Новый директор техникума «Профи» Анастасия Россель откровенно рассказала о себе и о том, каким она видит будущее образовательного учреждения.
Новость о том, что единственное в городе образовательное учреждение возглавила молодая женщина, да ещё и жена внука бывшего свердловского губернатора Эдуарда Росселя, прогремела в городе достаточно громко. Мы сразу попросили нового руководителя «Профи» об интервью, и уже через несколько дней встретились с ней в ее свежевыкрашенном в приятный зелёный цвет кабинете. Как потом расскажет Анастасия Сергеевна, освежить цвет стен она решила сразу и воплотила задумку собственноручно. И только когда уже дело было сделано, осознала, как правильно подобрала цвет, ведь он соответствует официальным цветам и техникума «Профи», и города Березовского.
За всё время разговора – а мы отняли у Анастасии Сергеевны чуть больше 40 минут рабочего времени – в её не закрывавшийся всё это время кабинет то и дело заглядывали люди, в основном сотрудники техникума, чтобы решить те или иные рабочие моменты. Анастасия Сергеевна с лёгкостью расправлялась и с их вопросами, и с нашими – порой каверзными и личными. Из разговора мы узнали, что всего за неделю работы в новой должности ей удалось переделать такое количество дел, что своими руками покрашенные стены – это всего лишь небольшой штрих в общей картине рутины. Да и вообще – далеко не главное.
– Анастасия Сергеевна, мы пришли познакомиться и познакомить с вами наш город. Расскажите о себе, о своем профессиональном пути.
– Начну с того, что на сегодняшний день опыт моей управленческой деятельности в бизнес-среде составляет порядка 10 лет. Некоторое время назад, будучи ответственным сотрудником, я поступила в магистратуру РАНХиГС на факультет государственного и муниципального управления. Думаю, все в курсе, что такой формат обучения предполагает в числе прочего и научную деятельность. Никогда раньше у меня не было опыта сотрудничества с государственными и муниципальными службами, поэтому объектом научных исследований стала тема, которая была мне близка, – профилактика социального сиротства. К тому времени я уже несколько лет была волонтёром в фонде «Аистёнок», который помогает матерям в их трудных жизненных ситуациях и работает с темой отказничества. В магистратуре у меня появилась возможность глубже проработать этот вопрос. Со временем тема трансформировалась – и я начала изучать вопросы адаптационных механизмов различных категорий граждан. В ней заметила важный нюанс: благотворительные, общественные организации уделяют не так много внимания теме защиты подростков, мне захотелось это исправить. Вы знаете, оказывается, адаптировать подростка не так-то сложно – достаточно проявить понимание, соучастие и выстроить грамотные шаги по его социализации через профессионализацию, через трудоустройство. Так совпало, что в этот же период ряд крупных предприятий, столкнувшись с проблемой кадрового голода, обратили внимание на подростков как на кадровый ресурс. Потребности одной и второй сторон сошлись.
– В каком году это было?
– Думаю, активно развивать эту тему мы начали два-три года назад, в том числе и потому, что в законодательстве произошли изменения. На тот момент я была директором благотворительного фонда «Траектория будущего» уже порядка двух лет: нам многое приходилось создавать с нуля: разрабатывать адаптационные программы, нарабатывать опыт. А его в этой сфере, к сожалению, катастрофически мало. Вот и вышло, что мое неравнодушие к этой теме заметили и рекомендовали на должность директора техникума «Профи». Пока я нахожусь в статусе исполняющего обязанности директора. Надеюсь, в ближайшее время меня утвердят.
– Я правильно понимаю, что вы основали фонд «Траектория будущего»?
– Я являюсь одним из основателей, но фонд большой – и у нас достаточно серьёзный попечительский совет. На сегодняшний день я уже не являюсь его директором, в ближайшее время благотворительный фонд возглавит другой человек – не менее ответственный и не менее идейный, чем я. Я благодарна этому бесценному опыту общения и взаимодействия с ребятами 14-18 лет (сейчас возрастные рамки раздвинутся до 21 года) за то, что он позволил мне двигаться дальше – войти в работу техникума с пониманием, что нужно детям. Мы – образовательная организация, которая обязана учитывать потребности наших студентов: мы работаем, по большому счету, для обеспечения их интересов.
– Планируете продолжать сотрудничество с фондом?
– У меня такая позиция: если проблема есть, то ты не можешь от нее отвернуться. Если она связана с благополучием подростков, то, в фонде я или нет, буду так или иначе помогать в ее решении: советом, рекомендациями, конкретными делами. Также тут важно упомянуть, что ряд методик и механизмов, которые были разработаны на базе благотворительного фонда при помощи Уральского государственного педагогического университета и Центра непрерывного повышения профессионального мастерства «Учитель будущего», будут переданы в том числе и в техникум «Профи».
– Можете назвать итоги работы фонда за два года?
– За это время мы провели карьерные консультации примерно для 600 детей. Возможно, вы помните, как в детстве задавались вопросом: «Правильно ли я выбрал место для реализации своих способностей? Точно ли найду здесь своё призвание?». Признаюсь: и меня этот вопрос тоже долго мучил. Но со временем я поняла, что сделала правильный выбор.
В фонде «Территория будущего» работа с подростками выстроена таким образом, чтобы они могли ответить себе на важные вопросы, касающиеся их будущего. К чему у них больше склонностей – к коммуникации, к природе, к знакам и символам? Всё начинается с простых вещей, которые дадут ребёнку на этом этапе определиться с направлением. Уверяю вас: в подростках заложен огромный потенциал, и, если дать им должную поддержку, они способны на многое. Если у ребёнка нет её внутри семьи, то фонд может предоставить ему внешнюю опору и тем самым помочь добиться успеха. Профконсультирование в этом возрасте основывается не на квалификациях и достижениях, а на траектории, на направлении, в котором следует развиваться. Задача фонда – показать весь спектр возможности и дать подростку ориентиры.
В сфере же карьерного консультирования, которое фонд осуществляет до сих пор, но уже без моего руководства, мы разрабатывали для подопечных так называемые «карьерные маршруты». Основывались на личных обстоятельствах, рассматривали разные варианты развития событий. В этой цепочке работали также социальный педагог и психолог, присутствие которых для детей очень полезно. Мы давали методические рекомендации и начинали реализовывать программы на базе детско-юношеских центров в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. За отчётный период трудоустроили 83 ребёнка – это большая цифра.
– Это было трудоустройство на постоянной основе или на лето?
– По-разному. Мы, конечно, радели за круглогодичную занятость, но дети должны учиться, развиваться. Так или иначе, любой труд – долгосрочный или кратковременный – формирует в детях правильные навыки, помогает побороть страх социализации. Мы работали над тем, чтобы ребёнок мог избавиться от него. Выстраивали коммуникацию с работодателем, объясняли, как это важно – гармонично встроить в существующую структуру несовершеннолетних, при этом не напугать, не отбить у подростка желание развиваться ли в этой сфере, работать ли вообще.
– Вы в свое время тоже сталкивались с такими проблемами?
– Я начала работать в 16 лет – сразу, как окончила школу. Конечно, на первом месте было образование, учеба в Российской международной академии туризма в Химках, а после получения диплома, в 20 лет, у меня появилась возможность работать по профессии полноценно. Но вовлекаться в эту деятельность я начала уже с первого курса. Надо отдать должное моей семье – бабушка и дедушка привили мне любовь к труду, потому что сами были активными трудовиками: дедушка – директор завода ЖБИ в Пермской области, бабушка – провизор. Я очень много времени проводила летом с ними на производствах, видела руководителей советской закалки – блестящих управленцев. И, наверное, этот опыт помог мне не бояться первых шагов в профессии. Я знала: семья меня всегда поддержит. Дедушка был потрясающим, невероятно талантливым управленцем, и, думаю, сегодняшняя сфера моей деятельности продиктована во многом его историями, которые он постоянно рассказывал о своей работе. У нас это было принято – обсуждать работу, говорить о ней, брать нас с собой и показывать, какие процессы происходят, знакомить с подчинёнными. Бабушка с дедушкой нами с сестрой очень гордились, и мы отвечали искренним интересом: всегда были вовлечены в процесс, знали по именам начальников цехов у дедушки на заводе, знали фармацевтов-провизоров на работе у бабушки, поэтому мы совсем не боялись работать, наоборот, нам это всё очень нравилось и хотелось поскорее вырасти и тоже ходить на работу...
– Здорово!
– Шокировала вас, да?
– Я просто пытаюсь понять, откуда вы: тут прозвучали Пермь, Химки, Екатеринбург...
– Я родилась в городе Краснокамске – небольшом городке в сорока километрах от Перми. И вы знаете, когда я приехала в Березовский, то почувствовала себя здесь так уютно, будто вернулась домой, туда, где прошло моё детство – до 14 лет. И коллектив техникума под стать: душевный, домашний. Мне очень комфортно, я чувствую, что могу раскрыть свой потенциал, раскрыться, реализовать свои стремления. Даже не знаю, как благодарить за это решение наше руководство.
– Расскажите, как вам техникум, в каком состоянии приняли организацию?
– Нас ждут серьёзные изменения. Техникуму требуется ремонт – мы уже согласовали внутренние документы, подали запросы во все необходимые органы. Сейчас остро стоит вопрос финансирования. Думаю, мы его получим.
– Это вы всего-то за неделю сделали?
– Да. Я уверена, что сделаем ещё больше, а эта неделя действительно была плодотворной. Как я уже сказала, здесь потрясающий коллектив – сплочённый, имеющий общую цель: дать ребятам, которые здесь обучаются, максимум знаний и умений – в комфортных условиях.
– Вы имеете в виду косметический ремонт?
– Потребностей у техникума много, увы, не только в косметическом ремонте, но и в капитальном – здание достаточно старое, требует вложений. Так что ремонтов будет много и, хочется надеяться, что у нас будет возможность все эти потребности закрыть. Сейчас мы ведем переговоры с общественниками, с представителями бизнес-среды, рассказываем о том, как нам необходима их помощь.
– Такие объемы не всегда может реализовать даже регион.
– Это действительно так. Да, есть ряд проблем, которые нужно решить экстренно, думаю, на это хватит бюджета, выделенного министерством образования. Но есть и такие расходы, с которыми нам, наверное, не помогут. Поэтому мы призываем общественность к помощи: всё-таки это наши дети. Мы уже говорили с вами про кадровый голод – и этот вопрос по-прежнему актуален. Поэтому нужно понимать, что ребят мы должны воспитывать в профессии начиная с техникумов – в соответствующих условиях. Должны повышать уровень и престиж рабочих профессий на Урале. Должны отдавать дань тому месту, где мы живём. Рабочие профессии будут востребованы во все времена, но, к сожалению, эта информация не всегда доносится до подрастающего поколения правильно. Я же с уверенностью могу сказать: работа на заводе сегодня – это не про грязь, холод и безденежье, а про социальные гарантии, чистые цеха и мастерские.
– Сейчас эта история приобретает новый виток: заводы действительно, как фениксы, из пепла восстают. Со многими работодателями на территории мы тоже общаемся и обсуждаем вопросы, в том числе, и кадрового голода. Отмечают, что началась новая волна, когда люди стали вновь идти на заводы. И в этом смысле весь Березовский смотрит в сторону техникума «Профи», потому что это в принципе единственное среднеспециальное образовательное учреждение в городе. И учат здесь не менеджменту, а чему-то прикладному…
– Тут вы затронули тему несоответствия рынка образовательных услуг потребностям рынка труда. Да, вы правы, – мы с коллегами тоже обсуждали этот вопрос. Выстраивали стратегию развития, думали, как будем привлекать внешних партнеров. В первую очередь мы сейчас выстраиваем коммуникацию с теми предприятиями, которые являются по сути «конечными потребителями» наших услуг – будущими работодателями наших воспитанников. Задаем руководителям вопросы: какие именно кадры вам нужны? Сколько человек? Какими компетенциями они должны обладать? А готовы ли они взаимодействовать с нами в рамках учебного процесса? Нужны ли какие-то корректировки? Мы предлагаем установить в учебных мастерских то же оборудование, которое стоит на заводах, куда ребята потенциально пойдут работать. Здесь мы максимально открыты. И, конечно, вы правы в том, что мы наблюдаем новый виток популярности рабочих профессий: заводы возрождаются – и это прекрасно, так заведено на нашей земле: Урал – опорный край державы. Мы готовы не просто поддерживать эту тенденцию, мы готовы вести работы по формированию правильного мышления, правильного образа рабочего, инженера и всех тех специалистов, которых мы обучаем.
– Тут есть важный момент – формирование «лица» техникума в глазах родителей, в глазах будущих студентов: вы как-то эту работу себе уже представили? Хотите ли что-то делать в этом направлении? Отношение к техникуму в городе скептическое, будем честны, как к чему-то низкого сорта, хотя, честно признаюсь, у меня отношение поменялось года 4-5 назад, когда нас позвали в экспертный совет принимать практические работы у студентов. И я помню, как сильно тогда удивился, познакомившись с ребятами и увидев их работы.
– Вдохновляюще?
– Абсолютно вдохновляюще. Это были работы по предпринимательству, и я, конечно, в таком восторге отсюда вышел. Вы что-то себе уже наметили в этом направлении, чтобы изменить отношение людей?
– Тут вы, конечно, правы: информирование, информационная подкованность – это первая мера профилактики в работе с той или иной проблемой. И я вижу здесь «слепое пятно»: в техникуме не был в достаточной степени реализован блок информационного сопровождения. У нас замечательно ведется работа в группе «ВКонтакте», но другие механизмы не были задействованы. Мы провели анализ контактных точек с родителями, с потенциальными студентами, с потенциальными партнерами техникума. И в ближайшее время составим план мероприятий по популяризации и формированию имиджа техникума. Нам необходимо рассказывать о том, что здесь происходит, показывать внутренние процессы. Планируем даже внести изменения в оргструктуру, создать отдельный блок, медиагруппу, которая будет работать с этой информацией. И в нее мы бы хотели включить наших студентов: что может быть лучше информации, сформированной самими студентами для потенциальных студентов? Кроме того, в этой среде растет и развивается история волонтерства, которая сейчас очень востребована. Я хочу, чтобы уже в ближайшее время вы увидели плоды этой работы.
Если же говорить о привлекательности техникума для абитуриентов, то и в этом направлении мы ведем работу. На повестке серьезный вопрос: нам важно, чтобы дети, которые отучились в техникуме, получили возможность трудоустройства. Мы, конечно, не можем называть его гарантированным, но стараемся «замкнуть цикл». Это еще одна причина, почему мы выходим на потенциальных работодателей и просим их составить запрос-заявку на тех или иных специалистов. Не исключено, что это приведёт к корректировке учебных планов, модернизации прикладных дисциплин и возможности проходить практику «на местах».
– Вы сейчас говорите о предприятиях всей области или только Берёзовского?
– Пока мы работаем исключительно с Берёзовским, на благо Берёзовского и учим детей из Берёзовского. В будущем у нас появится возможность переводить детей на индивидуальный план обучения – буквально на днях я подписала приказы, согласно которым шестеро наших студентов перешли на такую форму: уже со второго курса, параллельно с учебой, они смогут начать работать и зарабатывать.
– То есть это что-то вроде целевого обучения? Уже с привязкой к определённому предприятию?
– Не совсем. Скорее, это возможность для студента совмещать работу и учёбу, что называется, легально: без прогулов занятий и без нареканий со стороны работодателя. Наша задача – создать такие условия, при которых наш воспитанник в итоге получит работу по своей специальности. Это вполне реально.
– Вы упомянули мастерские. В каком они состоянии? Объясню, почему такой вопрос. В последние годы «Профи» не был открыт для общественности, для СМИ. И, естественно, ходило очень много слухов, что мастерские в ужаснейшем состоянии. Как вы оцениваете их состояние и что думаете сделать такого, чтобы они заработали на полную, если их состояние действительно плачевное?
– Я не буду отрицать, что материально-техническая база далеко не в идеальном состоянии. Некоторые мастерские на самом деле требуют к себе повышенного внимания. Но, как я и говорила, мы уже подготовили всю необходимую документацию, «открыли карты» и надеемся на поддержку министерства образования. Это наш общий интерес – восстановить всё, что было утрачено. Но опять же, в защиту техникума хочу сказать, что здесь потрясающего уровня специалисты. Ведь, какая бы ни была красивая и опрятная мастерская, если в ней работает неквалифицированный преподаватель, толку от неё просто не будет. Что же касается штата преподавателей «Профи» — это квалифицированные специалисты, которые способны передавать знания и навыки абсолютно в любой ситуации, мы ими бесконечно гордимся. Будем усиливать их профессионализм за счет материально-технической базы.
– Вы уже не в первый раз делаете комплименты коллективу техникума. А с собой кого-то приведёте или, может, уже привели?
– Да. Команда обновляется постепенно. Дело в том, что в настоящее время в техникуме достаточно много вакантных мест, так что мы не увольняем действующих сотрудников, а пополняем штат.
– Это ваши знакомые, бывшие коллеги?
– Мы вращаемся в узком профессиональном кругу и, наверное, все друг друга знаем. Но, отвечая на ваш вопрос, – нет, моих «прямых коллег» тут не будет. Просто в силу того, что у меня был несколько иной профиль работы. Помимо благотворительной деятельности, я до недавнего времени – совместно со своим научным руководителем – преподавала менеджмент в РАНХиГС, являюсь соискателем степени кандидата наук, так что у нас с руководителем была возможность вести инновационный менеджмент и менеджмент управленческого анализа. Это всё же иной профиль. Но коллег и специалистов в моей нынешней сфере я знаю и могу обратиться к ним за поддержкой.
– Не могу не спросить про недавний инцидент со студентами техникума, которых отчислили за устроенную ими небольшую диверсию. Меня интересует их судьба.
– Они были восстановлены. С ними проведена работа. Искренне надеюсь, что больше подобных инцидентов у нас не повторится. А вообще, техникум прекрасный, городу Берёзовскому с ним повезло. Не устану говорить хвалебные слова в адрес коллектива, которому небезразлична судьба техникума. Также хочу отдельно отметить: кабинет директора всегда открыт для преподавателей и студентов техникума. Готова дать свой номер сотового. Этому меня научил высший менеджмент: какой смысл звонить в приемную или секретарю, если вопрос срочный? Я, к тому же, много времени провожу в классах и в мастерских, выстраиваю коммуникации. Выступаю за полную открытость.
Признаюсь: это было моё первое наблюдение – техникуму не хватало такой открытости. Общественность Берёзовского, кстати, тоже настроена на взаимодействие и сотрудничество, так что, я думаю, это будет максимально эффективный путь, когда все друг другу идут навстречу. Кабинет открыт и для детей – у меня есть конфеты! Я являюсь шефом детского дома, в нем работает замечательный директор Нина Васильевна Макаренко. Фамилия у неё такая яркая, звонкая. И характер такой же: у неё всегда в кабинете стоит огромная ваза, полная конфет, к ней все время приходят дети. И это так приятно! Я вот тоже люблю конфеты. У родителей парочку взять в карман – и ты с ними идёшь такой довольный, согретый этой теплотой и заботой старших. Поэтому у меня здесь тоже всегда стоит ваза с конфетами, ребята приходят – я их угощаю. Стали ходить часто, честно скажу. И это хорошо.
– Анастасия Сергеевна, вы упомянули звонкую фамилию. Мы не можем не упомянуть вашу звонкую фамилию. Когда делали первый пост, что новый директор вступил в должность, было опасение, что в комментариях начнётся взрыв. Но взрыва не произошло, удивительно. Потрясающий отклик комментаторов: много пожеланий успехов, надежда на то, что всё будет хорошо.
– Да, я тоже ждала, что выходные у меня будут испорчены (смеётся).
– Как вы с точки зрения морального стержня относитесь к возможным инсинуациям, которые нет-нет, но всё равно могут произойти?
– Вы знаете, мне, наверное, нечего бояться и нечего стесняться. Я абсолютно открытый человек – и демонстрирую это своими поступками, поведением. Вступление на эту должность произошло с разрешения и благословения Эдуарда Эргартовича. В нашей семье принято уважать и почитать старших, советоваться с ними. Надеюсь, что смогу оправдать оказанное мне доверие. Надеюсь, что моих компетенций, сил и здоровья хватит, чтобы решить все проблемы, поставить новые задачи и добиться их реализации.
– Расскажите немного о своей семье. Вы говорили про бабушку и дедушку, с которыми ходили на работу. Вы уже тогда понимали, что хотите стать руководителем? Или кем всё-таки маленькая Настя хотела стать?
– Мне часто задают этот вопрос. Кем я хотела стать? Много кем. Наблюдала за поваром и вдохновлялась им. Видела медика скорой помощи – и хотела так же. Правда, и «перегорала» быстро. Достаточно рано стала догадываться, что у меня может хорошо получиться работать с людьми. Со временем, столкнувшись с карьерным консультированием, поняла, что интуиция меня не подвела: я пришла именно в ту точку, где и должна была быть. И все мои образования, и все мои профессиональные пробы – как надстройка – шли друг за другом.
Если же говорить о себе и своём досуге, то сегодня моё любимое занятие – это бег: моя отдушина, возможность «отключить голову», расслабиться. Это необходимость в условиях того уровня напряжения, который присутствует в моих рабочих процессах.
– Бег недавно возник в вашей жизни?
– Чуть больше года назад. Муж моей сестры бегает, и я, как человек, увлекающийся процессами, «подсела» на это занятие. К тому же, бег сформировал вокруг себя определённое сообщество людей, которые на первый взгляд могут показаться немного безумными, но на самом деле они – очень интересные. Я присоединилась к беговому сообществу, начала тренироваться с профессионалом, приняла участие в нескольких достаточно серьёзных соревнованиях: например, пробежала полумарафон «Лужники» через четыре месяца занятий, совершила несколько трейловых забегов по пересечённой местности. Я надеюсь, что в Берёзовском мне тоже удастся побегать, здесь есть Тропа здоровья, я часто ей пользуюсь и знаю этот маршрут.
– У нас есть замечательный стадион!
– Да. Слышала, что 9 мая планируется забег, возможно, мы с коллегами примем в нем участие (встреча с Анастасией Россель состоялась 24 апреля, – прим. ред.). Да и в дальнейшем я с радостью поддержу городские спортивные мероприятия. В том числе и потому, что наших студентов нужно приобщать к спорту. А как их приобщать, если не своим примером?
– Хочу отметить, что студенты «Профи» всегда принимают активное участие в городских мероприятиях, в том числе спортивных. А ещё студентов всегда отмечают в волонтерских историях.
– Ребята вообще молодцы, они никогда не отказывают в помощи. Я здесь чуть больше недели, а со мной уже все здороваются. Все эти дни я постепенно переносила сюда часть своей жизни, ходила с тяжёлыми сумками – и ни одной не донесла до кабинета сама: студенты помогали.
– Какие ещё качества и опыт будут вам помогать в этой должности?
– Хороший вопрос. Здесь, я думаю, и коммуникации с бизнес-средой, и с государственными учреждениями, и с родительским сообществом, и с детьми. Надеюсь, что я смогу вступить в гармоничную коммуникацию со всеми.