Три дня в неделю в коридоре управления ЖКХ толпится очередь. Большинство – пожилые люди. Стоять трудно, стульев в коридоре мало. Двигается медленно, каждый человек проводит в кабинете № 2 минут по десять. Очередь ропщет: «Никогда у нас ничего для людей сделать не могут. Если молодые работают, всегда так. Что вот они там сидят? И прием не каждый день, и не задержатся минутки лишней. Это только мы работали столько, сколько надо было!»
Неужели все – написать заявление на льготы по оплате услуг ЖКХ? Обещали же, что очередей не будет: потоки разведут, и заявление можно будет подать в разных местах, кому где удобнее.
– Заявления принимали в Новоберёзовском, в школе пос. Шиловка, в «Дружбе», в администрациях поселков… Льготы по этим заявлениям начислены, деньги для выплат отправлены и в банк, и на почту, – поясняет Александр Сенцов, начальник управления. – Почему люди стоят? А вы бы у них спросили.
Спрашиваю. Выясняется, что кто-то до сих пор ни за январь, ни за февраль компенсацию не получал, кто-то получал, но мало – наверное, ошибка, надо узнать. Кто-то за этим с Монетки приехал, большинство из города. Заявление подать хотят только двое – недавно инвалидность получили.
В кабинете принимают два специалиста. Возле одного стола – пожилая женщина. Компенсация, которую она уже получила, кажется ей недостаточной. Девушка-специалист терпеливо объясняет, что в ее документах все правильно, ошибки нет, ей начислена компенсация расходов в пределах нормативов и в соответствии с установленной ей льготой в размере 50%. Женщина очень недовольна. Уходя чуть не в слезах, заявляет:
– Пусть они жрут! А мы и так скоро сдохнем!
Кто «они» – не уточняет. Следующая женщина приехала с Монетки:
– Ничего еще не получала – ни за январь, ни за февраль! – А сберегательную книжку когда проверяли? – В январе. Соседка сказала, что всем через почту платить будут, но меня там нет. – Так у вас заявление – через банк получать. Все уже перечислено за оба месяца. Вот вы столько времени у нас тут потеряли, а зачем? Зашли бы сначала в банк. – Не подумала… У мужчины вопрос самый распространенный: мало начислено. – Да, мы уже уточнили – размер компенсации у вас будет больше, в следующем месяце получите все полностью.
Специалист отдела льгот Марина Колбина поясняет: – Почему-то люди решили, что здесь всем тысячи раздают. Основной вопрос: почему соседке дали, например, 200 руб., а мне только 100? Даже из частного сектора спрашивают, почему им за содержание жилья не заплатили, хотя они никогда не несли этих расходов. Только в многоквартирных домах люди платят за содержание общедомового имущества.
По словам Марины Викторовны, ошибки, безусловно, есть: начали работу с нуля, сейчас формируется база. Каждого льготника перепроверяют, уточняют данные – в поданных заявлениях много неточностей, зачастую они неразборчиво написаны. Вот только заниматься этой работой, как и текущими начислениями, некогда – львиная доля рабочего времени приходится на прием посетителей. Поэтому изменен режим работы отдела: прием граждан ведется только в понедельник, среду и пятницу.
– Мы ждали подобной ситуации. Люди идут с вопросами, потому что раньше, когда живых денег это не касалось, никто вопросов не задавал: получали квитанцию – минус 50%, и не вдавались в подробности, – считает Александр Сенцов. – Люди спрашивают: почему мало? Почему инвалидам за содержание и ремонт не начисляют? Потому что не положено по закону.
Александр Васильевич поясняет, что расчетами учтено все: тип жилого помещения, количество квадратных метров, имеющиеся коммунальные услуги, категория льгот. Размер компенсации в однотипных домах одинаков, например, у ветеранов. У ветерана и инвалида в одном и том же доме компенсация будет разной, как и у других категорий льготников: реабилитированных, сельских работников, многодетных семей, детей-инвалидов.
– Создавать сейчас такое столпотворение совершенно ни к чему, – говорит М. Колбина. – Все, кто имеет право на льготы, обязательно получат все, что им положено.