Серия заметок «По местам боевой славы» рассказывает о поездке березовчанина Михаила Лебедева во Францию, в те места, где воевал во французском Сопротивлении участник Великой Отечественной войны, Почетный гражданин города Берёзовского, кавалер ордена Почетного легиона Николай Васенин. Автор повествует о находках, неожиданных открытиях и встречах на французской земле, где сегодня знают о нашем городе, помнят и всегда помнили легендарного Николая Максимовича.
Продолжение. Начало:
Часть 1: Ах, Франция, эх заграница…
Автор: Михаил Лебедев, литератор и путешественник
Вокзал закрыт до пяти утра
Франция нас встретила по-боевому. Неожиданно было увидеть в аэропорту поздним вечером, практически на переломе следующих суток, вооруженных коммандос с автоматными стволами наизготовку. Молодые парни и девушки в военном камуфляже под началом, будто сошедшего с киноэкрана, угрюмого сержанта, пытливо провожали нас взглядами. Практически пустой зал прилета встречал в этот поздний час единственный самолет из Москвы. Все дни моей поездки французские «вежливые люди» с автоматами встречались мне регулярно и в аэропорту, и на железнодорожных вокзалах в Марселе и Лионе.
Сам полет прошел без напряжения. Прямой рейс в Марсель – и через 4 часа 5 минут мы вступили на французскую землю. Что интересно, взлетев в Шереметьево, командир обратился к пассажирам только по-английски и по-французски. А на подлете к своей родной земле – уже и по-русски. Видимо бортпроводники растолковали ему, что на борту летят, в основном, русскоязычные пассажиры. К автобусу в Марсель подошло, наверное, десятка два человек, остальные – в глубину Прованса и на Лазурный берег, а куда ж еще стремиться русской душе в этих краях…
Фото Михаила Лебедева: на площади под названием Марсово поле в Валансе расположена беседка-киоск авторства Раймона Пейне. Здесь вечерами проводят концерты живой музыки
Получилось немного символично. Сегодняшний березовчанин Николай Васенин здесь, в Марселе, попрощался на десятки лет с Францией, со своим героическим участием в Сопротивлении. А я с этого города начал свой путь по местам, где воевал во Франции Николай Максимович. А на деле было всё прозаично: пока я разбирался с консульствами в Екатеринбурге и Москве, в Лион уже не оказалось приемлемых билетов, и я полетел на средиземноморский берег, ведь мой основной объект внимания – Сан-Сорлин-ен-Валлор – находится примерно на полпути между Лионом и Марселем. А все мои передвижения, независимо от того, где приземлюсь, я запланировал совершить на поездах.
Сразу скажу, французские железные дороги выдержали мой экзамен. Даже более того, предоставили мне скидки: совсем неплохо заплатить на десятку евро меньше, чем в обычном режиме, на каждой поездке туда и обратно. И ездил я не на легендарном TGV, а на поездах TER. Они тоже довольно резво «бегают», цена билета, время и скорость меня устроили. Просчитался я только в одном. Полагал, что знаменитый марсельский вокзал Сен-Шарль, железнодорожные ворота крупного портового мегаполиса, по ночам не закрывают. И я смогу оставшееся время от самолета до первого поезда в Валанс пересидеть на вокзале, как мы привыкли это делать в отечестве в дальней дороге. Нет, после часа ночи в сопровождении полицейских явилась охрана вокзала со свирепыми зубастыми псами, огласившими оглушительным лаем все окрестности, и попросила всех покинуть вокзал до пяти часов утра.
Фото Михаила Лебедева
Приценившись к ночевке в известном сетевом отеле, я выбрал на привокзалье, что попроще. Сэкономил на своем кошельке, но получил ощутимый удар по самолюбию: в номере процветал густопсовый неореализм, зато из окна, через старинные деревянные жалюзи открывался вид на вокзал Сен-Шарль. Я вышел в коридор проверить удобства, открылась картина маслом: туалет был (если кто еще помнит) «а ля Свердловский вокзал», естественно без унитаза. Вот так иногда проходит встреча с детством, да мне то что, только ведь переночевать, я даже вещи не стал распаковывать. Только теперь знаю, заказывая по интернету номер с удобствами в коридоре, держи ухо востро.
Валанс в ожидании Наполеона
Я стал присматриваться к Валансу с тех пор, как познакомился с Николаем Максимовичем Васениным, узнав о его необычной судьбе участника французского Сопротивления. Отсюда запросто можно попасть не только в местную глубинку – Сан-Рамбер-д-Албон и Сан-Сорлин-ен-Валлор, но и в Гренобль, где закончила свой путь боевая группа Васенина «Отряд Николь» и на плато Веркор, где нацисты выместили свою злобу на мирных жителях за успехи бойцов Сопротивления, и в Марсель, где завершилась французская одиссея взводного Красной Армии.
Вот почему я решил разместиться в Валансе, на этом перекрестке больших дорог. Этот город в прошлом оценивали многие. И среди них 16-летний мальчик-лейтенант Наполеон Бонапарт. Как свидетельствуют хроники, закончив Парижскую военную школу на Марсовом поле, он в чине младшего лейтенанта был направлен в полк, расположенный в Валансе. Здесь началась гарнизонная служба Буонопарте в качестве артиллериста.
Фото Михаила Лебедева
Валанс – административный центр департамента Дром, что-то вроде областного центра по-нашему. Здесь нет напряжения мегаполиса. Недаром, одним из символов города является беседка влюбленных Раймона Пейне. Всё уютно и «по-домашнему», даже из железнодорожного вокзала выходишь прямо на уличный тротуар без всяких помпезных ступеней. Он вольготно расположился на левом берегу Роны примерно в 100 километрах от Лиона и примерно в 200 с лишком от Марселя. Его даже зачастую называют ворота Юга.
Считается, что римляне создали на этом месте свою колонию под названием Юлия Валентия. И все живущие сегодня в департаменте Дром считаются «валентинуаз», так, по крайней мере, объяснила мне ситуацию официантка в местном ресторанчике, когда я попросил ее растолковать мне одноименную рубрику в местной газете.
До 15-го века город находился под властью епископов, а потом перешел под власть короля Людовика ХI. Людовиков в стране было много, а вот студент, значившийся в созданном королем университете, оказался один на все времена – Франсуа Рабле, автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». В свое время пришел черед и молодого Наполеона. Говорят, что будущий император Франции снимал квартиру напротив знаменитого «Дома с головами».
Фото Михаила Лебедева: немного необычный памятник французскому генералу Наполеону Бонапарту в Валансе, где он учился в артиллерийской школе. Служба в гарнизоне не занимала много времени, поэтому Бонапарт проводил много времени за книгами
Чем бы я не занимался, я обязательно сталкивался с Наполеоном. Его одинокая бронзовая фигурка с объемистой книгой или тетрадью в руках примостилась в тенистом уголке прямо на оживленной улице в центре Валанса, рядом с бульваром имени другого героя Франции – Генерала де Голля. Выбирая столик на площади в старом городе, я обязательно увижу большое панно на стене старинного особняка, где мальчик-лейтенант общается со сверстниками и сверстницами. Тут и там аршинные афиши зазывают на предстоящее действо-реконструкцию времен Наполеона. Словом жизнь течет по своим законам, а горожане предпочитает ярко и размашисто отмечать события, связывающие Валанс с именем Наполеона. Кстати я заглянул через плечо бронзового младшего лейтенанта. Вот, что он записал когда-то в Валансе:
«В жилах моих с быстротой Роны течет южная кровь», а также: «Я имел честь быть младшим лейтенантом». Провинциальный город как бы сдерживал темперамент будущего покорителя Европы, жаждавшего деятельности, но вынужденного смирять себя армейской дисциплиной. А его слова про младшего лейтенанта, когда он уже приобрел политическую значимость, силу и военное могущество, заставляли кривить физиономии властителей, войска которых он громил в военных баталиях.
Эти строчки, предполагающие некое философствование, неплохо характеризуют будущего императора Франции. Недаром исследователи его биографии утверждают, что в Валансе он прочитал книг больше, чем его сослуживцы и друзья вместе взятые за всю жизнь.
Фото Михаила Лебедева
Не претендующий на стратегическую значимость департамент Дром, уже в 20-м веке интересовал союзников и советское командование. Известный историкам объемистый шеститомник «История Великой Отечественной войны», выпущенный в нашей стране в дни оттепели – 1960-е годы, так упоминает об этом французском департаменте накануне июньской 1944 года десантной операции союзников в Нормандии. Это был знаменитый день «Д». «Диверсии на железных дорогах непрерывно совершались также на юго-востоке Франции (в Департаментах Дром, Изер и Верхние Альпы). Накануне вторжения американских и английских войск в Нормандию отряды, подконтрольные де Голлю, провели две крупные операции на юго-западном склоне Центрального массива (департамент Дордонь) и в Веркоре. Хотя они не достигли успеха, так как не получили от союзников помощи, оккупантам всё же был причинен серьезный урон».
Продолжение читайте в следующую пятницу