– Когда познакомилась с детьми, увидела, что они дарят много тепла и нежности, поняла, что хочу работать в школе, – рассказывает Ирина Дусметова, самый молодой учитель школы № 21 поселка Лосиного. Студентке всего 23 года, но для своих учеников из младших классов она второй год как Ирина Юрьевна.
В будущем Дусметова – учитель английского языка. Сейчас она продолжает обучение в институте иностранных языков Уральского педагогического университета, а пока работает классным руководителем в любимом 2б, учит некоторым предметам 2а и уже набирается опыта, преподавая английский в начальной школе.
– Мне хочется идти с ними на контакт. Конечно, они мне нравятся – без этого в профессии никуда! – уверена Ирина Юрьевна.
О возвращении в родную школу, которую когда-то окончила, коренная жительница Лосиного и не помышляла. Даже поступив после 11 класса в институт педагогики и психологии детства педагогического университета, до конца не была уверена, что работать с детьми – ее призвание.
Всё решилось на практиках: за четыре года обучения студентка прошла шесть практических курсов, одним из которых был полноценный месяц в школе с ежедневными уроками.
Как признается молодая учительница, в ее становлении немалую роль сыграли преподаватели школы № 21 Наталья Матюшко и Андрей Митяев. Сама она в классном руководстве выбрала стиль открытости для учеников и их родителей – всегда готова общаться, отвечать на телефонные звонки пап и мам, а если потребуется, обращаться к ним за помощью.
Вспоминает с улыбкой: сначала родители отнеслись к ней как к педагогу довольно настороженно, ведь многие значительно старше ее, но со временем стали доверять. Зато с коллегами Ирина Юрьевна обрела взаимопонимание с первого же дня.
Учитель Ирина Дусметова и ее второклашки из 2а класса. Первый ряд: Артём Ермохин, Вадим Баландин, Анна Демчук, Яна Нарушева, Мария Матюшко, Оксана Полозова. Второй ряд: Виктория Темникова, Анастасия Супиченко, Трофим Лагунов, Алина Осадчая, Ринат Яушев. Фото Павла Шабельникова
На учителе начальных классов, считает Дусметова, лежит большая ответственность – раскрыть ребенка, выявить его способности и начать список побед. Когда школьник окажется в 5 классе, у него будет накоплен определенный багаж достижений – и ему будет легче учиться дальше, а педагогам среднего звена поможет составить представление о ребенке. Понятия «любимчик» для нее не существует, так же, как и не существует «плохих» детей. Да, есть непростые, но таким зачастую просто требуется больше внимания.
Несмотря на свой возраст, Ирина Юрьевна возглавила школьное методическое объединение, что позволит ей донести современные методы воспитания и обучения, полученные в вузе, до всего коллектива.
Говоря об уровне заработной платы, Ирина Юрьевна опровергает миф, что профессия учителя непривлекательна. Во-первых, единовременное пособие: специалисту после вуза, который сразу же приносит свою трудовую книжку в школу, полагается разовая выплата в размере 50 тыс. руб. Доплата за работу в сельской местности – плюс 20% к окладу, кроме этого – частичная компенсация квартплаты.
Фото Павла Шабельникова
Правда, по словам директора школы № 21 Ирины Ковалевой, очереди из желающих стать частью ее коллектива не выстраивается. В поселке четыре молодых педагога, два из них – в декретном отпуске. Всего в школе на 295 учащихся, в том числе ребят из местного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, – 26 педагогических работников.
Директор вспоминает, что две выпускницы педагогического вуза в школе не задержались – одна отработала год, другая три. Первую не остановило даже то, что ей пришлось вернуть единовременное пособие: по условиям выплаты, необходимо отработать с детьми не менее трех лет.
Самого молодого учителя школы Ирина Ковалева называет человеком ответственным, отмечая творческий подход к делу Ирины Дусметовой. Но вообще у руководителя поводов для профессиональной радости немного.
– У всех учителей большая нагрузка, все перегружены, особенно учителя математики, физкультуры, английского, – рассказывает директор. – Нет такого, чтобы педагог мог работать в спокойном режиме, проводить уроки и готовиться к ним на должном уровне. Это сплошной конвейер – когда по шесть-семь уроков каждый день.
Немного обнадеживает личная статистика Ирины Дусметовой: из ее группы в 14 человек после получения бакалавриата большая часть выпускников устроилась работать в школы. Молодой учитель отмечает, что в ее профессии, помимо образования и таких качеств, как ответственность, общительность, трудолюбие и доброжелательность, всё же необходимо призвание.
В свободное от работы время Ирина Юрьевна продолжает учиться, встречается с друзьями, выбирается в кино и много читает, в том числе и литературу на английском языке.