Для девушки-выпускницы школы желание стать учителем не редкость. И барышня в педагогическом – это норма. Юноши гораздо реже принимают решение работать в окружении детей, в режиме уроков и звонков. Тем более – решение осознанное, в какой-то момент даже расходящееся с мнением родителей. Именно так началась история в педагогике березовчанина Егора Шахова, который чуть более двадцати лет назад подал документы в педагогический университет.
В лицее № 3 «Альянс» и вообще в Новоберёзовском микрорайоне его знают многие. 15 лет стажа, как-никак. Но фамилию Егора Александровича знают еще дольше: отец, Александр Николаевич, тоже работал учителем физкультуры. Правда, в лицее № 7. Старший Шахов отдал школе 32 года, на заслуженный отдых ушел в 2004-м.
Потому родители не сразу согласились с решением сына пойти в педагогический. Пытались убедить, что не самая прибыльная профессия, не самая престижная… Но сын, который с детства все свободное время проводил с отцом в спортзале, со старших классов видел себя педагогом. И не пожалел о своем выборе.
Егор Александрович окончил институт (сейчас факультет) физической культуры по специальности, которая имела большой спрос у юношей, – допризывная подготовка. В то время планировалось, что ее введут в школе. На том потоке, где учились просто учителя физкультуры, было много девушек.
Свой первый урок в 11-м классе Егор Шахов помнит хорошо. Волнения не было: многих старшеклассников знал по спортивным секциям. Сам он всегда был близок к движению: в детстве занимался легкой атлетикой в спортшколе у Николая Колпакова, в старших классах увлекся ОФП под присмотром отца, в университете пять лет поднимал гири. Учитель физкультуры и сейчас подает живой пример всем воспитанникам, играя в футбол, баскетбол, хоккей – в составе сборной Новоберёзовского микрорайона.
Три часа в неделю, которые выделяет физкультуре учебная программа, педагог считает самым минимумом. Это нагрузка не для развития – для поддержания формы. Но физрук с удовольствием отмечает: многие ходят заниматься дополнительно – например, плавают в бассейне «Олимп», который рядом. Есть среди его учеников и юные дзюдоисты, и легкоатлеты, и лыжники.
Учеников принято делить на технарей и гуманитариев. На самом деле, есть и другая шкала.
– Приходит первый класс на урок – и талантливых ребят сразу видно: они ловчее, гибче, сильнее. Но спорт – это 10% таланта, остальное – трудолюбие, – поясняет Егор Александрович. – Если не заниматься, все способности уйдут. Есть менее талантливые от природы, которые многого добиваются своим трудом. Сегодня он не может норматив сдать, но тренируется – и получает заслуженные пятерки.
К физкультуре как к серьезному, важному для аттестата предмету относятся не все. Но на самом деле и двойки случаются, и дело не только в нормативах. Пришел на урок физкультуры не в форме? Получай два и больше не забывай кроссовки дома! При желании исправишь. «За отсутствие формы наказывал и папа», – улыбается Егор Александрович. Для спортсменов в юбках и брюках урок проходит в чтении: сейчас выпускают пособия по физической культуре. В них – техника упражнений, общие сведения по здоровому образу жизни.
Нагрузка в школе – 33 часа в неделю плюс дополнительные занятия футболом и баскетболом, факультативно. Домой с учетом всех уроков и требующейся иногда бумажной работы (учителям физкультуры тоже нужно сдавать отчеты и писать программы по новым стандартам) Егор Александрович уходит около шести вечера. Говорит, на семью времени хватает. Кроме него, в лицее № 3 «Альянс» трудится еще трое учителей физкультуры.
По наблюдениям учителя, за последние десять лет материальная база в спортзале улучшилась в разы. Закупается инвентарь: лыжи, мячи, скакалки. По образовательным стандартам, кстати, на одного учащегося должен приходиться один мяч. Когда выпускник педагогического только пришел в лицей, баскетбольный мяч был всего один – и тот еле дышал.
К Егору Александровичу на уроки приходят и первоклассники, и одиннадцатиклассники.
– Бывает, малыши набегаются на перемене, прибегут возбужденные, и на уроке приходится их собирать. Со старшими проще, говоришь – делают, технику многих упражнений уже знают, могут выполнять самостоятельно, – рассказывает Шахов. – Еще общая тенденция: малышам всем нравятся уроки физкультуры, в старших классах тоже с удовольствием занимаются – понимают, что это здоровье. А вот в среднем звене начинают лениться, где-то хитрить.
Приходится физруку и голос повышать, и в свисток свистеть – если не слышат. Несмотря на строгий атрибут, Егора Александровича в школе любят. Некоторые даже открыто говорят: «Глаза у вас добрые».
Егор Александрович вспоминает опыт из своей практики, когда классы на время физкультуры были поделены на девочек и мальчиков: с первыми занималась женщина, со вторыми – мужчина. Эту тактику педагог считает правильной, но она не прижилась.
Казалось бы, учитель физкультуры – чтобы секундомер вовремя включить или количество кругов на сегодняшней пробежке определить. Но нет.
– Педагогики без воспитания не бывает. Все равно школьникам нужно многое объяснять в системе координат «хорошо-плохо», говорить о правильных ценностях, – уверен Егор Шахов. – Есть дети, которым не хватает внимания в семье. Им общение взрослых, пусть даже педагогов, бывает необходимо.
Принимая когда-то решение стать учителем, Шахов многое знал об этой профессии. В том числе, и об уровне заработной платы. Он не жалуется: на жизнь без излишеств хватает, но соглашается: пересматривать систему оплаты труда педагога нужно.
На рабочем месте Егор Шахов встретил свою будущую супругу. Они коллеги: жена Анастасия Александровна преподает в лицее русский язык и литературу, она даже училась в том же педагогическом на пару лет младше. Но познакомил их не вуз. Мама супруги – тоже педагог