Практически каждый школьник Берёзовского, планирующий сдавать ЕГЭ и ОГЭ, и его родители знают о «Новой школе» – центре подготовки к экзаменам в нашем городе.
Но помимо основной коммерческой деятельности в помощи будущим выпускникам центр реализует два благотворительных проекта, поучаствовать в которых можно бесплатно. Главное, чтобы знания этих проектов были необходимыми.
Инклюзивный клуб для родителей
Реализуемый на средства благотворительного фонда «Абсолют-помощь» проект помощи направлен на психологическую и юридическую поддержку тех, о ком в инклюзии чаще всего забывают, – родители, попавшие в такую трудную жизненную ситуацию, как ребенок-инвалид,
– В обычном процессе обучения всегда есть 3 стороны – ребенок, родитель и учитель. И все эти стороны должны находиться друг с другом в понимании, – объясняет специалист по связям с общественностью и помощник куратора проектов София Симакова. – В инклюзии это работает чуть ли не сильнее. Большинство инклюзивных проектов направлены именно на детей, но никто не подумал о том, что родителям тяжело не меньше, чем их чадам, и с ними тоже нужно работать, поддерживать, помогать. Чаще всего родители достаточно сильно устали, плюс им нужно дополнительно разбираться, какие у нас существуют законы для инвалидов, меры государственной и правовой поддержки. Это выматывает, а результатов при самостоятельном поиске практически не прибавляется.
Совместно с некоммерческой организацией «Благое дело» специалисты Новой школы приступили к разработке инклюзивного родительского клуба для проработки как осведомленности в законах, так и психологического стабильного здоровья. Для родителей такая помощь оказывается бесплатно. Проект предполагает два вида встреч, различающихся как направленностью, так и количеством участников: онлайн и офлайн. Онлайн-лекции проходят в интернете и охватывают правовые темы. На первой лекции юрист из Московской коллегии адвокатов уже рассказал желающим о правовом статусе человека-инвалида и его опекуна. К онлайн-встречам может подключиться любой заинтересованный темой человек, участников может быть неограниченное количество. Цикл подобных лекций рассчитан до июля.
Офлайн-встречи – это мастер-классы под руководством опытного психолога. На протяжении 2 часов родители восстанавливают свой внутренний ресурс, задают интересующие вопросы специалисту, общаются друг с другом, проговаривают свои проблемы и получают поддержку с помощью арт-терапевтических методик.
– И у нас есть замечательный психолог, занимающийся тем, что ведет мастер-классы по восстановлению ресурсов, – с гордостью рассказывает София. – Цели мастер-классов: чтобы родители не унывали в сложившейся ситуации, чтобы у них была возможность общения с такими же, как они, и с собственными детьми на равных, чтобы у них была мотивация двигаться вперед, чтобы они немного отдохнули, пришли в себя, и жизнь для них уже не казалась такой мрачной. Первая встреча у нас прошла очень душевно.
Встречи в группах, к сожалению, пока что ограничены: размерами помещений в «Новой школе», тем фактом, что каждому человеку нужно уделить внимание, а также антиковидными мерами. Будет проведено по восемь очных встреч и онлайн-лекций. Ссылки на онлайн-лекции можно найти в социальных сетях «Новой школы» и организации «Благое дело».
Главная фишка проекта в том, что и на тех, и на других лекциях специалисты отвечают на вопросы, заданные самими родителями.
– Многого они, пусть и живут непосредственно с ребенком-инвалидом, сами не знают. Соответственно, у них опускаются руки, становится не по себе. Но люди с органиченными возможностями здоровья во многом не оторваны от общества, они тоже могут работать, некоторые даже развивают свой бизнес. Уже взрослые, они знают о своих правах и силах, знают, что мир не закрылся от них. Нужно только немного помочь найти эту опору для успешного развития, – уточняет София Симакова.
Сейчас проект не направлен на работу с детьми, но в будущем имеет все шансы развиться в более масштабный, сильный проект, если будет востребован. Программа выстраивалась и продолжает выстраиваться по ходу дела, по актуальным запросам участников. Такой проект не может иметь строгие рамки. Пока что руководители строят программу на основе: «Мы готовы помогать – скажите только, чем». У инклюзивного клуба есть чат с родителями, где организаторы оповещают их о предстоящих встречах, собирают вопросы и обратную связь, поддерживают.
– Как-то так получилось, что на первом этапе у нас собрались родители, дети которых – с ментальными особенностями развития. Но мы не подразделяем, мол, дети с физическими особенностями – в одну группу, а с ментальными – в другую. Родителям независимо от особенностей ребенка в большинстве случаев нужна одна и та же психологическая поддержка, юридическая помощь, – рассказывает София.
«Психолог для подростка»
Второй бесплатный для участников проект «Новая школа» разработала и реализует на собственные деньги. «Психолог для подростков» – система тренингов по темам, наиболее важным для подростков до 18 лет, по основным наболевшим вопросам: кем я буду, что мне делать, куда идти, школа ведь заканчивается, все наваливается, как снежный ком…
На занятиях ребята вместе с психологом сидят в кругу и прорабатывают вопросы по заданной теме. К примеру, в уже минувшие осенние каникулы проходил тренинг: «Целеполагание и тайм-менеджмент». Подростки разбирались в себе: какие цели – ложные, какие – истинные, что важно, а что просто сверху надавило и не отпускает, как выстроить свой день, и так далее. Всего за три недели маленькими группами до восьми человек курс прошло около 38 детей. В январе организаторы планируют провести тренинг по мотивации и внутренним ресурсам, а ближе к маю школьники, особенно выпускники, смогут посетить занятия по борьбе с тревожностью.
– Эти тренинги направлены не только на то, чтобы дать школьнику возможность справиться со стрессом во время учебы, перед контрольными и экзаменами. Это даст им возможность и во взрослой жизни быть более собранными, спокойными, уметь анализировать себя и свои возможности, – объясняет София.