Новорожденного можно назвать одним из самых больших чудес на свете. Большинство людей сталкиваются с этим чудом всего несколько раз в жизни, когда в их семье появляется малыш. Фотографу Анастасии Светловой, 29-летней маме троих детей, невероятно повезло: дело всей ее жизни связано с такими детьми, которые только-только появились на свет.
Лауреат ежегодной международной премии детских и семейных фотографов BICFP в номинации «Новорожденные» в 2014 году, Светлова стала одной из основательниц этого жанра фотографии в России и на сегодня является самым опытным мастером в Свердловской области, обучая уже других своему мастерству.
Слова о том, что нам повезло встретиться с Анастасией Светловой, имеют буквальный смысл: поймать ее в родном Берёзовском не так-то просто. 18 июля фотограф вернулась из Иркутска, где проводила мастер-классы как педагог, а уже 25 июля улетала в Москву на учебу – считает необходимым постоянно развивать личный профессионализм. Между командировками – съемки, на которые люди записываются за много месяцев вперед, воспитание троих детей – спасибо папе, бабушке и дедушке за помощь, создание красивых авторских проектов.
«Кто ребенка-то тебе доверит?»
Работа фотографа Анастасии Светловой связана с детьми, которые только-только появились на свет
Всё началось в 2010 году. Тогда в России не было профессионалов, занимающихся съемкой новорожденных. Были свадебные фотографы, были те, кто снимал детей постарше или семьи. Если груднички и попадали в объектив фотокамеры, то только на руках у родителей или кроватке. Снимки, на которых малыши пяти дней от роду были бы полноценными моделями, считались революционными. Этому не обучали, никакой информации в интернете… Кто слышал об этом, делал круглые глаза: «Кто ребенка-то тебе доверит?» Даже сама домашняя или уличная съемка была чем-то из ряда вон: считалось, что семья в самых красивых нарядах должна прийти в фотоателье, где фотограф будет долго выставлять освещение, чтобы сделать постановочный кадр.
В этом дефиците информации Светлову выручило, как ни странно, абсолютно не профильное образование. В детстве она долго выбирала между курсами английского и художественной школой и, выбрав в итоге первое, после школы поступила в институт международных отношений.
Фото Анастасии Светловой
Как оказалось, призвание человека находит и без специального образования, а все полученные им «левые» знания играют только на руку. После второго курса вуза, где Анастасия училась на лингвиста-переводчика, девушка попала в Америку по обмену по программе Open Travel и прожила в Штатах полгода. Там она, и так не выпускающая камеру из рук, впервые услышала о новом стиле съемок, который впоследствии ее увлечет. Интереса к вопросу прибавляли нарастающая популярность открыток и проектов популярного американского фотографа Анны Геддес.
Вернувшись в Россию, Анастасия вышла замуж, впервые стала мамой. Тогда и решила пойти учиться: искренне недоумевала, почему такой красивый розовощекий младенец получается на кадрах совсем другим. Но обычные курсы, с которых выпускники сходят как с конвейера, ее не устраивали. Так березовчанка оказалась на индивидуальном обучении у Василия Фетисова, известного екатеринбургского фотографа. Его главный совет Светлова помнит до сих пор: выбери самый сложный вид съемки – и у тебя не будет конкурентов. Этими словами он, сам того не зная, озвучил те мысли, которые давно зрели в голове самой Анастасии. Так началась ее история как фотографа новорожденных, которая длится уже шесть лет. Помимо обучения у педагога, фотограф по крохам собирала всю имеющуюся в сети информацию на иностранных форумах и сайтах.
Одним из самых достойных и любимых снимков в карьере Анастасия Светлова называет тот, на котором присутствуют люди с разницей в возрасте 90 лет. Это березовчанки – прабабушка и правнучка, которой всего пять дней. Поймать на камеру такой момент, на котором малышка улыбается всем своим беззубым ртом, – большая удача. Фото Анастасии Светловой
Сначала ее техникой были обычные «мыльницы», потом полароид, позже муж подарил на день рождения любимой первую «зеркалку».
Как-то из семейной поездки в отпуск семья Светловых привезла 70 гигабайт фотографий. Когда, пролистав все, Анастасия увидела себя всего на пяти снимках – всегда ходила с камерой сама, она поняла: надо что-то менять. С тех пор примерно раз в полгода заказывает семейную фото- и видеосъемку у других фотографов. Конечно, как профессионал своего дела, тщательно выбирает мастера и доверяет только лучшим.
– Если дети будут помнить, как гуляли с папой, потому что мама всегда оставалась за кадром – это неправильно, – отмечает березовчанка.
Фото Анастасии Светловой
Учится у других, преподает сама
Анастасия Светлова первой привезла в Екатеринбург московского фотографа, специализирующегося на съемках новорожденных – набирала группу, училась сама. Эти занятия для местных мастеров объектива организовывала несколько лет.
– В городе столько жителей, всем хватит людей для съемок! Как два повара не приготовят из одних и тех же ингредиентов одинаковый на вкус суп, так и два фотографа не сделают одинаковый снимок, – убеждена Светлова.
Когда известный фотограф из Канады, русская эмигрантка, прилетала в Москву обучать этому жанру, березовчанка записалась на ее мастер-класс за полгода. Не перестает учиться и сейчас.
Долгое время Анастасия Светлова не решалась проводить мастер-классы как педагог, хотя в 2013 году ее снимок попал в топ 100 лучших фотографий международной премии детских и семейных фотографов BICFP. К этому ее подвигли работы коллег. Она видела, что некоторые фотографы откровенно пренебрегают безопасностью детей, стремясь сделать редкий снимок.
Тройняшки Слёзкины, которых хорошо знают постоянные читатели нашей газеты, тоже оказались в поле зрения известного берёзовского фотографа. Семейную фотосессию для Женечки, Сашеньки, Дарины и их родителей Анастасия Светлова провела бесплатно – в рамках профессионального интереса. Фото Анастасии Светловой
– Берут большой керамический горшок и толкают в него ребенка. Я не работаю со стеклом, глиной, керамикой – это всё небезопасно. Главный принцип, как у врачей, – не навреди, – делится секретами мастерства многодетная мама-фотограф. – Не ставлю целью заработать на учебе, набираю маленькие группы до восьми человек. Мне важно, чтобы люди с фотоаппаратом в руках понимали, что делают.
Груднички в главной роли
Первые заказы на съемку новорожденных березовчанка принимала от подруг, знакомых. Потом появились кадры в интернете, активно заработало сарафанное радио. Теперь к ней едут не только со всей Свердловской, но и Челябинской, Тюменской областей. Самой лучшей рекомендацией Анастасия Светлова считает даже не положительные отзывы, а возвращение семьи уже со вторым, третьим малышом. Запись к мастеру идет задолго до появления ребенка на свет.
На заре своей карьеры Светлова ездила снимать на дом. Чтобы принести всё необходимое из машины в квартиру, требовалось несколько ходок. Ассистента не было, и ровно на следующий день после того, как фотограф поднялась со всеми вещами на десятый этаж пешком из-за неработающего лифта, она сняла студию. Было это три года назад.
Как утверждает Светлова, она гонится не за количеством – за качеством. Для нее три лучших, обработанных снимка важнее двухсот посредственных. Три фото – это как раз минимальный набор, который могут выкупить родители. Анастасия Светлова единственная в Берёзовском, кто снимает новорожденных, но держит средний ценник: считает, что такого рода фотосессию должна позволить себе любая семья.
Анастасия Светлова с мужем Юрием Викторовичем, инженером по профессии, дочками Витой и Эллиной, сыном Мишей на семейной фотосессии. Сама Анастасия переехала в Берёзовский с родителями, когда ей было пять лет, из Алма-Аты. Фото Маргариты Пятининой
– Этот вид съемки предполагает большие расходы, – делится фотограф. – Мама только кормит ребенка, всё остальное делаю я. Она приходит, по сути, отдыхать. Одежда, аксессуары, фон – специальные большие подушки метром в диаметре, декорации – всё с меня.
Светловой сложно назвать даже примерное количество фотосессий с новорожденными, которых она увековечила на снимках. С каждым разом умение обращаться с такими малышами совершенствовалось – давно уже знает, что нужно сделать, если заплакал или капризничает. Идеальным временем, пока можно снимать грудничков, называет пять-десять дней с момента рождения.
Иногда фотосессия укладывается в час, иногда на нее уходит и все три. За это время меняется до десяти образов. Светлова очень любит, когда мама не говорит традиционное «мы вам доверяем», а проявляет инициативу, подсказывает, каким она хотела бы видеть ребенка на фото.
– Что такое фото? Это штрихи памяти, которые помогают воссоздать воспоминания о прошедших событиях, помогают хранить приятные события, – говорит Светлова.