Берёзовский музей золото-платиновой промышленности будет кардинальным образом изменен – площадь его здания, расположенного на ул. Коммуны, 4, увеличится в три раза, изменится фасад, да и называться он будет лаконичнее – Музей золота. Зато обретет значимость международного уровня.
Если раньше музей позиционировался как городской, то сегодня разработчики проекта хотят расширить и возвысить значение нашего музея и позиционировать территорию Берёзовского и Свердловской области как Родину русского золота, сделав из этого узнаваемый не только в России, но и в мире, туристический бренд. Он призван внести свой весомый вклад в развитие въездного туризма на Среднем Урале.
Объемный макет в масштабе 1:25 будущего Музея золота в пятницу, 20 января, был презентован местной общественности. А заместитель директора Свердловского областного краеведческого музея по музейным проектам Владимир Быкодоров вкратце рассказал о том, что будет представлять собой экспозиция Музея золота, какие темы она раскроет, и какие новые технологии будут применены, чтобы максимально увлечь посетителей в процесс знакомства с этим драгоценным металлом и его историей. Все музейные экспонаты, которые ранее выставлялись в музее золото-платиновой промышленности найдут своё место в Музее золота, кроме того, экспозиция будет пополнена новыми экспонатами. На эти цели областной бюджет выделяет 5 млн руб. В музее, обещает Быкодоров, будут собраны все мировые артефакты, изготовленные из золота.
– Но ни грамма настоящего золота в музее не будет, потому что, в таком случае, музей надо будет охранять как банковское учреждение, и вход в него будет также затруднен, как в Алмазный фонд или Оружейную палату, – смеется Владимир Петрович. – А наша задача сделать музей абсолютно открытым.
На реконструкцию здания из областного бюджета выделено более 20 млн руб., но для того, чтобы начать ремонт, здание музея должно будет перейти из муниципальной собственности в областную. Как предположила генеральный директор Свердловского областного краеведческого музея Наталья Ветрова, произойдет это уже в середине февраля. Но, как выяснилось в ходе обсуждения, такие вопросы, как организация парковки возле здания, останутся «головной болью» местных чиновников – в смету благоустройство не вошло.
– Этой встречи бы не состоялось, если бы не неравнодушие жителей Берёзовского, – начала свою речь Наталья Ветрова, напоминая о том, что возрождение музея стало возможным благодаря почётному гражданину города Виктору Максимову. Он не побоялся поставить больной для города вопрос о разрушающемся здании музея золото-платиновой промышленности перед губернатором Александром Мишариным во время его визита в Берёзовский. Тогда, 29 сентября, в зале Дворца молодёжи Александр Сергеевич публично пообещал открыть восстановленный музей к ближайшему Дню города Берёзовского. Это решение жители встретили бурной овацией. Сегодня реконструкция музея ориентирована на те же сроки, но все, кто причастен к воплощению этого проекта, признают, что это очень «тяжёлый срок» и уложиться в него будет очень не просто.
Сам Виктор Максимов на презентации макета молитвенно попросил всех ответственных за воплощение проекта – не торопиться с его реализацией, чтобы спешка его не загубила. Он предложил приурочить открытие музея к другой дате.
– В ноябре будет Музею золота 55 лет – дай бог бы к этой дате подготовить! – волнуясь, сказал Виктор Иванович.
Эта идея сразу понравилась главе города Евгению Писцову, который также присутствовал на презентации. Он пообещал написать письмо губернатору с тем, чтобы предложить перенести открытие музея на ноябрь. Но больше всего споров вызвал вид самого здания музея. «Бетонная коробка» почти никому не пришлась по вкусу. Даже один из авторов проекта, исполнитель макета здания Музея золота Михаил Чарин признался, что, когда увидел строительный проект будущего Музея, расстроился и, чтобы как-то реанимировать скучную серую коробку, предложил «пустить» по всему фасаду золотую жилу, что в итоге и было сделано. Понимание того, что после реконструкции здание музея – купеческий дом, построенный еще в 19-м веке – навсегда исчезнет с лица города, стало большим ударом по патриотическим чувствам березовчан. Было высказано несколько предложений, чтобы избежать такой участи. Во-первых, построить здание музея на новом месте, а старое причислить к памятникам архитектуры и обращаться с ним соответствующим образом. Во-вторых, разработать другой проект, в котором хотя бы часть дома или лицевая сторона фасада были бы сохранены в первозданном виде.
На эти замечания и предложения Наталья Ветрова и заместитель министра культуры и туризма Олег Губкин реагировали, заметно нервничая. Они каждый раз поясняли, что проект уже принят за основу на специальной комиссии в Минкульте, и вносить такие фундаментальные изменения в проект уже никто не будет хотя бы потому, что и без них министерство с трудом укладывается в утвержденные губернатором сроки.
– Мне совершенно не понятно: проект принят, а для чего вы всех нас сюда пригласили? – не скрывая своего раздражения спросил Валерий Лобанов, берёзовский бизнесмен, который вот уже несколько лет занимается темой истории золота и въездного туризма. – А как так проект приняли без обсуждений? Без меня всё решили, без березовчан!
На это ответа у Натальи Ветровой не было, она лишь отметила, что в основу разработки проектной документации по музею легли предложения березовчанина Виктора Земских.
Несмотря на нежелание вносить серьезные изменения в утвержденный проект, все высказанные на презентации пожелания березован по Музею специалистами министерства культуры были услышаны. Возможно, учитывая резко негативную реакцию, чиновники сумеют отыскать компромиссный вариант. По крайней мере, такое развитие ситуации не исключает разработчик проекта Михаил Чарин и утверждает, что готов приступить к его доработке в любой момент.
Экскурсия в будущую экспозицию Музея золота
Авторы будущего Музея золота при разработке экспозиции выстроили её как драматургическое произведение, где есть затравка, развитие и катарсис. Все пять выставочных залов музея имеют не только свое оформление, но и индивидуальное звуковое сопровождение: где-то будет звучать известная ария «Люди гибнут за металл», а где-то – другое акустическое оформление.
Вестибюль. С первых минут пребывания в музее гость сможет погрузиться в атмосферу золотого металла и даже подержать его символ в руках – в гардеробе будут выдаваться бирки в виде маленьких слитков золота.
Зал №1. Сокровищница
Здесь начинается повествование о сложных взаимоотношениях золота и человечества – двух главных действующих героев. Зал будет условно поделен на три раздела. Первый – «Золото в истории», покажет историю его добычи в мире от Египта, Средней Азии, Средиземноморья до Южной Америки. Будут представлены образы и муляжи реально существующих археологических золотых изделий, известных во всём мире. Раздел «Золото в легендах» – это образная реконструкция утраченных или уничтоженных золотых артефактов, которые остались в памяти человечества: например, статуя Зевса в Олимпии – одно из чудес света. И третий раздел в этом зале – «Золото в мифологии». Золото представит нам символы и образы, запечатленные в мифах, эпосе, сказках, сложно вплетённых в систему разных народов мира. Этот зал покажет, что маленький город Березовский и Свердловская область прочно вписаны в мировую историю добычи золота.
Зал №2. Первенец
Здесь посетители узнают, как искали золото в России со времен Ивана III до эпохи Петра I. Особо выделены находки Леонтия Пигалева и Ерофея Маркова. В этом зале будет показан конфликт, выраженный в нескольких аспектах. Первый, есть золото – найти не можем. Второй – нашли золото, но при извлечении получается очень мало металла. И третий – золото-то добываем, а богатства стране оно не приносит. Это вершина прохождения музейной экспозиции.
Зал №3. Старатели
Фактически, это зал золотой лихорадки, которая началась с Урала и потом охватила многие страны мира. Началось всё с открытия Льва Брусницына, не только выведшего Россию в лидеры мировой добычи золота, но и повлиявшего на мировую историю и открытие новых россыпей золота по всему миру. В этом зале драматургически происходит развязка. Представлены схемы россыпей Урала от Сосьвы до Миасса. Часть пола в этом зале вымощена теми самыми знаменитыми чугунными плитками из церкви, где бывал Александр I со своими спутниками во время приезда на Урал. Здесь мы увидим личные вещи уральских золотопромышленников. Узнаем, как жили разные люди, имеющие отношение к золотодобыче. Во всю стену в зале будет красоваться панорама Берёзовского прииска. Перед посетителями в этом зале возникнут лазерные бесплотные образы героев сказов Бажова – Великий Полоз, мураши в золотых лапоточках, Огневушка-поскакушка и другие.
Зал №4. Штольня
С помощью художественных способов, специального света, который рождает неверно колеблющиеся тени, напоминающие «об ушедших в гору», создается иллюзия, что мы находимся в шахте, в которой добывается золото. Здесь можно будет увидеть суровые орудия наказания, которые применялись к рабочим. Узнаем, как совершенствовались технологии добычи золота. Здесь же будут представлены орудия труда, которые на протяжении многих лет жители Берёзовского собирали и отдавали в музей золото-платиновой промышленности. По стене рудника проходит, как и на фасаде здания, золотая жила и тонкая красная линия, которая символизирует революцию 1917 года и является границей эпох. Шахта выводит нас из давно минувших дней в современность.
Зал №5. Земля золотая
Сегодняшняя история Берёзовского и золотодобычи в XX-XXI веках. В витринах, планшетах, инсталляциях зала «Урал – земля золотая» будет показано развитие берёзовского рудника, его история и настоящее. Узнаем, какое место его золотодобыча занимает в российском и мировом масштабах. В этом зале будут представлены материалы об участии березовчан в Великой Отечественной войне. Мы узнаем, как добывалось золото в годы войны, и какое стратегическое значение это имело для нашей страны. Далее посмотрим на послевоенное время – развитие Берёзовского и строительство первого панельного дома. На большом экране в углу зала будет показываться фильм о современной добыче золота. Для того, чтобы зрителям было удобно смотреть эти фильмы, будут использоваться пуфики в виде золотых слитков. После этого зрители снова попадают в зал «Сокровищница». Там на специальной сенсорной стене можно будет увидеть применение золота в современном мире – в технике, медицине, нанотехнологиях.
Кроме этого, в проекте предусмотрен выставочный зал музея, для того, чтобы можно было освежать стационарную экспозицию выставками творчества березовчан – детей, художников, фотографов и так далее.
Во дворе разместится старательский дворик для того, чтобы можно было почувствовать себя в «шкуре» старателя – своими руками попробовать намыть хотя бы немного золота.
Мнения
«Не забудьте Казимирского»
Александр Ястребков, председатель Союза золотопромышленников Урала:
– Я предполагаю, что сегодня сделан большой шаг вперед к тому, чтобы мечта березовчан по реанимации музея стала близка к разрешению. Что сегодня настораживает – стоимость проекта будет гораздо выше, чем выделены средства. И второе, часть финансирования на сегодня находится в муниципалитете, часть – через министерство, вопросы решаются на уровне Мингосимущества, видимо, это будет имущество областное, деньги – в муниципалитете. У меня пожелание, чтобы эти вопросы не стали камнем преткновения. Что касается самого проекта, обратите внимание, например, золотая жила на фасаде здания. Как профессионал я скажу, что золотых жил вообще нет, вот, это через всю стену – явный перебор. Хотелось бы, чтобы в этом проекте несколько большее внимание было уделено именно берёзовскому руднику, чтобы он не пропал в общем объеме информации. Еще, кроме Ерофея Маркова и Льва Брусницына, есть третий человек, у меня просьба – не забыть его – Казимирский Владимир Филиппович (бывший главный геолог Берёзовского рудника – прим ред.). Это человек, который открыл глубокие горизонты, и Берёзовский рудник еще 148 лет может на сегодняшнем уровне добычи существовать. Мы планируем в день геолога 4 апреля этого года заложить мемориальную доску на доме, где он жил.
«Успеть до кризиса»
Виктор Земских, почетный гражданин г. Берёзовского:
– Проект очень хороший, и, самое главное, надо его осуществить как можно быстрее. Впереди надвигается кризис, он сразу же поставит крест на деньги, которые выделяются на такие проекты, как музей. Поэтому проект нужно осуществлять в те сроки, которые нам обещал губернатор. Это первое. Второе, я бы добавил в проект раздел организации работы музея, где надо показать штат, финансы, рекламу – это важно для эффективности работы, авторитета, популярности музея. У областных организаций опыт в этих делах больше, и для нашего музея это было бы очень полезно. И третье предложение, которое, может быть, пригодится в будущем. Очень хорошо описал Берёзовский и речку Берёзовку в своем романе «Золото» Мамин-Сибиряк, а Джек Лондон очень хорошо описал север, Аляску и ручей Эльдорадо – это такой же ручей, как Берёзовка. Напрашивается скульптура: Мамина-Сибиряка посадить рядом с Джеком Лондоном, они разговаривают о золоте, о добыче и омывают ноги в двух ручьях.
«Надо показать людей»
Константин Грюнберг, уральский скульптор:
– Во главе угла в Музее должен стоять Лев Брусницын, вне всякого сомнения. Валерий Анатольевич Лобанов благодаря своей инициативе на Ивановском кладбище отыскал останки Брусницына, эксгумировали их, громадная работа была проведена, и сделан был портрет, который сейчас находится у Лобанова. Все дела в музее должны развиваться художественно. Я был в одном атомном музее – богатый музей, всё там сделано, но люди там не показаны, там есть фотографии, картинки. И я хочу сказать, что должны быть, прежде всего, изображены люди, люди в их нечеловеческом, в их ужасном труде, чтобы это были чалдоны уральские, небритые и нестриженые. И в конце концов, надо показать, что это был ссыльный город. Поэтому идея должна быть так решена – это должен быть художественный музей. И, разумеется, перед самим музеем должен стоять бюст Льва Брусницына. По поводу фасада, не в обиду будет сказано, мне он совершенно никак не импонирует, обыкновенное серое здание – ничего в нем интересного нет, а уж какое будет наполнение – это дело администрации.
«У здания нет лица!»
Вера Бирюкова, заместитель руководителя турагентства «Aurum»:
– Такое упущение, что этот дом (здание музея, по улице Коммуны, 4 – прим ред.) у нас до сих пор не является историческим памятником. Там ничего не надо достраивать. Я смотрю на этот замечательный дом (макет будущего здания музея – прим. ред.), действительно интересно – золотая жила идет, и это говорит нам, что это будет Музей золота. Но а лица, лица у этого здания нет! А если сохранить старое здание, отремонтировать, привести по фотографиям к тому, каким оно было в девятнадцатом веке? У нас маленький городок, исторических памятников очень мало, так ведь надо их сохранить! Почему об этом не подумали раньше? Город пошел бы навстречу, если бы согласились с тем, чтобы оставить лицо этого здания, пускай даже только какая-то лицевая сторона. Если старого здания не будет видно, и городского музея не станет.
Читайте также:
Общественности показали, как будет выглядеть Музей золота в Берёзовском (+ ПРЕЗЕНТАЦИЯ)