Во втором полугодии учебного года перед родителями третьеклассников всех школ Берёзовского городского округа стоит выбор. Они должны определиться, какой из шести модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» будет изучать их ребенок в следующем году, когда перейдет в четвертый класс. Это единственный предмет, согласие на изучение которого школа должна получить с родителей.
Чтобы помочь папам и мамам определиться, школы проводят информационные кампании. Обычно в апреле все родители уже готовы сделать выбор и поставить подпись под своим письменным заявлением. Как рассказывает Зинаида Садовникова, главный специалист городского управления образования, выбор определенного модуля должен делаться родителями, исходя из семейных традиций и семейной культуры. Зинаида Николаевна подчеркивает, что управление образования и школы не имеют к количественному соотношению модулей в образовательных учреждениях никакого отношения. Они лишь организуют учебный процесс, а ответственность за выбор ложится целиком на плечи родителей.
Темы уроков разных модулей перекликаются друг с другом, так как имеют в своей основе, прежде всего, нравственные и духовные ценности – семью,
отечество, культурные традиции. Религия изучается не как богословский предмет, а как пласт культуры того или иного народа. По словам Садовниковой, это единственный предмет в школах, на котором детям целенаправленно рассказывают, почему надо следовать добру и избегать зла, как правильно себя вести, почему надо уважать людей других культур, что делает человека и народ непобедимым.
Основы православия стали выбирать чаще
Учащиеся четвертых классов один раз в неделю изучают либо азы светской этики, либо основы одной из основных конфессий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, либо основы религиозных культур. Буддизм и иудаизм березовчане традиционно оставляют без внимания, впрочем, с одним исключением.
– В 2012 учебном году один ребенок начал изучать основы буддийской культуры, но спустя несколько месяцев решил сменить курс, – рассказывает Зинаида Николаевна. – Заниматься индивидуально ему было некомфортно.
Фото Павла Шабельникова: педагог будет заниматься даже с одним ребенком, если родители его одноклассников выберут другие модули курса
В текущем учебном году за парты сели 837 учащихся четвертых классов. Изучение исламской культуры для своих детей выбрали 15 семей. Все остальные делятся примерно на равные трети и изучают оставшиеся три модуля. Как правило, в прошлые годы с небольшим отрывом лидировали «Основы светской этики», но в последние пару лет намечается тенденция к увеличению доли «Основ православной культуры». Средние областные показатели находятся примерно в той же пропорции.
На сегодня, в школах № 1 и 2 представлены все четыре модуля, в школах № 3, 5, 9, 11, 21, 33 остались только три – здесь не преподаются основы исламской культуры. В лицее № 7 родители голосуют, в основном, за изучение основ светской этики – в этом модуле религии отводится гораздо меньшее внимание, в школе № 29 изучают светскую этику и православную культуру, в школах № 30 и 32 – только православную.
– В нашей школе представлены все четыре модуля, какие вообще преподаются в Берёзовском, – рассказывает Оксана Кривогузова, заместитель директора школы № 1. – Мы привлекли к преподаванию двух педагогов, поэтому проблем с организацией уроков у нас не возникает.
Зачеты получают все дети
Формы для занятий на курсе «Основы религиозных культур и светской этики» имеют множество вариантов – это не только обычные уроки, но и мастерские, клубы по интересам, экскурсии, игры, театральные постановки, выставки, тесты, творческие отчеты и проекты.
Педагоги отмечают, что предмет достаточно сложный, но успокаивают родителей: бальной системы оценок здесь нет, да и итоговая форма сдачи – «зачет», а не оценка. Обычная практика для получения зачета – защита проекта.
Необходимость родителям определиться с выбором еще весной связана с организационными моментами. Школа должна заказать учебники, если их не хватает, подготовить кадровый состав, который будет читать курс.
Педагоги начальных классов Ирина Голенищева и Наталья Филатова стали в 2010 году первыми, кто прошли обучение в Москве и получили право преподавать «Основы религиозных культур и светской этики». Остальные учителя обучались уже в Екатеринбурге. Каждые три года педагоги проходят курсы повышения квалификации.
«Всё идёт из семьи»
Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает тесное педагогическое сотрудничество учителей и родителей. Один урок в неделю, на котором учащийся начальной школы услышит о нравственности, ничего не даст ему, если дома брать пример ему не с кого.
– В этом курсе выполнение домашнего задания требует помощи родителей. Допустим, в теме «Род, семья» нужно составить родословную. Конечно, ребенок один с этим справиться не сможет, – рассуждает Ирина Голенищева. – Только вовлеченность родителей, их заинтересованность может принести результаты.
В Берёзовском «Основы религиозных культур и светской этики» ведутся с 2010 года – сначала город вошел в число экспериментальных площадок, апробирующих данный курс. В 2012 году предмет стал обязательным во всех школах России. В будущем предмет, в основе которого лежит духовно-нравственное и патриотическое воспитание, должен «перерасти» начальную школу и преподаваться вплоть до 11 класса. Процесс идет поэтапно. Уже в этом учебном году духовно-нравственные основы культур народов России начали изучать учащиеся пятых классов.
Читайте также:
В Берёзовских школах идут уроки по религиозным культурам и этике
В Берёзовском стартует эксперимент по изучению в школах основ религии и светской этики