Жизнь города

«Совершенно неуправляемый человек». Памяти берёзовского краеведа, бизнесмена Валерия Лобанова

То, что Валерий Лобанов недомогал, было видно невооруженным глазом. Но вот так скоропостижно уйти не должен был. Слишком много дел было задумано, а еще больше замыслов роилось в его голове. И было понятно, что даже то обилие идей, которыми он делился с собеседником, была лишь малая толика устремленных к реализации планов. Он порой мог показаться атомным реактором, поставленным на локомотив, несущийся к задуманной цели.

Верхнее фото из семейного архива: Валерий Лобанов в своем рабочем кабинете в Доме быта, на столе – портрет его родителей

Наше знакомство началось в противоречивых обстоятельствах: размышляя на страницах газеты о городских проблемах, я высказал свои мысли о краеведении в Берёзовском, которые разошлись с его мнением. Предложил мне встретиться. А после разговора, в котором каждый остался «при своих», договорились о сотрудничестве. Человек он был непростой и неоднозначный. Мог первым протянуть руку и признаться, что был не прав. А мог включить опцию, «кто в доме хозяин», так хоть святых выноси.

Что же нас свело? Наверное, воспоминания о детстве, мелькавшие в том нашем разговоре, которое у многих в шахтерском городе было похожим и откуда все мы.

Читайте также:

Прах первого берёзовского предпринимателя Валерия Лобанова похоронили на центральном городском кладбище (+ фото)

Умер Валерий Лобанов – краевед, меценат, один из первых предпринимателей СССР, творец истории города Берёзовского

Валерий Анатольевич родился в знаменательный день – 23 февраля 1950 года, в самый, как у нас считается, мужицкий день – защитника Отечества. До 1952 года семья жила на прииске Васильевский близ города Бодайбо Иркутской области, а затем переехала в Берёзовский. «Мы, приисковые – рисковые…» – часто он слышал, как отец, что-то мастеря по дому, бормотал эту припевку себе под нос. Так он и узнал, из каких мест родом и откуда тяга к горняцкому, старательскому делу.

Учился в берёзовской школе № 1. В 1979 году заочно окончил Свердловский институт народного хозяйства по специальности «Планирование и экономика промышленности». А до этого сразу после школы уехал на «севера», хотелось самостоятельности. Вот тогда припевка отцовская и вспомнилась про «приисковых». Он даже не стал у родственников останавливаться, решил жить самостоятельно. В Якутии устроился рабочим на стройку, «длинный» северный рубль приманчивый, да ведь так просто его не получишь. Вернулся через пару лет в Берёзовский. Возле отца, начальника шахты, «теплого» места не стал искать, пошел в шахту горным плотником, а потом освоил профессию машиниста электровоза.

– Отец пропустил меня, как он любил говорить, через молотки, – вспоминал Валерий Анатольевич. – Он был руководителем предприятия, но не баловал меня, считал, что я должен узнать, что такое шахтерский труд. Да ведь я тоже стремился к самостоятельности, когда уехал на север и стал зарабатывать трудовую копейку.

Есть люди, которые справедливо гордятся одной или двумя записями в трудовой книжке о своем месте работы за всю жизнь. Честь им и хвала. У Лобанова были другие подходы. После стройки и шахты, получив высшее образование, побывал инженером отдела снабжения и на заводе, и в старательской артели, не гнушался и должности водителя. Но когда наступили времена предпринимательства, больше никуда наниматься не стал. Завел собственный бизнес. В 1987 году возглавил кооператив «Щёголь».

Тогда он и получил от чиновников эту славу «совершенно неуправляемого человека» (эта цитата вынесена в заголовок), когда под вопли и истерику администраторов по поводу его неуступчивости, не смог зарегистрировать название кооператива в Берёзовском. Пришлось регистрироваться в другом месте. Но с этого всё и началось.

Более четверти века назад был зарегистрирован один из первых в Советском Союзе, а в Берёзовском первый, производственный кооператив. С таких кооперативов как «Щёголь» началась в стране легальная предпринимательская деятельность, появились первые предприниматели, и можно сказать, первые советские толстосумы.

Название у первого берёзовского кооператива было несоветское, вызывающее и просто наглое – «Щёголь». Разве может так советское учреждение называться? Ведь еще великий поэт писал: «Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда, Нечаянно пригретый славой, Над нами царствовал тогда». Вот даже классик заклеймил: враг труда.

Где это в те времена вы видели, чтобы по Берёзовскому, утопавшему в рыжей фирменной берёзовской глине, шастали какие-то щёголи. Не бывать, решила комиссия, ведавшая выдачей заветных разрешений, и завернула название. Они плохо знали того, кому заворачивали.

– Добро не забывается, – сказала тогда, поздравляя Валерия Анатольевича, заместитель главы администрации Берёзовского городского округа Маргарита Дорохина. – «Щёголь», по тем временам, конечно, было имиджевое название. Это был и рекламный трюк, и способ обратить на себя внимание. А большей частью – избавиться от усредненности и одинаковости, что в прежние времена порой превалировало в нашей жизни. Но на первом месте стояло дело. Я помню, как приезжала в те времена на Первомайский поселок, где тогда располагался кооператив, и никто не брался сделать требуемое, а «Щёголь» делал, порой вопреки коммерческому интересу.

Предпринимательством сегодня никого не удивишь. У многих бизнесменов дела в городе поставлены крепко. А вот о тех, кто вкладывался бы в сохранение истории города, поддержание исторической памяти, создание тем самым интеллектуальной среды в городе, желающих незаметно. Валерий Лобанов оказался единственным, кто вложился в создание музейной среды, развитие местного краеведения. Кто, по сути, вместе со своим сыном Евгением Лобановым создал основу для развития въездного туризма в Берёзовском. Туризм – это не общественная деятельность и не благотворительность, это, конечно, предпринимательство. Но бизнес это затратный, требующий вложений в исследовательскую, краеведческую и музейную составляющую.

Только работа по увековечению в Берёзовском памяти о первооткрывателе российского россыпного золота Льве Брусницыне (от поисков захламленного места погребения в Екатеринбурге, восстановлении на строго научной основе облика нашего великого земляка-золотоискателя, до перезахоронения останков его и сына в нашем городе), привлечение к этой работе большой группы специалистов-исследователей разного профиля из Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга и Тюмени уже поражает своей масштабностью. Но это всё как в боксерском поединке, набираешь очки, а нужен завершающий удар – памятник Льву Брусницыну. Его-то Валерий Анатольевич, увы, не дождался. Пока не дождался.

Загадкой бы оставалась его тяга к истории, если бы в школьном детстве не повстречалась ему учительница истории и краевед Сильва Семёновна Опёнкина. Не было случая, чтобы он, рассказывая об очередных краеведческих удачах или проблемах, не упомянул ее. Вот уж точно, если не единственная, то одна из них – его путеводная звезда по жизни.

Думаю, что в нашем Музее золота, где на почетном месте находятся портреты С. С. Опёнкиной, основательницы первой городской музейной экспозиции и В. И. Максимова, одного из инициаторов восстановления музея, должен быть и портрет В. А. Лобанова, также поднявшего свой голос в защиту музея и бывшего самым напористым сторонником его скорейшего восстановления.

И это при том, что к тому времени Лобановы уже создали частное учреждение культуры – музей «Русское золото». Популярность его давно перешагнула пределы нашего города, и известен он уже в десятках стран, на всех континентах, кроме Антарктиды. Много мы знаем частных музеев в нашем городе?

Фото Павла Шабельникова: Валерий Лобанов скоропостижно скончался 7 марта в возрасте 65 лет. Гражданская панихида и прощание с телом покойного состоялись в городском морге 11 марта – на прощальную церемонию собрались более 200 человек. На следующий день, 12 марта, урну с прахом захоронили в семейной могиле Лобановых на центральном городском кладбище, неподалеку от Успенского храма

В эти дни в словах прощания звучала мысль об увековечении в городе памяти о Валерии Лобанове. Думаю, что лучшим увековечением будет включение в генеральный план города и текущие планы идей развития внутреннего туризма, которые Лобановы разрабатывали и осуществляли.

Сам скрупулезно собиравший все сведения о своей семье и своих предках, он большое внимание уделял родословию. И не случайно гордился своим дедом-врачом, которого горожане пронесли по всему городу к месту упокоения на своих плечах.

Такая напористая деятельность сводила его с разными людьми разного должностного уровня и разных профессий и интересов. Как-то попал к губернатору Эдуарду Росселю на строго регламентированную по времени беседу. Так поговорили, что вышли далеко за рамки регламента, и уже закончив обсуждать вопрос, всё выясняли, у кого больше горный стаж и кто какой горной квалификацией владеет.

Для него не важна была должность, главное, чем мог помочь человек нашему городу, развитию туристической отрасли. Гордился знакомством со знаменитым старателем Вадимом Тумановым, другом Владимира Высоцкого. Был принят в Союз старателей России и являлся обладателем Почетного знака Заслуженный старатель России.

Но мне вспоминается самый прозаический пример его связей, сработавших безотказно. Московское бюро известного французского радиоканала RTL попросило турагентство «Аурум» познакомить их с клипом, где звучит письмо кавалера ордена Почетного Легиона Николая Максимовича Васенина знаменитому французскому шансонье Шарлю Азнавуру на русском и французском языках. Когда записали этот очень удачный клип, общаться с французами стало намного проще. На следующий день диск из Берёзовского был в руках удивленных французских журналистов.

К движению информации у него было пристальное внимание. К СМИ, журналистам относился доброжелательно, хотя, кто же любит, когда тебя гладят «против шерсти». О себе не очень-то заботился в этом смысле, главное, чтобы о деле было рассказано. Он не только ждал новостей, но и сам был неплохим ньюсмейкером, готов был завалить СМИ информацией о новых разысканиях и инициативах «Аурума» и фонда «Мир золота», который он возглавлял.

Кем он был: денежным мешком, местным воротилой-бизнесменом или скрупулезным краеведом, отдававшим истории города душу и свои ресурсы? Когда-то тренер по боксу, у которого Валерка подростком занимался, пенял ему: «Ты не Кассиус Клей, закройся от удара!» Для меня он вот так и ушел, до конца оставаясь в бойцовской стойке, открытый для ударов…

Зайдите для интереса в берёзовский Дом быта на ул. Ленина, 63, вы увидите на лестничном марше великолепную копию картины Александра Бенуа. Может, что-то поймете и в картине, и в характере ее владельца, ушедшего в эти дни от нас.

Автор публикации: Михаил Лебедев, берёзовский журналист, литератор, краевед

Ваше мнение?

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 1 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22