Жизнь города

Путешествие из Берёзовского во Францию. Марсель не ждал победы, он за нее дрался. Спецпроект к 70-летию Победы (часть 9)

Серия заметок «По местам боевой славы» рассказывает о поездке березовчанина Михаила Лебедева во Францию, в те места, где воевал во французском Сопротивлении участник Великой Отечественной вой­ны, Почетный гражданин города Берёзовского, кавалер ордена Почетного легиона Николай Васенин. Автор повествует о находках, неожиданных открытиях и встречах на французской земле, где сегодня знают о нашем городе, помнят и всегда помнили легендарного Николая Максимовича.

Продолжение. Начало:

Часть 1: Ах, Франция, эх заграница…

Часть 2: В тихом городе Валансе, на берегу Роны

Часть 3: Глубинка Сан-Сарле-ен-Валуа

Часть 4: «Под вечер я неожиданно отправился в маки»

Часть 5: Гренобль открывает завесу, но ставит многоточие...»

Часть 6: Француженки дарят сенсации

Часть 7: В Лион, в гости к графу де Сент-Экзюпери

Часть 8: «Марселец забавен: он похож на иностранца»

Автор: Михаил Лебедев, литератор и путешественник

Приходите, мы здесь видели многих

Репутацию отважного забияки и портового драчуна Марсель пронес через века. Были, правда, казусы в истории, как и в любой драке. Пришел к марсельским берегам Арагонский флот с недобрыми намерениями и в качестве трофея забрал массивную кованую цепь, которая запирала вход в порт. Говорят, эту цепь можно увидеть сегодня в Кафедральном соборе в испанской Валенсии. Обида на все времена, но ничего не поделаешь – трофей. Как говорил один всемирно известный корсиканец: «Коль война, так по-военному». Город во Второй мировой войне это доказал делом.

Еще при планировании операции «Оверлорд» – высадки союзных войск в Нормандии в июне 1944 года, знаменующего собой открытие Второго фронта в Европе против гитлеровцев, намечалась вспомогательная операция «Энвил» в южной Франции для отвлечения сил противника. В районе Тулон-Марсель американские и французские войска должны были овладеть плацдармом и развивать наступление на север. Осуществить это планировалось одновременно с основным вторжением в Нормандию или даже чуть раньше.

Фото Михаила Лебедева: танк Жанна д’Арк

Марсельцы не собирались отсиживаться и ждать обещанного освобождения. Незадолго до средиземноморского дня «Д» в Марселе прошла всеобщая забастовка, как одна из акций национального восстания, была почти полностью парализована работа порта. Создавались отряды патриотической милиции, являвшиеся резервом отрядов Сопротивления. А сам город и его окрестности по праву считалиси одними из крупнейших центров Движения Сопротивления. На начало 1944 года во Франции действовало до 40 партизанских отрядов и почти столько же групп. В них сражалось до четырех тысяч наших соотечественников.

В середине августа в районе Канна союзники и армия де Голля осуществили парашютные и морские десанты и двинулись к Тулону и Марселю. К 28 августа французские войска при помощи сил Сопротивления и восставшего населения заняли Тулон. В Марселе в эти дни вспыхнуло восстание. В нем приняли участие 20 тысяч бойцов внутренних вооруженных сил. Они увлекли за собой десятки тысяч марсельцев. Восставшие почти полностью очистили город и порт до подхода французских войск.

Малоприятная миссия

После освобождения Марселю выпала не очень приятная миссия. Из его порта отправлялись корабли на родину с нашими соотечественниками, кто сражался в Сопротивлении в разных регионах Франции и в других странах Европы, кто находился в плену и был освобожден.

Разные воспоминания сохранились об этих марсельских днях участников тех событий. Одни считали своим долгом вернуться домой, и они рвались в Марсель. Других не очень радовала перспектива возвращения, причем по разным причинам, третьи поддавшись уговорам остаться, попали в конце концов аж в Южную Америку. И они старались, чтобы чаша Марселя миновала их. А были и третьи, и четвертые… Об этом мало написано.

Но такой мастер, как поэт-фронтовик Константин Симонов очень хорошо передал атмосферу в своем «Письме из Аргентины», датированным 1954 годом. Оказавшись после Победы в подконтрольном американцам лагере для пленных, он говорил им, что «откроет Родина объятья» и горько сожалеет: «…я был уверен – так и будет! – не зная, что я лгу ребятам!»

Союзники выполняли свои обязательства: одним из них было возвращение всех советских граждан домой. У кого-то были еще более экзотические пути на Родину – через Египет и Иран. А бывший взводный Красной Армии и командир «Отряда Николь» французского Сопротивления Николай Васенин уходил к родным берегам отсюда. Сначала участвовал в отправке соотечественников домой в качестве служащего советской военной миссии, а затем и сам добился разрешения вернуться. По горькой иронии судьбы отправил себя на долгие годы в советские лагеря.

Фото Михаила Лебедева: площадь Кастеллано

Каким же видел этот город Николай Максимович, расспросил я его перед отъездом во Францию.

– Когда я попал в Марсель, то понял, что ни оборонявшиеся гитлеровцы, ни наступавшие союзники взрывчатки и снарядов не пожалели, город был сильно разрушен, порт вообще лежал в руинах. Это ужас, что было с городом, – вспоминает фронтовик. – Конечно, десантную операцию нужно было основательно прикрывать и авиацией, и артиллерией. Противник ведь не хлебом-солью встречал. Дальше от берега было уже получше. Из того времени запомнилась площадь Кастеллано, несмотря на военные действия, она сохраняла свою красоту. А подразделение нашей военной миссии, где я возглавлял работу паспортного стола, было недалеко от этой площади.

Можно добавить к этому, что еще в январе 1943 года по приказу Гитлера город был разрушен, тогда в руинах оказался квартал Сен-Жан, где берут начало корни этого города. А затем в мае 1944-го англо-американские союзнические войска подвергли город бомбардировке. Говорят, понадобилось десять минут, чтобы были разрушены тысячи зданий. Война не милует.

Танк по имени Жанна д’Арк и бар Поликарпов

Этот танк почти семь десятилетий стоит в боевом охранении на перекрестке, откуда начинается последний подъем к собору Нотр-дам де ля Гард, увенчанному статуей покровительницы Марселя, на подступах к главенствующей вершине над городом, откуда как на ладони видны и залив, и порт, да и весь город. Бронированная машина времен войны, которая всегда могла постоять за себя, тем не менее хоронится за хитроумным и прочным заграждением, которое при этом не мешает его обозревать.

Танк шел в боевых порядках отрядов участников Марсельского восстания и подразделений французских войск. Бои начались здесь 20 августа 1944 года. С 23 по 27 августа противостояние патриотов и оккупантов было особенно ожесточенным. В первых рядах наступавших патриотов продвигался полк Алжирских стрелков, поддержанный танками Кирасирского полка. Важно было не только отбросить оккупантов от господствующей высоты, но и не дать разрушить символ города.

Танкисты уберегли от разрушения собор, заняв удобную позицию на схождении нескольких городских магистралей. Но при этом экипаж танка не досчитался трех бойцов, после того как был подбит. Горожане восстановили машину и установили ее здесь в 1946 году в качестве памятника. Чтобы напоминать, какой нелегкой ценой было добыто освобождение от оккупантов.

Имя героини средневековой Столетней войны девы-воительницы Жанны д’Арк военной технике во Франции не часто, но присваивается. В 1960-е годы под флагом ВМС Франции бороздил морские просторы многоцелевой крейсер-вертолетоносец. Он, правда, не принимал участия в боевых действиях, больше выполнял роль учебного корабля и был участником различных международных гуманитарных миссий.

Марсельский танк-памятник имеет прямую аналогию с образом Орлеанской девы. Пророчица и святая, почитаемая в народе, отважная военачальница, под предводительством которой был освобожден осажденный город. Думаю, поэтому суровые мужики – танкисты-кирасиры – назвали свою машину ее именем.

К 70-летию освобождения своего города марсельцы, похоже, подготовились с особым усердием. Свидетелем каких-то значительных общественных акций я не был. Но там, где события Второй мировой войны сделали в городе свои особые отметины, установленные здесь мемориальные доски ведут славную героическую и трагическую летопись.

Сколько было в отрядах марсельских повстанцев наших соотечественников, не могу сказать, но бар «Поликарпов» с характерным силуэтом самолета этого авиаконструктора на вывеске, не может не привлечь внимание посетителя из России. Бар в двух шагах от Старого порта, за первой линией прибрежных домов, в самой гуще марсельских тусовочных событий.

Надо сказать, самолеты конструктора Николая Поликарпова только на первом этапе той войны участвовали в боях. А его истребитель И-16 был лучшим отечественным истребителем до войны. Но легендарным он стал за бои в Испании, в небе которой в 1930-е годы на стороне республиканцев воевали наши летчики. Если учесть, что расстояние от Испании до Марселя – всего ничего, можно предположить, откуда берет родословная этого бара. Кстати, знаменитая эскадрилья Нормандия – Неман летела совсем на других самолетах.

Вот так, нет-нет да и встретишь российский след в Марселе.

Фото Михаила Лебедева

Продолжение читайте в следующую пятницу

Ваше мнение?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22