Главное событие нынешнего лета в Екатеринбурге – международная промышленная выставка «Иннопром-2013» – состоялось на минувшей неделе. Статуса мероприятию добавил премьер страны Дмитрий Медведев, заехавший в павильоны Екатеринбург-ЭКСПО на пару часов. На встречу с ним в одной очереди толпились генеральные директора «УралВагонЗавода» – Олег Сиенко, «УГМК-Холдинга» – Андрей Козицын, депутат свердловской Облдумы Евгений Артюх и корреспондент «ЗГ».
Верхнее фото Максима Гусева (в центре на переднем плане): на встречу к премьеру России прорывается генеральный директор УВЗ Олег Сиенко
Эксклюзивное право побродить по четырем площадкам солидной публике предоставили в первый день выставки: пока одни важные персоны в окружении журналистов привычно отвечали на вопросы и осматривали стенды, другие охотно общались с посетителями. Ректор УрФУ Виктор Кокшаров не стеснялся разговаривать с гостями своего стенда, одного из самых заметных на «Иннопроме». И не удивительно, что толчея здесь была все дни работы. Вуз, претендующий на звание одного из лучших в стране, позиционирует себя масштабно, рассказывая о престижности предлагаемого образования, о технологиях, которые помогают более серьезному и глубокому обучению, наконец, о возможностях, которые открываются перед выпускниками. Периодически ректор удалялся для подписания очередных соглашений о сотрудничестве, но неизменно возвращался, словно и сам получал удовольствие от общения с гостями стенда.
Экспозиция корпорации УВЗ одна из внушительных. Дизайнеры регулярно расширяют стенд – на выставках военной техники акцент делается на привычных уже танках, а сегодня – на современных гражданских разработках предприятия, словно доказывая, что даже в случае снижения объема госзаказа без своего куска хлеба заводчане не останутся, благо, корпорация обласкана государством.
Стенд УГМК – пафосный, но не отнять – современный: под четырьмя внушительными цилиндрами висит многообещающая реклама «Технического университета УГМК», открытие которого, как следует из надписи на растяжке, ожидается 3 сентября 2013 года. Что это будет, пока непонятно, но, зная ответственный подход к делу руководства холдинга, невольно думаешь, что впереди что-то как минимум неординарное.
Фото Евгении Лялиной: стенд «Лукойла»
У «Лукойла» стенд в стиле фирменной заправки – яркий, притягивающий внимание, но при ближайшем рассмотрении понимаешь, что удивляться тут нечему. Никто из статистов и не пытается поразить гостей – на его фоне охотно фотографируются посетители, но надолго не задерживаются. А вот «Автоваз» привлекает. Над этим предприятием в новейшей российской истории не посмеивается разве что ленивый, но каким-то невообразимым образом оно год за годом удерживает лидерство по продажам машин, и на «Иннопроме» удивило посетителей своими обещаниями: здесь намерены к 2020 году создать автомобиль нового поколения. Во всяком случае, в этом уверяют слоганы и миниатюрные модели, которые, похоже, очень бы хотелось увидеть в натуральную величину руководству предприятия. «NewLada 2020» – согласитесь, звучит и забавно, и – чего уж лукавить – многообещающе.
В этом году на выставке сотни макетов и десятки необъяснимых «скульптур». То сидящий в интимной позе силуэт человека, то массивное кресло, сплетенное то ли из корней, то ли из ветвей гигантского дерева с гербом Свердловской области, то современное чудо техники – робот, демонстрирующий, вероятно, стремление очередной организации к супер-будущему. А вот макет не то карьера, не то какого-то строительного объекта – здесь натурально сымитирована бурная работа тяжелой грузовой техники, за которой хочется понаблюдать подольше. Но, чтобы успеть обойти всё, приходится чем-то жертвовать. Когда вдруг устаешь, можно здесь же собраться с силами, позанимавшись на необычных тренажерах – кажется, нет ничего удивительного, что в одном из павильонов сымитирован небольшой спортзал.
Фото Евгении Лялиной: особый восторг у посетителей «Иннопрома» вызывали различные роботы и автоматизированные системы в сфере потребительских услуг
…Сотни спикеров – бизнесменов, экономистов, политиков, футурологов – собрались здесь в первый день выставки, 11 июля, чтобы обсудить насущные вопросы экономики и перспективного будущего. Не случайно самым массовым с десятками, если не сотнями, именитых гостей стало пленарное заседание «Глобальные стратегии», где и ждали Дмитрия Медведева. За несколько минут до официального начала диалога в толпе можно было встретить депутатов Госдумы Валерия Язева и Виктора Якимова, сенатора Совета федерации от Свердловской области Аркадия Чернецкого, регионального премьера Дениса Паслера, вице-губернатора Якова Силина. Одиноких чиновников екатеринбургской администрации Евгения Порунова и Александра Якоба среди маститой публики, похоже, так никто и не заметил. А вот мэра Нижнего Тагила периодически останавливают, пожимают руку. Сергей Носов спокоен и уверен в себе, ведь он представитель Путинграда, как давно окрестили его вотчину, кузницу кадров для Кремля и лично для президента Владимира Путина.
Глава Берёзовского Евгений Писцов здесь же – явно интересуется темой и спешит в зал, куда рядовых граждан не пускают. Молчаливые специалисты федеральной службы охраны (ФСО) тем самым словно подтверждают: второе лицо государства всё-таки ждут.
– Мы приехали сюда на шикарных авто, а многие ли задумывались о том, что, например, «Мерседес» при весе в две тонны, дает минимальный коэффициент полезного действия? – рассуждал о глобальных стратегиях глава «Роснано» Анатолий Чубайс. – Я вам скажу: всего 15% при весе человека в 100 кг, потому что на остальные 85 он везет сам себя. Мы живем в чудовищно неэффективном мире, и разрешить эту ситуацию нам должны помочь новые материалы, которые можно будет задействовать, в том числе и в автомобилестроении.
Модератор дискуссии, так и не дождавшийся во время обмена мнениями своевременного приезда премьера Медведева, главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев сказал в ответ на это, что людям требуются простые вещи – вода, хорошие дороги, транспорт, который доставит их в любую точку, а для этого нужна новая волна инвестиций.
Оттягивая окончание беседы до предела, Фадеев все же вынужден был поставить точку. Тем временем журналисты, страдающие то от невозможности попасть в зал для участия в диалоге, то от синхронного перевода на плазменных экранах в пресс-центре, «забивающих» русскую речь, рассуждали о плохой организации мероприятия «европейского уровня», вместе с другими гостями выражали недовольство невозможностью свободно передвигаться по площадкам.
Небольшая передышка наступила после завершения «Глобальных стратегий». Вот куда-то бежит один из ярких сегодняшних ораторов – Росс Лавгроув, миллионер, британский дизайнер, автор проектов для Renault, Motorola, Apple. Во время заседания он говорил, что автомобили, как современные разработки, его не вдохновляют, что мощный «Хаммер» – это аморально. Признавшись, что в деньгах не нуждается, он и внешним своим видом демонстрировал вызов публике – на нем темно-синий костюм и ярко-зеленые туфли. Это сейчас он бежит куда-то по павильону, на ходу что-то комментируя, а полчаса назад, сидя в прохладном зале, рассуждал о наступлении века новых материалов и ткани.
– Дайте мне технологию, я сделаю ее востребованной человеком – умную, привлекательную, – бросал дизайнер, но в его словах чувствовалось знание дела и пренебрежение к пафосу.
Международный уровень выставке придал в этот раз и отказ уральских муниципалитетов от своего участия. В прошлые годы здесь можно было увидеть стенды малых городов области, познакомиться с местными производствами – так, например, Ирбит знакомил гостей со своим молочным заводом. В этом году здесь только один муниципалитет – не трудно, догадаться, что это Нижний Тагил. Инвестиционно-привлекательный город не пожалел миллионов, тогда как небольшие города резонно решили не вкладываться в неоправданное для себя мероприятие. Да и куда им соперничать с многомиллионными вложениями в выставку того же «Сбербанка», который одним только своим передвижным банкоматом сражал наповал: наткнувшись на него, невольно удивляешься, ведь он тоже останавливается, после чего приятный женский голос предлагает какие-то услуги.
Стенды узкоспециализированных предприятий зазывали новейшими разработками, но зрители, утомившиеся от суеты и обилия предложений, большинство из которых, как ни странно, оказывались далеки от инновационных, будучи разработаны по пять-семь, а то и десять лет назад, искали отдыха для глаз. И потому автобус на метане все вокруг окрестили автобусом «на сметане», у какого-то экономического стенда развлекались игрой в гольф, забивая мячи в лунки «инвестиции», «модернизация», «рынки», водили указками или прямо руками по мультимедийным экранам.
Когда один из павильонов стали закрывать, стало ясно: приехал главный гость, ради которого всё и затевалось. Правда, двери к залу, где Дмитрий Медведев должен был общаться с бизнес-элитой, закрыли неожиданно – и в давке оказались рядовые посетители, журналисты и випы. Неловко было видеть Олега Сиенко, доказывающего, что он – это он, удивленного Андрея Козицына, которого не сразу впустили внутрь, и ловкого депутата Артюха, который протащил через ФСО одного из неаккредитованных представителей СМИ.
Разговор Медведева стал, по сути, пресс-конференцией, где вместо репортеров вопросы задавали избранные «сильные мира сего»: руководство компании «Ренова-СтройГрупп», президент компании Boeing в России Сергей Кравченко, председатель совета директоров Каменск-Уральского метзавода Владимир Скорняков. Последний, кстати, пожаловался на «Boeing», закупающий у них изделия из алюминиевых сплавов «всего» на 7,5 млн долларов.
– И что вы предлагаете? Погрозить пальцем кому-нибудь? Или как поступить? – отреагировал премьер. И тут же благословил дальнейший контакт: «Расширяйте производство!»
Всем остальным, желающим следить за диалогом, оставалось слушать умные разговоры через динамики плазменных телевизоров и размышлять о том, а в курсе ли Дмитрий Анатольевич о том, как его охраняют от своего народа? Мало того, что терпеть пришлось неудобства внутри «Иннопрома», так выяснилось, что перед его приездом и последовавшим вскоре отъездом, закрытой оказалась и Новокольцовская трасса, отчего на подъездах к Екатеринбург-ЭКСПО образовались гигантские пробки.
…Наконец, еще одна составная часть выставки была достойна внимания – уличная атмосфера пафоса не оставила равнодушным ни одного гостя. Здесь были выставлены вертолеты и краны, грейдеры и комбайны, машины сельскохозяйственного и производственного назначения. При этом тут не было випов, дышалось, благодаря погоде, легко, но упорно складывалось ощущение, что предприятия и организации с выставленными здесь экспонатами кочуют по различным выставкам просто для саморекламы. Кстати, некоторые директора, вложившие в свои стенды для «Иннопрома» немалые деньги, были удивлены, что в программе премьер-министра РФ не оказалось осмотра экспозиции. Пришлось смириться.
http://zg66.ru/publications/societys/2004-innoprom-2013-nerv.html#sigProId263c93ba57
Фото Евгении Лялиной
http://zg66.ru/publications/societys/2004-innoprom-2013-nerv.html#sigProId6e1ebbc225
Фото Максима Гусева