Жизнь города

Спецпроект к 70-летию Победы: путешествие из Берёзовского во Францию к местам боев участника Сопротивления Николая Васенина (часть 1)

«Золотая горка» публикует серию заметок берёзовского журналиста Михаила Лебедева, побывавшего во Франции, в местах, где воевал во французском Сопротивлении ветеран Великой Отечественной войны, Почетный гражданин города Берёзовского, кавалер ордена Почетного легиона Николай Максимович Васенин.

Приближается 70-летие Великой Победы, славная дата в истории. Вынеся на своих плечах главную тяжесть войны 1941-1945 годов, представители народов нашей страны героически сражались в европейском Сопротивлении, а заканчивали войну с нацизмом и фашизмом в коалиции с государствами-созниками. У них тоже были свои поражения и свои победы, и сохраняется память о том времени. О встречах на французской земле, где сегодня знают о городе Берёзовском, помнят и всегда помнили нашего земляка, находках и неожиданных открытиях рассказывает автор заметок «По местам боевой славы».

Ах, Франция, эх заграница…

Михаил Лебедев, литератор и путешественник:

Грибоедовские две княжны-сестрицы из бессмертной поэмы «Горе от ума» меня вдохновили, когда я собрался в визовый центр в Екатеринбурге. Заполнял анкету на шенгенскую визу, а в голове крутились стихотворные строчки: «Ах, Франция, нет в мире лучше края…», которые повторяли эти сестрицы, выслушав заезжего француза из Бордо. А почему бы и нет, подумалось мне. Всё шло благополучно, я предварительно дотошно проконсультировался в визовом центре, собрал необходимые бумаги. Зарезервировал и оплатил гостиницы, приобрел билеты туда и обратно и, естественно, страховку. Мои документы уехали в Москву, а я стал отслеживать через сайт движение моего загранпаспорта к заветной цели. Не чувствуя никаких подводных камней, я безмятежно плыл на корабле надежды по французской визовой волне.

Удар был страшной силы! Все бриги и корветы, наскочившие на рифы за историю мореходства, на мой взгляд, не терпели такого бедствия – я получил отказ Консульства Франции в Москве.

Вскрыв конверт, пришедший из Москвы с судьбоносным решением, я впопыхах после строчки «Вам было отказано в получении визы» прочел и первую позицию, по которой мог бы быть произведен отказ: «Предоставленный паспорт является поддельным/фальсифицированным». Это меня сразило. Как мой новенький, только что выданный Берёзовским отделением УФМС РФ по Свердловской области, загранпаспорт такой, как написано во французской бумаге!? И только переведя дух после оглушительных эмоций, я обратил внимание, что крестик, отмечающий именно мой случай, стоит где-то, на предпоследней, восьмой позиции.

Отчего такой стресс и эмоции? Поясню. За последние лет 20, да и до того, я немало поездил по миру с дипломатическим и служебным паспортом. Поэтому отказ посчитал просто личным оскорблением.

Психологически, наверное, я расслабился, поскольку стикер шенгенской визы в мой паспорт вклеивался до этого без особых хлопот. Конечно, ведь за моей спиной стояло госучреждение, ведавшее внешними связями. И я как-то подзабыл, что существует и другой порядок, более житейский, с которым я и столкнулся. Я не присоединил к анкете свои «шенгены», поскольку в последние три года (срок, определенный в анкете) у меня не было загранпоездок. Да и на консультации в визовом центре мне не советовали это делать. Так что, поставив в анкете пометку «туризм», я посчитал это достаточным. А что, если человек летит в Лион, вторую по численности агломерацию в стране, город, чьи достопримечательности вписаны в коллекцию ЮНЕСКО, а потом едет в Марсель, в 2013 году избранный культурной столицей Европы, он кто, разве не турист? Разумеется, в других пунктах анкеты я пояснил, что оплачу расходы наличными, кредитной картой, предоплатой жилья и покупкой авиабилетов. Что и было сделано. В графу, чем занимаюсь в настоящее время, я гордо вписал «пенсионер», а к анкете приложил справку из уважаемого банка с информацией о моем счете.

Пенсионный фонд против консульства

Все мои размышления, считавшего себя опытным загранпутешественником, оказались наивными. Вердикт консульства оказался суров, о нем вы уже знаете. А вот основание отказа до сих пор повергает меня в некую прострацию. Потому что формулируется оно просто и незамысловато, отчего и вызывает недоумение: «Информация о целях и условиях поездки ненадежна».

Поневоле приходится размышлять, то ли ты под санкции попал, да не велика фигура, чтобы в таких списках значиться, то ли ненадежны те, кто за тобой стоит. А кто там? Пенсионный фонд России, чьим подопечным я являюсь, и банк, где находится мой вклад, и чьей карточкой я пользуюсь. Получается – слабовато против французского консульства.

В итоге мне было предложено в течение двух месяцев со дня оповещения об отказе направить запрос о пересмотре данного решения в Комиссию по пересмотру решений об отказе во въездных визах во Францию в городе Нант.

Я бросился в Генконсульство Франции в Екатеринбурге. Правдами и неправдами в конце дня добился встречи с генконсулом Мишелем Бараном. Он сам оказался обескуражен, но был бессилен, генконсульство в Екатеринбурге не занимается визами. Как водится в таких случаях, ни связаться с Москвой, ни созвониться не удалось.

Пишите апелляции, пишите…

Ждать два месяца было, конечно, непереносимо. И вдруг из недр чьей-то памяти выплыло: знакомый писал апелляцию, и ее рассмотрели положительно. Я столько написал за свою жизнь просительных писем и рекомендаций кому-то, а вот написать в свою пользу что-то подобное, оказалось нелегким делом. Я как Ванька Жуков, выводя на компьютере: «Уважаемый вице-консул…» чуть не продолжил «милый Константин Макарыч…». А что ж, здесь без слезы, пусть и скупой, мужской не обойтись. К загранице подход нужен.

А это избранные места из переписки с консульским учреждением в Москве: «Уже несколько лет я, как литератор, пишу о судьбе Николая Максимовича Васенина – кавалера французского Ордена почетного легиона из города Берёзовского и публикую эти статьи в местной прессе, может когда-то составится книга на эту тему. Все эти годы я сотрудничаю с французскими журналистами в Москве (Лоран Брайяр «Голос России», Мадлен Леруа радио RTL), с целью продвижения информации о нашем земляке герое французского Сопротивления».

«Для того чтобы больше узнать воочию о местах, где воевал во Франции Николай Васенин, я решил побывать в городках Сан-Рамбер-Альбон и Сан-Сорлин-ен Валлор. А также в Марселе, где Васенин находился в венной миссии, а затем был отправлен на родину. Лион – наиболее удобное место пребывания, откуда можно попасть в эти точки «…» Я уже не говорю о достопримечательностях этих мест, которые заслуживают внимания любого туриста. <...> Не случайно было выбрано время поездки, ведь в этом году исполняется 70 лет освобождению Франции во Второй мировой войне от сил зла. Мне хотелось увидеть, как эта дата отмечается во Франции, в преддверии такой же даты в России».

«Признаюсь, что отказ меня просто обескуражил, поскольку я почувствовал предположение со стороны генерального консульства о некоей моей неблагонадежности. Прошу Вас, господин Вице-консул, если остаются еще какие-то сомнения, укажите, на какие вопросы я еще должен ответить, чем еще я должен подтвердить свои возможности, поскольку в визовом центре в Екатеринбурге мои документы не вызвали вопросов».

Безответные дни шли один за другим, в четверг вечером, я отказался от билета, поскольку вылет рано утром в понедельник, а в выходные никто со мной дела иметь не будет, отказался от гостиниц и сдал билет на поезд. В пятницу, 15 августа, днем раздался звонок из консульства, с сообщением, что получив апелляцию, готовы открыть мне визу. Становиться в позу было бы смешно: договорились, что я прибуду в консульство в Москве на следующей неделе, имея в руках билет «туда-обратно» на самолет.

Фото из архива автора: французский журналист Лоран Брайяр и Михаил Лебедев в Москве

…Мои потери я пока еще подсчитываю, а вот первая находка поездки у меня оказалась в Москве. Мы встретились с Лораном Браяром, журналистом и военным историком, который много сделал в поиске материалов об участии Николая Васенина в Сопротивлении. До этого мы много с ним контактировали в интернете и по телефону. Лоран был участником съемочной группы фильма о Николае Максимовиче, и ему было, что мне рассказать.

Меня же, в первую очередь, интересовал Сан-Сорлин-ен-Валлор. Как добраться я примерно знал. А что внутри, можно ли где остановиться и так далее? Похоже, я поставил моего собеседника в тупик. Насколько он помнил, там пообедать негде было, видел, что можно заказать пиццу, вот и всё.

Лоран с интересом смотрел на меня, недоумевая, как я собираюсь там обретаться без языка. На худой конец я рассчитывал, что в местном колледже кто-то говорит по-английски. Но Лоран же и разрешил коллизию. Когда я его спросил, а каков, по его мнению, мэр городка… Он поднял большой палец: «Вот такой мужик!». Ну, раз такой, значит договоримся. Встречай, Франция, березовчанина!

Продолжение читайте в следующую пятницу

Ваше мнение?

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понравился материал?
Раскажите друзьям и знакомым:
Нам важно Ваше мнение по данной публикации:
Поставьте оценку:
( 0 Звезды )
Редакция газеты «Золотая горка» Логотип газеты «Золотая горка»
623700, Свердловская область, Берёзовский, Восточная, д. 3а, оф. 603
+7 343 237-24-60

Редакция

Россия, 623700, г. Берёзовский,
Свердловская область,
ул. Театральная, д. 3,
3-й подъезд, оф. 80 
8(343)247-83-34, +7 904-98-00-446, gorka-info@rambler.ru, glav@zg66.ru

При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+

РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА

Берёзовский

Россия, 623700, Свердловская обл.,
г. Берёзовский, ул. Театральная, д. 3, подъезд 3-й, оф. 80.

E-mail: rek@zg66.ru

Тел/WA: +7 904 98-233-61
Тел/WA: +7 904 98-00-250
Тел/WA: +7 904 980-66-22