Жизнь города

ЖКХ, транспорт, медицина города Берёзовского: сильные и слабые стороны

В обсуждении будущего и развития Берёзовского также приняли участие начальник отдела экономики и прогнозирования мэрии Ирина Мартемьянова, главный специалист отдела инвестиционного развития мэрии Ирина Батанова, председатель городской общественной палаты Владимир Перепёлкин. Модератором стратегической сессии выступил руководитель экспертного совета «Общественность», редактор газеты «Золотая горка» Павел Шабельников
В обсуждении будущего и развития Берёзовского также приняли участие начальник отдела экономики и прогнозирования мэрии Ирина Мартемьянова, главный специалист отдела инвестиционного развития мэрии Ирина Батанова, председатель городской общественной палаты Владимир Перепёлкин. Модератором стратегической сессии выступил руководитель экспертного совета «Общественность», редактор газеты «Золотая горка» Павел Шабельников
Фото: © Олег Манваров

Почему не пошёл проект реконструкции городских очистных сооружений, и каковы запасы питьевой воды в Берёзовском? Хватит ли этого ресурса в условиях развития и расширения города, каковы варианты развития поселков в ближайшей перспективе? Эксперты совета «Общественность», созданного при городской администрации, обсуждали 5 ноября возможные пути развития в муниципалитете сфер ЖКХ, транспорта и здравоохранения.

Собравшиеся эксперты попытались не просто в очередной раз озвучить проблемы, но и выявить сильные и слабые стороны каждого направления, разобраться в угрозах для Берёзовского, понять возможности города в составе сложившейся Екатеринбургской агломерации. Ожидается, что сформированные по результатам обсуждения выводы будут использованы мэрией в работе над стратегией социально-экономического развития Берёзовского до 2030 года. Этот документ в свою очередь войдет в программу областного правительства.

Проблем в ЖКХ много – этого никто не отрицает, но и, по ощущениям, не замалчивает. Работающие на пределе своих возможностей городские очистные сооружения могли войти в программу реконструкции, но региональную программу свернули, а муниципальное предприятие «Водоканал», на балансе которого находятся сооружения, только своими силами не способно решить проблему. Несколько лет назад предприятие разработало проект реконструкции, реализация которого в ценах 2012 года оценивалась в 750 млн руб., из которых 125 млн руб. – средства инвестиционной программы «Водоканала». Но дело не пошло. Об очистных, коммунальных ресурсах, сетях и о том, что законодательство в сфере ЖКХ уничтожает муниципальные предприятия, рассказал Антон Еловиков, заместитель мэра по вопросам ЖКХ, транспорта и связи.

– Идея была – существующим проектом поучаствовать в областной программе «Чистая вода». К сожалению, она не удовлетворяла требованиям федеральной программы, и ее свернули, – констатирует Антон Вадимович. – Мы оказались в таком промежуточном этапе, когда разработан проект, реализация идет, но конца пути не видно, потому что не предусмотрено финансирование этого проекта. Было предложение обратиться для внесения изменений и создания программы «Чистая вода» на областном уровне. Обращение было направлено, но пока обратной связи в этом направлении нет.

Водоснабжение и электроснабжение

– В данный момент потребность города составляет меньше утвержденных запасов. Объем подземных вод удовлетворяет потребностям округа, – рассказывает Антон Еловиков. – На перспективу, когда считались «Зелёная долина» и большие микрорайоны для застройки, были опоискованы участки воды в объеме еще порядка 20 тысяч кубометров в сутки. Были подсчитаны затраты, которые на это необходимы, и никто из застройщиков, из инвесторов и девелоперов на это не идет – стоимость будет неподъемная. В границах города всё решается платой за подключение, и мероприятия, как правило, не такие дорогостоящие. У «Водоканала» предусмотрена реконструкция сетей в границах города и за счет платы за подключение – этого хватает. Если по «Зелёной долине», то участок новый и большой, у предприятия нет инвестпрограммы, и с этим проблема. На застраиваемых территориях возможен индивидуальный тариф, но предварительные расчеты застройщиков сразу же отпугивают. Плата за подключение в установленном законом порядке – цифра с большими нулями и застройщик говорит: я здесь строить не буду.

По словам замглавы, решить проблему изношенности сетей и строительства новых коммуникаций в появляющихся микрорайонах можно за счет привлечения средств федерального фонда реформирования ЖКХ. Фонд готов профинансировать большую часть затрат, но при одном условии.

– Фонд финансирует до 65% любых проектов при условии, что имущество будет находиться в концессии. Примерно такая схема: 60% – фонда, 20% – концессионера и 20% – концедента. Причем концессионер может взять на себя финансирование 20% концедентов, то есть практически инвестор, концессионер может привлечь 40% инвестиций. Законодательство сейчас заточено на то, чтобы МУПы (муниципальные унитарные предприятия – прим. ред.) прекратили свое существование. Региональная энергетическая комиссия Свердловской области не согласовывает тарифы, если имущество передано каким-то иным способом. А в части тепло- и водоснабжения закон говорит о том, что всё имущество старше пяти лет должно находиться в концессии. Другого варианта сейчас нет.

Еще не понятно, может ли МУП быть концессионером, но предполагается участие «Водоканала» в соответствующем конкурсе в 2017 году. Если опыт будет успешным, то схема привлечения инвестиций может быть опробована на других муниципальных предприятиях.

На электросетях эксперты также констатируют высокую степень износа и нехватку возможностей для развития строящихся микрорайонов. Есть проекты, они даже отражены в генплане, но вся проблема в финансировании. Застройщики не хотят тянуть сети. Что касается уличного освещения, то здесь картина, по словам предпринимателя и депутата местной Думы Сергея Чепикова, также оставляет желать лучшего. Энергосберегающие технологии продвигаются с трудом, у большого числа светильников вышел срок эксплуатации.

– Где-то 30% улиц освещено. Чем ближе к центру, тем больше освещение. И чем дальше, тем старее оборудование у нас висит, – отмечает Сергей Михайлович. – В центре города должны быть автоматизированные системы освещения, режимы энергосбережения. Например, в два часа ночи – понижение нагрузки до 50%. Всего три улицы снабжено этими системами: Театральная, Строителей частично, Гагарина. Это оборудование еще начала 2000 годов.

Озвучиваемые экспертами идеи, предложения фиксировала на флипчартах преподаватель школы искусств № 1 Анна Балтина. Фото Олега Манварова

К сильным сторонам берёзовского ЖКХ участники обсуждения отнесли наличие программ по реконструкции сетей, возможность перейти на закрытую систему горячего водоснабжения. К тому же город имеет опыт партнерского решения проблем вместе с жителями. Эксперты сошлись во мнении, что сфера ЖКХ сильна в плане управления и организации и может применять новые технологии.

Ветхие сети, недофинансирование, старение кадров в сфере ЖКХ, интенсивная застройка города, и, как следствие, рост нагрузки на сети, локальные не подконтрольные участки сетей были названы слабыми сторонами обсуждаемой сферы.

Транспортная инфраструктура

Общественный транспорт Берёзовского в нынешнем его виде и возможные варианты развития сферы в будущем эксперты обсудили во втором блоке стратегической сессии. Здесь картина получилась самой контрастной. Городские автобусы были противопоставлены эстакадному надземному транспорту технологии «Скай Вэй» (Sky Way). Представленный инновационный вид транспорта в сравнении с автобусами выглядел чем-то фантастическим и нереализуемым. По словам куратора проекта Аркадия Бирюкова, такой транспорт еще нигде не используется, но ветки «Скай Вэй» готовятся к запуску в Беларуси, заключено соглашение с правительством Челябинской области, ведутся переговоры с администрацией Екатеринбурга.

– Транспортная инфраструктура должна решить две задачи, – заявил Аркадий Бирюков. – Во-первых, связать Берёзовский высокоскоростной трассой с Екатеринбургом. Получается около 15 километров, я просчитал трассу. Вторая задача: раз Берёзовский является таким распределенным, то есть со многими поселками,

в дальнейшем связать эти поселки и, как вариант, осваивать территорию вокруг центральной части по концепции линейного города. Такая трасса начнет оживлять всю территорию вокруг. Система в несколько раз дешевле, чем строить обычные дороги – в три-пять раз, дешевле скоростного трамвая в пять-семь раз, метро в 20-30 раз дешевле. Средняя скорость с учетом посадки-высадки пассажиров будет порядка 70-90 километров в час – это около 15-20 минут время в пути. Транспорт беспилотный, соответственно, это круглосуточное сообщение. Такой веткой можно перевезти до 20 тысяч пассажиров в час. У вас такого количества нет – это с большим запасом. Я понимаю, что это очень фантастично, но будущее уже наступает. Окупаемость таких проектов по Берёзовскому – порядка семи-восьми лет. Причем пассажиропоток взят достаточно консервативный. Промежуточные поездки я не брал. За цену взял то же самое, что есть сейчас. И круглосуточно, мы заберем такси. Люди при такой возможности будут бросать свои машины.

По словам Бирюкова, технология «Скай Вэй» позволит без удорожания стоимости работ миновать преграды, которые встали бы на пути строителей наземных дорог. Пролёт линии «Скай Вэй» может достигать пяти километров без опор. К тому же предполагается, что не будет светофоров, пробок и прочих превратностей наземных дорог. Конструкция трассы рассчитана на 100 лет. Создание эстакадной дороги возможно за счет частных инвестиций. Проведенный Бирюковым опрос показал, что 85-90% берёзовских респондентов воспользовались бы этим транспортом, а две трети автомобилистов готовы оставить машины и добираться на работу и обратно над землей.

В выступлении куратора общественного транспорта от мэрии Леонида Савина, инженера муниципального учреждения «Благоустройство и ЖКХ», заботы обозначились более приземленными и реалистичными. Сегодня без общественного транспорта остается только отдаленный поселок Островное. Прямой дороги нет, и жителям приходится вкруговую через

Асбест добираться до Берёзовского – это порядка 110 километров. Отсутствию сообщения способствует бесхозный участок дороги между Островным и асбестовским поселком Красноармейским. По словам Савина, только в 2018 году появится возможность попасть в проект строительства здесь дороги, после чего можно вести речь об общественном транспорте.

– Сейчас остро стоит вопрос, как запустить общественный транспорт в жилой район «Уют-сити», – сообщил Леонид Сергеевич. – Компания «Арсенал» строит дома, но выбраться оттуда пока сложновато. Вышел застройщик с тем, чтобы запустить туда «копейку» (автобусный маршрут № 1 – прим. ред.). Но возникли подземные камни: ул. Мичурина шириной 5,5 метра, а чтобы пустить транспорт в двустороннем направлении, нужна ширина минимум шесть метров. А так пока бы хотели запустить «копейку». Но из «Уют-сити», я вижу, чтобы без пересадок выйти на Екатеринбург – это 121-й маршрут. Но чтобы его запустить, нужна дорога, которой сегодня нет. Выезжать из «Уют-сити» на Белоярскую дорогу – ее еще в плане нет, ее надо реконструировать. Реконструкция ул. Мичурина – в лучшем случае, если на следующий год заявимся на проектные работы, и только еще через год на реконструкцию. А по генплану ул. Мичурина предусматривается односторонняя, и ул. Дружинина, следующая, тоже односторонняя. Но для того, чтобы туда идти, там еще два дома надо сносить, а это всё затратное.

– Близость расположения Берёзовского [к Екатеринбургу] – это большой плюс для нас с вами. Мы все пользуемся благами областного центра, и в то же время можем в более тихом спальном районе находиться, – резюмировал Савин.

Опасениями о том, что в случае объединения городов-спутников с Екатеринбургом местный рынок перевозок могут занять столичные перевозчики, поделился предприниматель, берёзовский перевозчик Сергей Тепляшин. На что Леонид Савин заметил, что уже сегодня для этого достаточно выиграть соответствующий конкурс – других ограничений не существует. Кроме того, Тепляшин отметил, что Берёзовскому необходимы большие автобусы – вместимостью более 100 пассажиров. Например, чтобы по утрам забирать большой поток пассажиров, выезжающих на работу в Екатеринбург. С другой стороны, такое приобретение не окупается даже за пять лет, что длится договор с перевозчиком по конкурсу областного Минтранса. Еще одна проблема – местная автостанция.

– Я тоже предлагал в новые районы заходить, но в то же время нужно организовать новую автостанцию. Есть более подходящее место для нее. В том же «Уют-сити», например. Но есть противники, – отметил Сергей Юрьевич.

Новые объекты транспортной инфраструктуры раскритиковал директор городской автостанции Евгений Уфимцев. По его мнению, обозначенные в генеральном плане Берёзовского два автовокзала появились в документе без понимания транспортной безопасности. Тут же Уфимцев озвучил мнение некоторых перевозчиков, что вместо автостанции им достаточно разворотной площадки. Эта идея подверглась встречной критике. Мол, где ожидать пассажирам отправления рейса без автостанции или обустроенных остановочных павильонов.

Существующая разветвленная маршрутная сеть Берёзовского справляется со своими задачами, парк автобусов обновлен, спрос на перевозки и развитая конкуренция имеются. Эти стороны транспортной инфраструктуры эксперты отнесли к сильным позициям. На противоположной чаше весов поместились большая маятниковая миграция, культура обслуживания в автобусах, а также загруженные и некачественные дороги. Отрицательным был назван и тот факт, что контроль над важнейшими межмуниципальными перевозками перешел в Минтранс – проблем от этого только прибавилось. В то же время конкуренцию перевозчиков отнесли и к слабым факторам. Среди угроз прозвучали потеря управляемости над сферой перевозок, повышение стоимости проезда в случае прихода в муниципалитет перевозчиков из мегаполиса.

Здравоохранение в напряжении

Экспертами в сфере здравоохранения выступили Неля Галиуллина, главный врач медицинского центра «Агат-Мед», и Татьяна Артемьева, директор и главный врач «Берёзовской стоматологической поликлиники», депутат, председатель бюджетной комиссии местной Думы.

Неля Галиуллина сообщила, что основная проблема медицины – это недостаточное финансирование, особенно с учетом подчинения государственных клиник только региональному Минздраву.

– Областное ведение создало проблемы в плане закупки оборудования, расходных материалов. С этими контрактами всё затрудняется по времени, – рассказала Неля Равильевна. – Другая проблема – это острая нехватка медицинских кадров. Это проблемы как с терапевтами, педиатрами, так и с узкими специалистами. Причем привлечь их в город – проблема. К сожалению, ни больница, ни муниципалитет не могут дать жилье, которое в дальнейшем врачи могли бы получить в собственность. У нас есть социальное жилье в поселке Первомайском, но оно не решит большую часть проблем. Есть общежитие у самой больницы. Но в собственность медиков оно не переходит.

В очередной раз прозвучала проблема детской поликлиники. Рассчитанная на 65 суточных посещений, сейчас она обслуживает до 350 маленьких пациентов. При этом не создается ни новых поликлинических отделений, ни фельдшерских пунктов.

Как сообщила Татьяна Артемьева, строительства жилья для медицинских работников в Берёзовском не предполагается, как это случилось, например, в Камышлове, после чего туда пришли специалисты. Финансирование сферы здравоохранения год от года снижается. В прошлом году было зафиксировано снижение на 15%, в 2016-м – уже на 20%.

– Социальная напряженность сильная, люди накручены. Должна быть обратная связь с населением. Нужно сохранить сейчас всё как есть, чтобы хуже не стало, и снять социальную напряженность. Прекратите сокращать койки в стационарах! Мы вышли на уровень по количеству коек на 100 тысяч жителей меньше, чем в Европе. Сокращают всё, что можно, – выразила тревогу Татьяна Борисовна.

Руководитель стоматологической поликлиники уверена, что отчасти решить проблемы в медицине могут краудсорсинговые проекты. Одна из возможных форм взаимодействия с населением – размещение на сайтах медицинских учреждений опросов с предложением обозначить свое видение по улучшению обслуживания, предоставления услуг или же решения проблем. Такие добровольные подсказки могут помочь найти выход из трудных ситуаций.

Отсутствие новых бюджетных медицинских учреждений, специалистов, муниципальных программ по здравоохранению, нехватка оборудования, сокращение коек в стационарах и прочие моменты эксперты отнесли к слабым сторонам местной медицины. Они же угрожают данной сфере. Сюда же добавились мигранты и екатеринбуржцы, которые фактически живут и посещают больницы в Берёзовском, но зарегистрированы в мегаполисе.

Сильными сторонами были названы высокой уровень оказания травматологической помощи, появление нового оборудования для хирургии, выполнение программы государственных гарантий как в центральной городской больнице, так и в стоматологической поликлинике. В тоже время близость к Екатеринбургу участники обсуждения оценили и как положительный момент – как возможность воспользоваться альтернативными учреждениями высокого уровня.

Читайте также:

Если есть взаимодействие, есть шанс на развитие. Активисты два дня искали точки роста Берёзовского

Ваше мнение?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22