Жизнь города

Путешествие из Берёзовского во Францию. «Под вечер я неожиданно отправился в маки». Спецпроект к 70-летию Победы (часть 4)

Серия заметок «По местам боевой славы» рассказывает о поездке березовчанина Михаила Лебедева во Францию, в те места, где воевал во французском Сопротивлении участник Великой Отечественной вой­ны, Почетный гражданин города Берёзовского, кавалер ордена Почетного легиона Николай Васенин. Автор повествует о находках, неожиданных открытиях и встречах на французской земле, где сегодня знают о нашем городе, помнят и всегда помнили легендарного Николая Максимовича.

Продолжение. Начало:

Часть 1: Ах, Франция, эх заграница…

Часть 2: В тихом городе Валансе, на берегу Роны

Часть 3: Глубинка Сан-Сарле-ен-Валуа

Автор: Михаил Лебедев, литератор и путешественник

В штаб-квартире капитана Мано

Уйти в маки (слово произносится с ударением на последнюю букву – прим. автора) оказалось очень просто. Прямо на центральной площади, напротив мэрии, мне нужно было всего лишь позвонить в дверь дома капитана Жоржа Мано. Под его началом служил в Сопротивлении Николай Васенин. А уж затем с парадного крыльца пройти через дом во двор, дальше – через сад, открыв калитку, в заросли кустарников и раскидистых деревьев. Вот эти дебри французы и называли маки, а заодно и отряды местных партизан, сражавшихся в рядах Сопротивления.

Дверь мне открыл Пьер Брюне, сын Жанны Мано. Его домашние к этому времени были в отлучке, и Пьер отозвался на мой интерес, показав свои фамильные владения.

Фото Михаила Лебедева: Пьер, сын Жанны Мано, с супругой Бригиттой и внуком во дворе родительского дома, где 70 лет назад после ранения нашел приют Николай Васенин. На заднем плане видны заросли (маки), помогавшие партизанам скрытно подходить к дому командира Сопротивления

В те далекие годы завсегдатаи дома капитана Мано приходили, конечно, не через парадное крыльцо, а с заднего двора. Сюда от подпольщиков и партизан стекалась информация о силах оккупантов в округе, их передвижении и всей деятельности. Здесь планировались дерзкие операции и хитроумные ловушки для врага. Здесь нашел временный приют и ставший легендарным за свою отвагу и смелость макизар Николай Васенин. Настолько временный, насколько понадобилось, чтобы залечить рану. Выходила бойца дочь капитана – Жанна. Рану вылечила, а сердце бойца растревожила, заронила в него любовь. Обстоятельства – необходимость Николаю вернуться в Советский Союз – их разлучили, не дали быть вместе. А любовь Васенин сохранил и летом 2014 года, через семьдесят лет, побывал в Сан-Сорлине и отдал долг памяти своей молодости.

Поколения сменились в этом доме, а кабинет командира местного партизанского отряда остается в неизменном виде. Сначала родители, а теперь Пьер и его жена Бригитта поддерживают эту память о прошлом. Увидев мой снимок – мы недавно просматривали с ним мою французскую фотосъемку – Васенин подтвердил: всё выглядит так, как и много лет назад. И действительно, садишься в кресло капитана и погружаешься в ауру времени.

Франция, Сан-Сорлин, рабочий стол капитана Мано. Фото Михаила Лебедева, газета «Золотая горка»

Фото из архива автора: Михаил Лебедев за рабочим столом легендарного капитана Мано

«Еще с конца 1941 года у многих в этих местах появилось стремление к сопротивлению оккупантам и желание объединиться в этой борьбе, потому что сан-сорлинцам не очень нравилась оккупация северного Дрома. Несмотря на всё давление со стороны официальной власти, в 1943 году стало нарастать формирование повстанческих групп. Набор в них был очень непростым, можно сказать, деликатным процессом, потому что только люди надежные могли быть в их составе (недаром Васенина встретили у Мано очень настороженно, долго присматривались – прим. автора). Те, на кого можно было положиться. Такая группа из местных жителей была сформирована капитаном Мано. Поначалу в нее входило 75 вооруженных бойцов. Они выполняли разные поручения командования, в том числе и диверсии на участке железной дороги близ станции Сан-Рамбер-д-Албон.

К июню 1944 года наступила полная готовность всем отрядам. Группа Мано составляла более 250 человек (из них около 50 – «Отряд Николь» Васенина – прим. автора). Долгожданная высадка десанта союзников в Нормандии позволила возродить наши города, наши деревни, зачастую с большим трудом, но силы нацизма были полностью разгромлены. Все эти испытания не прошли даром, а местное сопротивление сыграло свою важную роль. Оно вместе со всеми силами, боровшимися против зла, обеспечили свободу, сегодняшний день и величие нашей страны».

Эти строчки из книги о Сан-Сарле пересказал мне своими словами муниципальный советник Ришар Блетон. Книгу мне подарил мэр Луи Жульен, а знание английского Ришаром помогло мне в общении. Благодаря ему, не понадобилась и визитка таксиста. Ришар отвез меня на железнодорожную станцию. Но на прощание он провез меня по путям-дорогам макизаров…

Здесь жил Васенин: «Чем не музей?!»

Ришар Блетон по работе отвечает за ряд вопросов муниципального хозяйства, а в душе он конечно энтузиаст-краевед. До поезда было достаточно времени, и мой добровольный гид повез меня к тем, кто помнит Николая Васенина по военным годам. Разведчицу отряда Сюзанну мы не застали дома, где-то задержалась по делам, хотя даме уже 85 лет. А ее сын Дони Шардон оказался у себя на хозяйстве. В их доме о войне знают из первых рук.

Ришар вывез меня на господствующую над местностью высоту, где как на ладони были и Сарле и Албон. Он рассказывал о тех давних событиях так, как передает это из поколения в поколение местная молва. Как он знает, Николай бежал из окрестностей Албона, где строил с такими же заключенными аэродром. Был занят также с солагерниками на восстановлении телефонных линий в регионе. И в это время узнает, что в Сан-Сарле есть боевые группы Сопротивления. При первой же возможности он сбегает от охраны со своим товарищем Алексом, и беглецы присоединяются к боевой группе северного Дрома под началом Мано. Воевали они умело и храбро. Жаль, Алекс погиб в бою, не дожив до освобождения.

С высоты видно, что чащи, о которых я говорил, не очень-то густо расположены на местности, очень много открытых пространств. Ришар пояснил, что оккупантов в Сарле не было. Говорят, обувь у них для гор была неприспособленной, слишком тонкие у сапог были подошвы, может быть даже картонные. (Я при этих словах расхохотался и рассказал про нашу берёзовскую историю с подошвами из глины.)

А вот макизарам и подпольщикам было не до смеха. За территорией присматривала коллаборационистская милиция, сотрудничавшая с оккупантами, чужака могли вычислить запросто, поэтому в этих обманчиво благодатных местах нужна была строгая конспирация.

Франция, Сан-Сорлин. Заброшенный дом, где в войну после побега из немецкого плена скрывался Николай Васенин. Фото Михаила Лебедева, газета «Золотая горка»

Фото Михаила Лебедева: муниципальный советник Ришар Блетон возле заброшенного дома, где в войну после побега из немецкого плена скрывался Николай Васенин со своим товарищем

Когда я увидел дом, где скрывался Васенин, стало понятно, что укрытие было вполне надежным, здесь и по нынешним временам густые заросли и чаща, что не подступишься. Ришар предложил зайти внутрь. Сегодня это строение заброшено. Но атмосфера того давнего времени ощутима. Увидев недавно мои снимки, Николай Максимович горделиво заметил: «А там мой след до сих пор есть!». Оказывается в доме заменили пару каменных плит, а на одной осталось выцарапанное гвоздем: «Здесь жил Васенин». Я в полумраке, да еще и под вечер, не заметил этой надписи. Зато место для партизанского музея, на мой взгляд, вполне подходящее. Будто читая мои мысли, Ришар, обведя рукой усадьбу, то ли утвердительно, то ли вопросительно сказал: «Чем не музей?!»

Антураж вполне музейный. И место подходящее. И туристов может привлечь, что для Сарле актуально. Но кто рискнет вложиться, большой вопрос. И заговорили о малом бизнесе. Оказывается, проблемы с малым бизнесом не только в России существуют. Как ни странно, для Франции это тоже актуальная тема.

Взаимный интерес

Вернусь к словам мэра о важности приезда Васенина для молодых. В городке есть колледж имени Денни Брюне. Он, как и Васенин, воевал в группе капитана Мано в Сопротивлении и геройски погиб во время одной из операций.

Поинтересовался у мэра, а что если школьники из Берёзовского, наша молодежь, захотят установить контакты со своими сверстниками в Сан-Сарле, решат узнать больше друг о друге, о нашей общей истории? Мэр Луи Жульен считает, что если завяжется переписка и появятся связи, способные вызвать реальный интерес друг к другу, то он будет только приветствовать такой взаимный интерес. А проложить дорогу к другу в нынешние времена несложно. Было бы желание. Была бы взаимная тяга. И он припомнил свои поездки в нашу страну.

Я зашел в колледж имени местного героя поинтересоваться, нет ли у них школьного музея. К учительской команде шел без сомнений, ведь обязательно среди них найдется преподаватель английского языка. Преподаватель нашелся, а школьный музей, к моему большому сожалению, нет. В память о герое во дворе колледжа установлен памятный камень.

Франция, окрестности Сан-Сорлин. Фото Михаила Лебедева, газета «Золотая горка»

Фото Михаила Лебедева: окрестности Сан-Сарле

Нет, с памятью в Сан-Сарле всё хорошо. Там не помнящим родства трудно стать. На местном, тщательно ухоженном кладбище, фамильные склепы с датами ушедших в мир иной почти 300-летней давности. И колокольня старинной церкви тщательно сохраняется горожанами.

…Лионский поезд вез меня в Валанс, а впечатления от встречи во французской глубинке не оставляли. Да, через десятилетия русский герой, которого все помнят и который удивлял окружающих своей отвагой и беспримерным мужеством, вернулся во Францию, навестил места своей молодости. Яркий эпизод для Сан-Сарле, где в будний день на улице практически никого не встретишь. Яркий еще и потому, что торжественную встречу Васенину помогла устроить творческая группа «Победа», занимающаяся историческими реконструкциями, под руководством друга журналиста Лорана Браяра – Симона Ванно. И мы прочтем об этом эпизоде, может быть, увидим фильм. И всё… Или затеплится друг к другу какой-то интерес?

Продолжение читайте в следующую пятницу

Ваше мнение?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22