Жизнь города

Художница с Манхэттена. Мечта о великом забросила за океан выпускницу школы искусств города Берёзовского

Мария Панченко возле своей картины Оut («Выход») в Rabbithole Gallery (Нью-Йорк, США). Картина маслом была написана  за пару месяцев, ее размер – 160 х 120 см
Мария Панченко возле своей картины Оut («Выход») в Rabbithole Gallery (Нью-Йорк, США). Картина маслом была написана за пару месяцев, ее размер – 160 х 120 см
Фото: © Фото из архива художницы

В свои 29 лет березовчанка Мария Панченко успела окончить два университета, шесть лет прожить в Нью-Йорке, организовать выставку собственных картин в одной из галерей крупнейшего американского города, выйти замуж и поработать фотомоделью для различных изданий России и США.

В начале 2016 года Мария или, как привыкли называть ее друзья и родные, Маруся приехала на свой день рождения к родителям в Берёзовский. Её душа давно уже принадлежит не нашему городу, но свою дорогу в жизнь, полную ярких событий, она начала именно на родине русского золота.

Родителей Марии Панченко (после замужества она оставила себе девичью фамилию) в Берёзовском знают многие. Отец Алексей Александрович, как и дочь, человек творческий. Металлург по профессии, работает в сфере полиграфии – руководит фирмой, играет на разных музыкальных инструментах, в том числе на гитаре и фортепиано. Мама Татьяна Фёдоровна много лет трудится диспетчером на УЗПС.

– Они у меня очень лояльные, никогда не были диктаторами и во всем поддерживали. Не навязывали свою точку зрения, предоставляли право выбора, – рассказывает Мария Алексеевна. – Если бы родители меня тормозили фразами типа «ты должна это и то», моя жизнь повернулась бы иначе. А так я, еще учась в школе, была довольно самостоятельной: продала свою шубу, чтобы съездить к друзьям в Москву.

Авантюрная натура

В детстве Маша училась в общеобразовательной школе № 2 и на художественном отделении школы искусств № 2 – причем считала себя там не самым талантливым ребенком. После девятого класса поступила в лицей в Екатеринбурге, затем в УПИ на факультет гуманитарного образования. Уже в старших классах Марусю манила Москва, где она часто бывала наездами – там обосновались ее екатеринбургские друзья. Думала и сама перебраться в столицу – и вдруг в 2010 году решила: а поеду-ка в Нью-Йорк, поучу язык!

Авантюра заключалась в том, что в Америке у Маруси друзей не было – так, пара знакомых, способных приютить девушку лишь на несколько дней. Дальше она сняла комнату и стала учиться жить в иноязычном мире самостоятельно.

Одна из картин Маруси Панченко

– «Пятерка» по английскому в школе и даже вузе говорит о том, что вы хорошо знаете правила и грамматику, но разговаривать у нас не учат. Первое время я ходила как инопланетянин, не понимая вообще ничего, – смеется Мария Алексеевна. – Мне понадобился примерно год, чтобы я стала сносно общаться с местными жителями.

Царство холстов

Березовчанка жила преимущественно в съемных комнатах: аренда жилья в Нью-Йорке обходится дорого. Переезжала из района в район, но в основном обитала на Манхэттене. В университет Нью-Йорка (City University of New York) Мария Панченко пошла сначала на программу обучения, связанную с производством кинофильмов, но быстро поняла: кино – это не то, чем ей хочется заниматься. Случайно поднялась на 11-й этаж, где находился факультет художественного образования.

– Увидела, как ребята ходят там с огромными холстами, какая атмосфера там царит, вдохнула этот воздух, и у меня мурашки от всего этого побежали, – вспоминает Мария Алексеевна.

В тот момент девушка вспомнила, что окончила когда-то художественную школу и решила развиваться в этом забытом на какое-то время направлении. Сейчас она счастлива, что получила два таких разных художественных образования: и академическое, классическое, какое преподается в России, и довольно свободолюбивое, американское. Если российская система четко и твёрдо знает о том, как писать правильно, а как нет, то на Западе всё иначе: приветствуется свобода мысли, выход за рамки канонов, сотворение чего-то нового. Именно там художница осознала, что ей близка абстрактная живопись.

Выставка картин Маруси Панченко в Нью-Йорке

Преподаватель берёзовской «художки» Евгения Главатских запомнила Марусю жизнерадостной, открытой, очень активной девочкой, с большим числом друзей.

– Очень за нее рада. Лет пять назад я встретила Машу, и она мне сказала о том, что хочет вернуться в сферу художественного искусства, – говорит Евгения Владимировна. – Она была из первого моего выпуска. Очень хорошо чувствовала цвет, занималась гобеленом. Помню ее дипломную работу: пейзаж с домиком в саду и множеством цветов получился очень ярким.

Картины стоят денег

Бесплатного образования в Штатах практически нет, оно платное – и довольно дорогое. Так как американцы не живут по принципу «самое главное – поступить», многие после школы предпочитают либо пожить для себя, попутешествовать, определиться с целями в жизни либо пойти поработать, чтобы накопить на учебу в колледже. Причем нет профессий не престижных или позорных: работать официантами – нормальная практика, это хорошо оплачивается. Если студент учится прилежно, он частично покрывает плату за обучение стипендией.

На одном из последних курсов для Маруси пришла пора подводить итоги, она поняла, что хочет показать свое творчество не только близким друзьям. Связалась с одной художественной галереей и там одобрили идею авторской выставки. Так 11 картин (включая семь работ, написанных в масле и несколько черно-белых рисунков) нашей соотечественницы увидели американцы. Особым успехом стали первые продажи. По неписаным правилам мира искусства Мария Панченко как начинающая художница не могла заламывать цену на свои картины, но, тем не менее, заработала приличные деньги и поняла – да, это то, что нужно ей в жизни. Сейчас одна из ее картин выставляется на сборной выставке нескольких художников в Нью-Йорке.

Марусе приносило огромное удовольствие работать над созданием первой собственной вывески

– В Америке общество гораздо более материальное, чем в России. Наверно, это неправильно – писать картину и думать о том, за сколько ты ее продашь, но там даже люди творческих профессий нацелены на успех, выраженный в долларах, – констатирует Мария Алексеевна.

Свободное время в Штатах художница посвящала самообразованию: ходила по музеям, галереям, посещала театры и Метрополитен-оперу. Много гуляла пешком, исследуя нью-йорские улочки. В качестве подработки девушка нашла себе дело, первые успехи в котором были заметны еще в России. В 17 лет Маруся впервые снялась для известного бренда в качестве фотомодели, ее заметили и стали приглашать на другие съемки. В Америке же ее случайно снял для одного проекта известный уличный фотограф, а дальше сработал принцип сарафанного радио. Попала в журнал, снялась для музея современного искусства, впереди, возможно, – заключение контракта с агентством.

Обстоятельства сильнее любви

За пять лет учебы в заокеанском университете Мария Панченко ни разу не прилетала в Россию. Американская жизнь поглотила ее целиком. Перед последним курсом учебы девушка взяла академический отпуск и, несмотря на несколько приглашений об организации выставок, в том числе, и в Лондоне, прилетела в Россию – соскучилась. На зимнем отдыхе в Красной Поляне в Сочи Маруся познакомилась с будущим мужем, москвичом Олегом Фомичёвым. Молодые люди стали общаться, вместе съездили в Грузию, в Абхазию, а затем поженились.

Теперь супруги живут в Подмосковье, но жизнь художницы наполовину связана с Америкой, и она не исключает, что семья в итоге переедет за границу в полном составе. До последнего времени обстоятельства – его работа в Москве и ее учеба в Нью-Йорке – оказывались сильнее желания быть вместе.

Маруся Панченко с подругами на выставке ее картин в Нью-Йорке

«Меня туда тянет»

– Приехала в Берёзовский и как дикая: ой, а тут это было, а вот с этим углом вот это связано! – с улыбкой рассказывает Мария Алексеевна. – Но мне сложно себя представить живущей в России. Меня туда тянет, мне кажется, что там всё происходит. Можно пойти на работу и здесь, но тогда зачем это всё было?

Совпадение или нет, но родной брат Маруси Костя с детства был увлечен именно американскими автомобилями. Поработал в автосалонах, а когда решил заняться собственным делом, остановил свой выбор на запчастях для машин из США. Стоит ли говорить, что магазин Константина Панченко стилизован в американском духе: сестра «подкидывает» ему старинные номера от авто, плакаты и другие вещи, привезенные из США.

Ваше мнение?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22