарадная жизнь метро, неизвестная пассажирам: депо, ночные смены, служебные помещения.
Каждую страницу дополняют уникальные и редкие фотографии, как опубликованные в свое время на страницах свердловских газет, так и те, что до печати дошли только сейчас: например, фотографии Бориса Ельцина, прибывшего с инспекцией строящихся станций. Почему фото не были опубликованы? Потому что там не привычный для россиян Ельцин и образцово-показательная стройка, а Борис Николаевич, устраивающий разнос сначала рабочим, потом прорабам и остальным людям, а на фоне его свита, которая страшно боится и замерла в ожидании. Такие фотографии не менее ценны и интересны, чем фото, где рабочие смотрят в «светлое будущее метрополитена» с горящими глазами и улыбками.
Город Берёзовский – один из героев этой книги: он сыграл значительную роль в строительстве метрополитена благодаря людям шахтерских специальностей. Такие были очень нужны для прокладки тоннелей, и ближайший город с необходимыми специалистами очень выручил руководителей – многие специалисты из Берёзовского в то время уехали работать в Свердловск. Берёзовский завод строительных конструкций также был подключен к работе по производству тюбингов (элемент сборного крепления подземных сооружений), и сейчас поезда мчатся по екатеринбургскому метро, тоннели которого отделаны берёзовскими железобетонными конструкциями.
Метро в книге – не только объект, решающий транспортные проблемы. Это линия, соединяющая исторические события и судьбы разных людей: какая из станций сделана по проекту Никиты Хрущева? Что связывает метрополитен Екатеринбурга и Эрнста Неизвестного? Какие архитектурные элементы на станциях Уралмаш и Проспект Космонавтов придумал рокер Вячеслав Бутусов?
Александр Жестков поблагодарил всех собравшихся за поддержку и особенно отметил тех, благодаря кому эта книга вышла в свет спустя 30 лет от первых газетных публикаций.
– Процесс создания книги занял много времени, и у меня ничего бы не получилось, если бы не поддержка моей семьи, моих родителей (книга посвящена им). Я также хочу выразить благодарность учителям школы № 2, без которых я бы вообще неизвестно чем занимался, – выражает благодарность автор.
В библиотеку К7 российский журналист, по его словам, ходил еще в школе вместе с бабушкой, брал книги домой или читал их в читальном зале. Поэтому особенно приятно и почетно оказаться здесь в качестве автора книги, представить собственное произведение в стенах, родных с детства.
– Перед началом презентации мне провели небольшую экскурсию по библиотеке. Конечно, я поражен, как сейчас здесь все выглядит, как тут стало современно, классно, дизайн просто потрясающий! Это теперь не просто хранилище книг, это современный культурный центр для людей самого разного возраста, – отмечает Александр Жестков.
Несколько экземпляров новой книги получили библиотека, школа № 2 и гости вечера. В свою очередь сотрудники библиотеки вместе с «Берёзовским рабочим» тоже преподнесли гостю сюрприз: папку с его материалами, когда журналист еще работал в штате берёзовской газеты.