Помните, как прошлой весной к «Современнику» протянулась синяя дорожка? Именно там проходила Всероссийская премия в области организации массовых мероприятий «Золотая легенда»; она присуждалась специалистам сферы за различные творческие достижения.
Её организовал руководитель «Дирекции городских праздников» Павел Баранчик вместе с Игорем Увенчиковым, издателем московского журнала «Праздник». Участникам событие понравилось, а потому сегодня уже можно анонсировать Березовскому «Золотую легенду. Эпизод 2». Мы пообщались с нашим главным затейником и выяснили много интересного.
– Павел Владимирович, как возникла идея проекта?
– В разных сферах существует очень много профессиональных премий, но в нашей сфере, к сожалению, такая была всего одна. Она существовала с 2005 по 2019 годы, проходила в Москве и называлась «Грани Театра масс»; её проводили члены союза театральных деятелей Российской Федерации. Массовые формы – это именно то направление, в котором мы работаем. Но с 2019 года до сих пор ничего не произошло, премию никак не могут возродить, хотя попытки делаются.
Мы живём определёнными стереотипами – принято считать, что Всероссийская премия вручается обязательно в Москве. Где же это видано, чтобы в какой-то маленький город съехались режиссёры театрализованных представлений, постановщики городских мероприятий, праздников со всей страны, и в этом городе им начали места раздавать? А мы решили рискнуть. Благодаря «Граням» я познакомился с коллегами из разных городов страны и предложил им свой вариант. Всем идея понравилась, и уже второй год мы организовываем премию здесь, в Берёзовском.
– Кто будет оценивать работы?
– Для статусности и серьёзной поддержки у нас два организатора, два учредителя. Это наша «Дирекция городских праздников» и московский журнал «Праздник». Председатель экспертного Совета – Игорь Михайлович Увенчиков, который не является режиссёром по профессии, по диплому, но он режиссёр человеческих душ, это ему природой дано. Он часто ездит с мастер-классами, семинарами, тренингами и других режиссеров заставляет пересматривать все жизненные принципы и отношение к профессии, двигаться более энергично. Также в состав экспертного совета входят ведущие действующие режиссёры. У них у всех есть свои проекты, и не по одному в течение года, соответственно, они все находятся в процессе, в движении.
В 2023 году мы ввели специальную номинацию «Выбор коллег». Такое бывает очень редко. Надо понимать, что наш принцип: все участники равны. Мы все одного круга, мы все коллеги, которые делают одно дело. Разница лишь в том, что я работаю в таком учреждении, кто-то работает в учреждении чуть лучше, кто-то работает в учреждении чуть хуже, где-то финансирование чуть лучше, где-то чуть хуже. Но все эти люди, безусловно, любят своё дело, болеют и живут им. Это не просто работа, это их жизнь.
У нас нет разделения на «учитель-ученик», мы делимся опытом. Рассказываем, как живут в разных регионах. Страна-то, вроде бы, одна, а жизнь везде разная. И для того чтобы сгладить черту, мы ввели номинацию «Выбор коллег», то есть каждый участник имеет право оценить любую работу. По оценкам экспертов определяются лауреаты, оценка участников – это лучший проект, лучшая программа, по их мнению. Затем оценки экспертов соединяются с оценками участников, и таким образом у нас выявляется Гран-при. Это не новшество, в других профессиональных премиях такое тоже есть.
В этом году у нас новшество – специальная номинация «Проект эксперта». Повторюсь, эксперты действующие, им тоже хочется показать свои достижения, поэтому у участников появляется возможность оценить экспертов. Не все эксперты будут представлять мероприятия, но проекты остальных будут доступны на сайте. Так что любой желающий, как специалист-профессионал, так и обычный зритель, может зайти и ознакомиться.
– Как информируете потенциальных участников?
– Мы проводим рассылки по учреждениям, министерствам, отделам управления культуры по всем регионам и городам России. В этом году нас очень сильно поддерживает Свердловский Дворец народного творчества, и если в прошлом году форум в рамках премии мы проводили самостоятельно, то в этом году он состоится уже с поддержкой. Это семинар-практикум, который будет называться «Режиссёрский взгляд в прошлое и будущее. Факты и воображение». Каждый участник – участие в семинаре бесплатное – получит документ государственного образца о повышении квалификации. То есть это очень серьёзное дело, за что областному Дворцу отдельное спасибо. В качестве спикеров будут выступать наши эксперты. Программа у нас довольно насыщенная, очень много круглых столов, интерактивов с участниками. Если погода позволит, то режиссёр из Москвы Вячеслав Киселёв попробует провести режиссёрские учения в нашем Берёзовском ландшафте. Пока мы выбираем локацию, скорее всего, это будет Исторический сквер, чтобы далеко не ходить, к тому же пространство позволяет. Что это такое, я пока сам не знаю, чем-то удивит. Заставит мозг немножко работать динамичнее.
– Как участники заявляются на премию?
– Заполняют форму заявки, готовят презентацию, видеопрезентацию команды, ролик о проекте. Всё это отправляют нам по электронной почте, оплачивают организационный взнос.
Любой проект входит в определённую номинацию. По бюджету у нас четыре категории: до 50 тысяч рублей, до 100 тысяч рублей, до 500 тысяч рублей и выше 500 тысяч. Проекты рассматриваются именно в своём бюджете согласно критериям: эксперты смотрят на профессиональные особенности, и оценки ставятся именно за режиссуру, какие-то находки, ходы, спецэффекты, видеоконтент, звук, декорации, костюмы, и так далее. Затем все эти результаты переносятся в общую таблицу, то есть может победить проект с минимальным бюджетом. В этом тоже наше ноу-хау, такого в «Гранях» не было, и из-за этого у нас как участников было много переживаний, ведь Берёзовский оценивался наравне с Ростовом-на-Дону и Москвой.
В прошлом году мы оценивали только проекты, в этом будем выделять отдельных участников команды, то есть люди выходят на первый план. Это режиссёры, сценаристы, композиторы, видеоинженеры, художники по костюмам, то есть все, кто создает проект. Сначала будут люди, потом проекты.
– Сколько заявок на данный момент?
– Шесть проектов уже принято (интервью состоялось 3 апреля, – прим. ред.), на семинар уже около 30 заявок. Из участников прошлого года планируют многие, но пока не заявились. Ждём.
– Сколько ожидаете участников?
– Сложно сказать. В прошлом году изначально у нас было 54 проекта, но до самой церемонии дошло только 32. Мы вроде бы и в центре страны, а добраться бывает непросто. В этом году к нам приезжает эксперт из Владивостока, а это пересадки. Очень радует, что эксперты с радостью соглашаются, и, что интересно, они работают без гонораров. Мы оплачиваем им перелёт за счёт оргвзносов, но гонорары они не получают. Это люди довольно высокого уровня и полёта в нашей профессии.
– Какой вы видите цель премии?
Режиссёров в театре и кино знают все, а мы делаем одноразовый продукт, который «здесь и сейчас». Например, 9 мая мы сделали митинг, 10 и 11 мы его уже не повторим, не покажем. Кино идёт несколько сеансов в день, огромное количество людей может его видеть и знать. А наши имена неизвестны широкой публике, и одна из задач премии и моя лично – донести до обычного человека, что праздники просто так не делаются. За ними стоят люди, их эмоции, нервы, порой даже здоровье. В наших кругах очень много известно таких моментов, когда у режиссёров случаются инсульты, инфаркты. Нам же надо, чтобы всё было вовремя, а если этого не случится, то всё, весь мир перевернулся. Хотя, конечно, надо проще ко всему относиться.
Я про себя всегда говорю: «Я земной режиссёр». И организовать эту премию я смог, наверное, по этой причине. Может, миссия у меня такая – помочь другим организаторам-постановщикам показать себя миру. Не скрываться в тени, не уходить в свою конуру, не мучиться, а быть на виду хотя бы у профессионального сообщества.
– Как стать экспертом? Есть какие-то критерии отбора?
– Это должен быть действующий режиссёр, у которого есть масштабные работы, высоко оценённые в кругах. Пока все члены жюри – это все, кого я знаю, чьи работы я знаю, за кем я слежу.
У нас с того года есть установка, что происходит ротация экспертов. Профессионалов много, хочется всем дать слово, чтобы была прозрачность конкурса. Часть экспертов осталась с прошлого года, часть – новые люди. На горизонте появляются молодые ребята-режиссёры, они уже делают свои первые серьёзные шаги. В этом году в состав жюри вошёл обладатель Гран-при прошлого года, это тоже наш принцип. Есть интересные ребята в Петербурге, в Севастополе, в Красноярске, которые, я думаю, уже в следующем году заменят кого-то из сегодняшних экспертов.
В этом году мною рассматривалась в качестве эксперта кандидатура одного режиссёра, одной дамы. Мы лично не знакомы, но мне нравится то, что она делает, у нее интересные серьёзные работы: и Кремлёвский дворец, и Красная площадь. Я решил на следующий год её обязательно пригласить. И тут в феврале звонок: «Мне бы подать заявку на «Золотую легенду». Я прошу представиться, она называет мне своё имя, и я понимаю, что это тот режиссёр. То есть она не стала экспертом, но она первая подала заявку в качестве участника. В жизни всё не случайно.
– Работа над этой премией идет с августа. С чего всё начинается?
– Сначала прописывается положение, над ним мы работали два месяца. Мы стараемся учесть много разных факторов, чтобы не попасть впросак. Затем решаются организационные вопросы – созваниваемся с экспертами, ведём переговоры: кто согласен, кто сможет. К счастью, нам никто не отказал, а список потенциальных экспертов пополняется и расширяется. Придумываются какие-то моменты, начинается режиссура самой церемонии. Для режиссёров же тоже должно быть всё красиво и достойно сделано.
Сейчас идёт этап приёма заявок. Вообще он начался в марте, но мы не учли определённого момента в этом году – месяц был очень насыщенный. Выборы, Масленица, День работника культуры… Надеемся, в апреле люди станут подавать заявки активнее, прием завершаем 30 числа.
В этом году мы вынесли церемонию с выходного дня на будний. Церемония награждения у нас будет во вторник.
Премия начнётся 18 мая и продлится четыре дня. В первые три пройдут семинары, а 21 мая планируем подведение итогов, круглый стол, и вечером все красивые и нарядные приедут в «Современник» на церемонию.
Семинары планируется проводить в Дирекции, если не будет слишком большого количества участников.
– Где участники остановятся?
– В наших гостиницах. Мы делаем славу Берёзовскому на всю Россию, мы расширяем географию и узнаём друг друга. К тому же мы ещё и местную экономику поднимаем. Эти люди снимают гостиницы у нас, в магазины они ходят к нам. В чём ещё прелесть премии в Берёзовском? В Москву приедешь – там в шесть часов всё закончилось, и люди разбежались, потому что это Москва. У всех билеты в театр, на выставку, ещё куда-то. Всем надо куда-то сходить, что-то посмотреть, сфотографироваться. У нас всё по-другому. Как и в прошлом году, планируем экскурсию по нашему городу. Он у нас маленький, поэтому вполне хватает одного вечера, чтобы обо всех наших ценностях рассказать и показать.
– В следующему году тоже будете проводить?
– Конечно. Премия должна быть ежегодная. Что мне во всём этом нравится – у нас нет конкуренции. Даже в самой Москве много разных площадок, и мы все друг с другом в тёплых отношениях. Мы следим друг за другом, поддерживаем друг друга, смотрим программы.
Многие территории проводят семинары, мастер-классы, приглашают специалистов. Но это 1-2 эксперта, а у нас 10. Плюс у нас будут почётные гости, которые сделали очень многое для сферы, им тоже есть чем поделиться. Ещё мы приглашаем местных спикеров из Екатеринбурга. Дарья Пономарёва, например, будет рассказывать о спецэффектах. Поэтому участникам премии очень повезёт пообщаться с таким количеством интересных людей.
– Какие темы будут освещены на семинаре?
– Экспертов много, тем тоже. Я упоминал эксперта из Владивостока, Настю Лебедеву, она работает с цирковыми коллективами, ставит им программы. Но вместе с этим она плотно работает с епархией, делает рождественские мероприятия. И у неё как раз тема «От цирка до церкви», вплоть до того, возможно ли использование цирковых номеров в мероприятиях епархиального направления и как сделать это достойно, чтобы не задевало чьих-либо чувств и смотрелось хорошо. Тема серьёзная, сложная, но очень интересная. Или креативная концепция сетевого взаимодействия с «госами» – то есть как работать с государственными учреждениями, в чём особенности и сложности. Мы сами все госструктуры, хоть и муниципальные. «Создание праздника для детей и с детьми», «Режиссёрские учения» в природном ландшафте… Тем много, все очень интересные.
– Какие-то частные организации к вам заявляются или только муниципальные?
– Частные тоже могут заявляться. Другой вопрос, есть ли в команде своя режиссёрская группа или они привлекают со стороны. Там уже вопрос с авторскими правами может возникнуть. В прошлом году у нас были ивент-компании, они участвовали. Надеюсь, в этом году тоже будут. Изначально мы делали основной акцент именно на учреждения культуры, центры культуры, дома культуры. У ивента, на самом деле, есть свои профессиональные премии, по типу «Свадьба года» или «Юбилей предприятия», они в основном это проводят. У нас другое направление, но мы рады всем. Если ребята приходят к нам со своим интересным продуктом, показывают его другим, делают достоянием, то это всегда прекрасно. Больше мы, конечно, про учреждения, и в этом тоже наше отличие от Москвы.
Чтобы сделать достойную и красивую премию в Москве, надо минимум 3-5 миллионов, а у нас – 500-600 тысяч. И это будет достойно и красиво, не хуже, чем в Москве. В сравнении с той же премией «Грани Театра масс» наша прошлогодняя премия была самой зрелищной из всех московских. Мы решили устроить настоящий праздник для самих себя.
Мы, режиссёры массовых представлений, немного обиженные. У нас нет своих праздников, и даже день работника культуры мы сами делаем себе. Никто не сделает его за нас и для нас, в любом случае его делают люди, которые в этой сфере и работают. Мне как раз хочется, чтобы все, кто к нам приезжает, наше профессиональное сообщество, сидели в зале, получали действительно качественный продукт и понимали, что это сделано для них. Планка на этот год есть, ниже уже опустить нельзя, так что держать надо на уровне.
Я надеюсь, что в этом году мы совместными усилиями украсим, дополним вечер, и он получится незабываемым.