За первые два месяца года жители России взяли автокредитов почти на 273 млрд руб., сообщает «Российская газета» со ссылкой на Национальное бюро кредитных историй.
Это как минимум вдвое больше результатов прошлого года — преимущественно из-за эффекта низкой базы и поддержки дилеров со стороны производителей, отмечают опрошенные эксперты.
При этом средний срок займов также увеличился: все чаще граждане берут в долг на пять лет и выше, чтобы снизить ежемесячный платеж.
По данным НБКИ, в начале года банки выдали автокредитов на 273 млрд руб. В январе — на 118 млрд, а в феврале даже больше — на 154,7 млрд руб., даже при нынешних высоких ставках. Выросли за год и средний размер, и число выданных ссуд. Если в феврале прошлого года граждане брали в долг в среднем 1,23 млн для покупки машины, то в том же месяце 2024-го — 1,5 млн руб. Суммарно же объем выданных автокредитов удвоился за год. В январе-феврале 2023-го показатель составил 134 млрд руб., следует из данных 3 тыс. кредиторов, передающих сведения в бюро.
Столь значительные темпы роста, по мнению директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, объясняются, прежде всего, эффектом низкой базы из-за дефицита новых автомобилей в начале прошлого года. Как рассказали в рейтинговом агентстве «Эксперт РА», возросший интерес к автокредитам обусловлен и постепенной адаптацией к более высокому уровню цен, а также желанием обновить личный транспорт.
По словам Рената Тюктеева — замгендиректора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей — за год рынок сильно изменился, развились и укрепились автопроизводители из Китая. «Если год назад в первом квартале дилеры допродавали в основной массе остатки корейской линейки, то в течение года усилились и выросли в объемах поставки автомобилей из Китая. — отмечает эксперт. — Их привезли к концу года даже больше на 10−15%, чем рынок смог в себя вобрать».
Поэтому весь первый квартал текущего года на рынке действовал максимальный объем специальных акций, субсидированных кредитов и поддержек со стороны производителей. «Дилеры вели дисконтную политику, чтобы сократить дорогое финансирование стоков. Все это привело росту год к году в 2,5 раза объемов продаж», — поделился эксперт из АГ «Авилон».
По словам Тюктеева, доля кредитования в сегменте новых автомобилей сегодня в среднем составляет 60%. А в новых, преимущественно китайских марках, она достигает 85−90%, где ставки субсидируются автопроизводителями. Кроме того, граждане пытались успеть приобрести автомобили до 1 апреля — того момента, когда изменится порядок начисления утилизационного сбора, добавил Волков. Вместе с ростом продаж новых машин, массовые поставки которых возобновились с весны 2023-го, это повлияло на объемы выдачи автокредитов.
Среди других причин — государственные льготные программы, касающиеся моделей отечественной сборки. Увеличилось и предложение в связи с налаживанием каналов параллельного импорта. В 2024 году в агентстве «Эксперт РА» прогнозируют умеренное замедление темпов роста автокредитования до 20%, что связанно в основном с реализацией потенциала отложенного спроса. Как ожидает Тюктеев, в апреле стабильная динамика продаж и интереса клиентов к кредитным продуктам сохранится.
При этом средний срок автокредитов растет на протяжении всего года — суммарно почти на 10%. По итогам февраля он составил 5,47 лет. Так клиенты хотят снизить долговую нагрузку при растущих ценах и ставках, хотя за это придется переплачивать.