Жизнь города

Путешествие из Берёзовского во Францию. «Марселец забавен: он похож на иностранца». Спецпроект к 70-летию Победы (часть 8)

Серия заметок «По местам боевой славы» рассказывает о поездке березовчанина Михаила Лебедева во Францию, в те места, где воевал во французском Сопротивлении участник Великой Отечественной вой­ны, Почетный гражданин города Берёзовского, кавалер ордена Почетного легиона Николай Васенин. Автор повествует о находках, неожиданных открытиях и встречах на французской земле, где сегодня знают о нашем городе, помнят и всегда помнили легендарного Николая Максимовича.

Продолжение. Начало:

Часть 1: Ах, Франция, эх заграница…

Часть 2: В тихом городе Валансе, на берегу Роны

Часть 3: Глубинка Сан-Сарле-ен-Валуа

Часть 4: «Под вечер я неожиданно отправился в маки»

Часть 5: Гренобль открывает завесу, но ставит многоточие...»

Часть 6: Француженки дарят сенсации

Часть 7: В Лион, в гости к графу де Сент-Экзюпери

Автор: Михаил Лебедев, литератор и путешественник

Культурная столица Европы

Вряд ли столица этому французскому городу не указ. Но здесь говорят примерно так: «Если бы в Париже была улица Канбьер (конопляное поле), то это был бы всего лишь маленький Марсель». Вот так отвязный южанин задирает обстоятельного северянина.

Настырные марсельцы счет лет своему городу ведут аж от 600-го года до нашей эры. Тогда, как следует из разысканий историков, греки из города Фокея в Малой Азии основали в этом месте город Массалия. Торгуя и строя укрепления, отбиваясь от захватчиков и захватывая новые рынки сбыта, город был приманкой для воинственных соседей и крепким орешком для завоевателей. Он расцветал и угасал, вновь поднимался и впадал в безвременье. Видел римлян и крестоносцев. Бывало, что поддерживал не того правителя и платил очередными руинами. Но как-то оказывался со временем в ладу. И надо же, стал даже столицей – в 2013 году Марсель был удостоен звания культурной столицы Европы.

Вообще я бы дал это звание городу давно, за то, что здесь создал свой балетный театр и творил многие годы знаменитый балетмейстер Ролан Пети. Театр Балет Марселя он возглавил в начале 1970-х годов. Причем первой постановкой здесь у него стал балет о Владимире Маяковском «Зажгите звёзды». Пети учился в балетной школе, в том числе и у русских педагогов. И тема нашего отечества, нашей страны, русской культуры присутствовала в его творчестве постоянно, практически до его последних дней. Он работал с труппами и исполнителями Большого театра, Мариинского, ставил композиции почти для всех наших отечественных балетных звёзд разных поколений.

Фото Михаила Лебедева: старый порт, вид на базилику Нотр-дам де ля Гард

Сегодня город собирает несчетное число творческих мастерских, конкурсов, фестивалей. С интересом узнал, что лауреатом одного из них стала юная пианистка из Берёзовского Александра Генш, ученица педагога школы искусств № 2 Ирины Чибиревой. Так что нам уже можно организовывать у себя марсельское землячество.

Марсельцы гордятся своими 26-ю веками. Вряд ли кто решится оспаривать, что у них самый старый порт не только в стране, но и на Средиземноморье. А то, что число жителей пока до миллиона не дотягивает, так всё равно по населению – второй город во Франции. А если продолжать меряться со столицей, так у них на этот случай даже своя Триумфальная арка есть. И пусть не столица, а гимн страны «Марсельеза» – носит свое имя по названию их города.

У Марселя свой норов. То лучится яркими красками под солнцем благодатного Прованса, а то налетает ураганным средиземноморским ветром, который гонит к скальному берегу водные валы, и иногда кажется, своей могучей силой вполне может снести с берегового шоссе и прибрежные отели, и автобусы вместе с люкбессоновским супертакси.

Шагая по легендарной улице Канбьер, которая связывает магистраль, ведущую от вокзала, со Старым портом – местом вселенского притяжения этого мегаполиса, я вступил наконец-то по-настоящему в этот город. Окружающее меня было неким цветистым фоном, а как это звучит, я узнал в новеллах Мопассана: «Марсель трепещет под веселым солнцем летнего дня. Кажется, что всё здесь смеется: и большие разукрашенные кафе, и лошади в соломенных шляпах, как на каком-то маскараде, и его деловитый и шумный люд. Город словно навеселе – так певуче, так подчеркнуто, с таким вызовом звучит на улицах его говор. В другом месте марселец забавен: он похож на иностранца, коверкающего французский язык; в Марселе же, где все марсельцы собрались вместе, их акцент становится таким преувеличенным, что принимает характер фарса. Когда все говорят так, – это уж слишком, черт возьми!»

Цивилизация заявляет права

В минувшем году слава Марселя «культурной столицы Европы-2013» оказалась в зените, и знатоки утверждают, что в город хлынули деньги и туристы. Последних видно невооруженным глазом: бредущих с картами по улицам, стоящих в очереди на прогулочные катера в Старом порту или задирающих головы, чтобы посмотреться в прибрежный зеркальный навес-балдахин, изнывающих в толчее на вокзале Сен-Шарль в кассах и у автоматов по продаже билетов. А о деньгах знают только банкиры.

Одним из важных достижений и приобретений города на пути к европейской столице культуры стал музейный суперкомплекс – Музей цивилизации Европы и Средиземноморья. Это помимо всего существующего в городе музейного разнообразия. Его «краеугольным камнем» является отреставрированный старинный форт Сен-Жан, дополненный музейной постройкой современной архитектуры. Правитель, построивший форт, заботился о безопасности города от набегов, но бойницы для пушек укрепления почему-то оказались направленными в сторону Марселя, видимо, чтобы приструнить самолюбивых горожан. Зато сегодня отсюда открываются великолепные виды на город, на близлежащие острова. А по стенам форта устроено 15 садовых ландшафтов средиземноморских деревьев, цветов, прочих растений, которые сопутствуют культурам живущих на этой территории народов. Здесь же можно познакомиться с тем, как это всё используется в фармакапеях разных народов.

Современное архитектурное прибавление форта – самое модное здание города, отмечают знатоки. Это нечто кубическое в стекле, через которое просвечивает ажурная конструкция на восточные мотивы. Утверждается, что это ответ на вызов мировым музеям и является не просто вместилищем старины, но и само по себе – архитектурное диво и градостроительная новация.

Внутри же целая вселенная, огромный средиземноморский мир. Коллекция музея как бы сосредоточена вокруг регионального многообразия, взаимоотношений народов, их любви и ненависти, взаимопомощи и даже отрицательных моментах. И всё это на протяжении многих веков: от Римской империи и до наших дней.

А был ли узник, знает Иф

Судя по тому, что туристов в Старом порту поджидает мощный катер с именем «Эдмон Дантес» на борту, устроители прогулочных круизов к острову Иф с одноименным замком и Фриульским островам в этом уверены. Но автобиографы и критики утверждают, что Александр Дюма, создавший нетленного «Графа Монте-Кристо», никогда не был в этом городе, а в списках узников такой сиделец не значился. Но это не мешает герою большого писателя до сих пор завораживать умы и покорять сердца читателей и кинозрителей.

Пока мы медленно скользим по глади городской бухты мимо несчетных марин – причалов разноразмерных яхт, счастливчики, устроившиеся на открытой корме, радуются своим местам, но недолго. Как только мы проходим форт Сен-Жан и входим в залив, катер мускулисто напрягается и отважно режет набегающую волну. На корме – наводнение, кто не внял совету боцмана занять место в каюте, отряхивается от воды и проверяет съемочные камеры.

Фото Михаила Лебедева: замок Иф

Когда за бортом проплывает угрюмая громада замка-тюрьмы, поневоле примеряешь описанное на себя. На воде я нормально держусь, а вот выброси меня с этой стены даже без мешка – уцелею, выплыву? Пенящиеся буруны дают мне отрицательный ответ.

Если ты не встал рано утром и не пришел в Старый порт полюбоваться возвращающимися с уловом суденышками и их добычей, которая будет выложена тут же на причале, ты много потерял. Но «десант» на Фриули тебя вполне обморячит, морских впечатлений будет немало. Более того, почувствуешь себя «открывателем» Фриульского архипелага. Конечно, самый известный остров Иф. Но если захочется слиться с природой, то в получасе хода от мощного мегаполиса можно оказаться в настоящем водно-подводном царстве. Провести можно здесь сколько угодно времени и вернуться обратно, не забыв свериться о времени возвращения в расписании, которое можешь захватить у кассы.

Обратный путь впечатляет не меньше. Тебя, как истого мореплавателя, встречает порази­тельная картина приморского города, карабкающегося своими постройками на прибрежные возвышенности. А всё это великолепие венчает базилика Нотр-дам де ля Гард, на башне которой установлена золоченая статуя Богоматери. Бон-Мэр (Мать-Заступница) так величают базилику марсельцы.

Восхождение к Заступнице просто нельзя было не совершить, благо моя гостиница была между портом и знаменитой базиликой. Видя впереди позолоченную статую, я постарался пройти напрямик, но неожиданно заплутал в узких улочках у ее самого подножия. И сам подъем, дающийся не без труда, и это неожиданное плутание воспринимаешь как дань постижению символа города.

Фото Михаила Лебедева

Продолжение читайте в следующую пятницу

Ваше мнение?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22