Эксперты Nielsen выявили рост трат россиян на алкоголь в 2019 году.
Россияне в 2019 году придерживались сберегательной модели потребительского поведения. Экономили почти на всем: на обуви, одежде, бытовой технике, следует из данных Nielsen. В то же время, драйвером продаж в потребительском сегменте оказался алкоголь.
В 2019 году единственной категорией среди товаров быстрого потребления, траты на которую увеличились, стал алкоголь, следует из исследования международной консалтинговой компании Nielsen. Эти результаты опубликовала «Газета.Ru».
Россиянам пришлось сократить затраты на развлечения и отдых, поскольку из-за снижения доходов на них почти не остается средств. Но на алкоголе в прошлом году не экономили — рынок вырос и в объеме, и в денежном выражении. В последнем квартале 2019 года экономить вынуждены более 70% россиян, — по данным Nielsen.
Экономных россиян стало за один только четвертый квартал на 1% больше. Реальные доходы населения практически не растут два последних года. В 2018 году они увеличились всего лишь в пределах статистической погрешности — на 0,1%. Аналогичный рост показал 2019 год — тот же 0,1%, следует из презентации Nielsen.
В отрицательной зоне реальные доходы находятся с 2013 года. Тогда они ушли в минус на 4%. В год введения санкций против России снизились еще на 1,2%, а в 2015 — до 2,4%. «Дно» по реальным доходам было в 2016 году — минус 4,5%. По данным Росстата, рост в 2019 году составил 0,8%. Вместе с доходами падала розничная торговля.
В 2013 году она обвалилась на 3,9%, в 2015-м — сразу на 10%. Обороты ритейлеров начали расти только в 2017 году — на 1,3%. По итогам 2019 года темпы роста остались на том же уровне, подсчитали в Nielsen.
Потребительское доверие падает
Индекс потребительского доверия рассчитывается компанией Nielsen по таким параметрам, как цены на продукты, коммунальные платежи, гарантия занятости и другим. Он снизился у россиян в 2015 году и так и не вернулся к докризисному уровню.
Самый низкий показатель индекса потребительского доверия был зафиксирован в первом квартале 2019 года. Если сопоставить текущую ситуацию с 2005 годом, когда российская экономика была на пике роста, он снизился с 106 пунктов в 2005 году до 68 пунктов в конце 2019 года.
Сейчас в первую очередь россияне экономят на одежде: как показало исследование, в четвертом квартале сократить траты на эту категорию пришлось 59%. На развлечениях экономят 56% россиян. Переключаются на более дешевые бренды — 54%. Экономят на отпуске — 47%. Обновление техники откладывают 38%. В итоге более 70% россиян сказали, что они экономят по этим параметрам. И таких экономных россиян стало на 1% больше за один только четвертый квартал прошлого года.
При этом, сегмент FMCG, к которому относятся продукты питания, бытовая химия, напитки, сигареты (от английского fast moving consumer goods — быстро оборачиваемые товары), показывает рост. Но его обеспечивает не потребление, а увеличение цен: Продажи товаров FMCG в натуральном выражении в прошлом году снизились — на 0,6%. Но рынок вырос к 2018 году с 4,1% до 4,3% — за счет удорожания товаров.
Рост рынка товаров повседневного спроса в денежном выражении обеспечивали, прежде всего, сигареты — продажи по этой категории увеличились 1,35 процентных пункта в прошлом году. Но в штучном выражении они сократились на 2,9%.
Как выяснили в Nielsen, только четверть продовольственных категорий растет в натуральном выражении, драйвером роста стал алкоголь. Именно выпивка стала единственной категорией, которая показала и штучный, и денежный рост.
На чем не экономят россияне
По данным Nielsen, продажи алкоголя в 2019 году в России выросли на 2% в натуральном выражении и 4,2% в денежном. Наиболее значительный рост был в категориях джина и виски — на 26% и 15,8% соответственно. Самая большая доля продаж приходилась на пиво — 42,8% в стоимостном выражении.
Отрицательную динамику среди алкогольных напитков показала только водка — сокращение составило 2% в натуральном выражении и 0,1% — в денежном. Тренд на рост потребления алкоголя подтверждают и данные РАНХиГС за январь — июль 2019 года (последние доступные данные), продажи алкогольных напитков выросли на 1,9%, но темпы замедлились к предыдущему году. Годом ранее они росли на 2,2%.
Эксперты расходятся в статистике потребления водки — по оценкам РАНХиГС продажи за прошедший год выросли на 1,5%, а темпы роста соответствовали уровню 2018 года. Данные могут разниться из-за того, что мониторинг Nielsen составлен по предпочтениям жителей городов. Производители алкоголя реагируют на финансовое самочувствие российских потребителей: одним из трендов стала продажа алкоголя в небольшой таре, который расположен в прикассовой зоне.
Наибольшим спросом пользуется продукция бюджетного ценового сегмента, тогда как средний сокращается, а премиальный сегмент продается в основном за счет проведения промоакций, также заметили эксперты Nielsen.