Откровенный разговор. Специалист – о детской жестокости, «трудном» возрасте и роли женщины в семье.
Ребенок, не имея собственного жизненного опыта, является отражением своих родителей, перерабатывая ту информацию, которую ежедневно от них получает. Если ребенок внезапно или постоянно странно себя ведет, проявляя непослушание, агрессию, замкнутость и молчаливость – это повод для консультации у психолога. Точно так же и с кризисами семьи. Правда, в нашей стране семейная психология пока не так популярна. Нам сложно привыкнуть к мысли, что разобраться с нашими личными отношениями может какой-то чужой дядя (или тетя).
Мы решили поговорить с дипломированным психологом, не конкретизируя ничьих проблем, но обсуждая темы, которые волнуют почти всех: поведение ребенка и его воспитание, поиск любимого человека, охлаждение супруга. Моя собеседница – березовчанка Елена Вахмистрова.
Отношения: дети-родители
– Елена, когда родители обращаются к психологу?
– Идут, когда у детей наблюдаются нарушения в поведении. Когда родитель перестает справляться сам. Как правило любая диагностика говорит о том, что надо работать не с ребенком, а с родителем. Например, я учу ребенка навыкам коммуникации, но если в семье этого нет, то моя работа бесполезна. Надо работать параллельно или вместе, а чаще достаточно даже одной работы с родителями. Чем раньше обнаружить проблемы и чем раньше обратиться к специалисту, тем меньше времени понадобится для коррекции.
– Прислушиваются?
– Не всегда. Взрослому бывает тяжело принять факт, что он делает что-то не так и ответственность лежит на нем. Многие не верят, что может что-то измениться.
– Модное выражение: все проблемы из детства. Это так?
– По сути, да. «Раскопки» детства полезно делать. На моей программе мы стараемся отпускать, прощать, понимать. Родителей мы не выбираем, и надо учиться жить с тем, что есть. Когда становятся понятными причины, почему родители так делают или делали, то отношение ко многому меняется. Изменить отношение именно к ситуации – вот что важно.
Я тоже это прошла, когда был с мамой конфликт. Сейчас это в прошлом. Ее я поменять не могу и не собираюсь, значит, менять надо себя. Наше общение вышло на другой уровень, когда я поняла, что нужно делиться с ней тем, что для нее нужно и важно; давать ей ощущение нужности, без которого она не может.
В советское время и сейчас акценты в воспитании противоположные. Тогда жили с оглядкой на окружающих, похожесть друг на друга была целью, сейчас психология учит жить с оглядкой на себя, делать то, что хочется и нравится не кому-то, а тебе. Траектория развития стала личной. Принципы воспитания говорят об этом же: каждый ребенок – индивидуальность. И каждый родитель должен ее знать и понимать.
– Какой детский возраст сегодня заставляет родителей «хвататься за голову»?
– Кризисов несколько. Конечно, больше всего переживают за подростков. Далеко не все родители могут принять взросление своего ребенка и подстроиться под него.
Для девочек пиковый возраст – 13 лет, для мальчиков 14. Конечно, все условно. Я не люблю называть подростковый возраст «трудным»: несколько лет назад возила класс дочери, 15 человек 13-14 лет, в лагерь на море. И я, как говорит молодежь, кайфанула. Если к ним поворачиваешься лицом, живешь на их волне, они очень много дают.
Подросток чувствует отношение: если его мнение не принижают, если его понимают, то ему незачем быть «трудным»
– Но ведь родители спорят из лучших побуждений? Им кажется, что они лучше знают?
– Конечно, дисциплину никто не отменял. Но надо постараться поставить себя на его место. А еще лучше – вспомнить себя в его время, свои чувства, эмоции, тревоги.
– В августе будет годовщина печального события, о котором долго говорил весь город. Подростки жестоко расправились с Димой Рудаковым. Как такое возможно: такая жестокость – в детях?
– Истоки – это семья. Влияние школы вторично. Все, что «выносит» ребенок миру – это то, что он получил либо недополучил в семье. Все, что происходит за дверями родного дома, накладывает отпечаток на эмоциональное состояние ребенка. Он впитывает модель поведения между супругами.
Я работала с подростками в суде после совершения ими правонарушений. По результатам диагностики практически всегда – нарушение детско-родительских отношений. Это либо гиперопека, когда ребенок вынужден жить только так, как хотят родители, либо наоборот – безразличие вплоть до безнадзорности.
– Такая работа это очень не просто. Помните случаи из практики?
– Несколько хорошо помню. Самое первое дело было. Мальчишка вымогал в школе деньги, телефоны. Школа с ума сходила. Маму приглашаем. А не принимает критику, обвиняет школу, говорит, какой у нее сын замечательный, а все на него наговаривают. В итоге мы с ней еще раз побеседовали и выяснилось, что она не признает взросление ребенка. Ей так не хотелось, чтобы он взрослел, становился самостоятельным, отдалялся. Ему же где-то надо почувствовать свою мужественность, и он так накуролесил, что ему исправительные работы присудили. Я ей тогда порекомендовала отпустить его, отрезать пуповину, и она, к счастью, послушалась. Не одобрила его выбор с поступлением в «Профи», но не стала препятствовать. И отношения наладились, парень стал другим.
Вообще имущественные преступления – кражи, угоны – часто совершают подростки из хороших благополучных семей. Это форма протеста, желание почувствовать себя взрослым.
Современные психологи склоняются на основании исследований, что причины девиаций – в отсутствии эмоциональной близости между родителем и ребенком. У ребенка нехватка любви, а родители не могут эту любовь дать, потому что они сами когда-то не научились любить на примере своей семьи.
– Любовь – это ведь не только про «поешь» и «надень шапку»?
– Любовь – это умение заглянуть в душу ребенка. Это чувство без оценок и условностей, когда ребенок должен соответствовать каким-то критериям (получать определенные оценки, достигать успехов в спорте и так далее).
– Но все же жестокость – это крайняя форма…
– Безусловно. Но просто так она не берется. Плюс, скорее всего, накладывается какая-то психиатрия: тяжелые роды, гипоксия… Без медицины в таких случаях никуда. А потом уже наслаивается: недолеченная неврология, неадекватное воспитание, унижение в семье, физическое наказание. Любое унижение ребенка – это жестокое отношение. И тут возможны два варианта: либо он станет жертвой в обществе, которую все будут шпынять, либо агрессором. Чаще – второе. Если на ребенка орут, что-то требуют, наказывают, а ответить родителям он не может, то весь этот негатив копится. И рано или поздно ребенок «оторвется» на том, кто слабее – эмоциям нужен выход. Если этого не произойдет, то он начнет болеть.
Голова же включаются позже. С эмоциональным состоянием своим справляться ребенок не умеет, его не научили, эмоции его поглощают, и он не думает: «а что же будет?». Критическое мышление у подростков в принципе не очень развито.
– Вы сказали, что ребенка не научили справляться с эмоциями. Как это сделать?
– Приведу обычный пример: магазин. Ребенку что-то захотелось, а мама не считает нужным это покупать, причины могут быть разные. И тот начинает обижаться, плакать, иногда – истерить: у него потребность, которую не удовлетворили. И мама может закричать в ответ, заставить перестать плакать, задавать эмоцию, которая будет искать выход в другом месте. А может сказать: да, я не купила, ты имеешь право обидеться на меня. Объяснить причины. И ребенок успокоится. Важно: идти на поводу у слез нельзя!
– Кричать на ребенка плохо. Это все знают и понимают. Но как сдержаться, когда разбита любимая ваза или до сих пор не убраны игрушки? Примеров масса, когда родители повышают голос.
– Если родитель чувствует злость и приближение срыва, лучше на какое-то время удалиться на безопасное расстояние. Насчет неубранной комнаты и беспорядка в вещах у психологов тоже есть мнение. Если у ребенка хаос в вещах, разберитесь с его тревожностью. Порядок в вещах обычно означает порядок в голове. И часто если человек хочет разобраться в себе, он начинает наводить порядок в пространстве вокруг себя. Поэтому высший пилотаж – делать так, чтобы у ребенка появилась потребность убираться. К бытовым вещам вообще не следует относиться слишком серьезно. Лучшее – собственный пример, совместная деятельность.
– А если срыв все же произошел?
– Скажу на своем примере. Если я накричала, то потом обязательно прошу прощения и объясняю, что меня так расстроило. Чтобы ребенок понимал: не он такой плохой, а его действия были в какой-то момент неправильные.
– У вас две дочери. Какими еще принципами воспитания можете поделиться?
– Мне кажется, я их не воспитываю, а скорее стараюсь быть им другом. Скажу так: надо больше быть рядом. Моей старшей дочке 16, и я ей позволяю часть взрослой жизни прожить вместе со мной. Например, вместе идем в кафе или по магазинам. И там я не навязываю то, что нравится мне, а даю ей сделать свой выбор. Да, мне не по душе кеды и платье, но сейчас у них такой стиль. Я сводила дочь к косметологу, позволила ей покрасить волосы. Главное – чтобы все это было под присмотром, контроль ситуации должен быть.
– Что самое главное в общении с ребенком?
– Общение. Разговоры – это очень важно. Если ругаться по поводу оценок, то ребенок станет более замкнутым и тревожным. Надо принимать ребенка таким, какой он есть, позволять ему делать выбор.
Одинаково плохо жить только жизнью ребенка или только своей жизнью. В первом случае он или будет сопротивляться, если сильный, или станет ведомым по жизни, в любых ситуациях. И на предложение той же сигареты в компании не сможет ответить отказом.
Отношения: мужчина-женщина
– Мы разобрались, что все проблемы детей из семьи. То есть изначально надо разбираться в отношениях супругов, мужчины и женщины. Березовчане охотно идут на консультацию?
– Чаще к психологу приходят женщины, мужчины очень редко. Но тут желания одного человека мало. Если только один заинтересован в налаживании, то вряд ли что получится. Хорошие отношения должны давать гармонию, спокойствие и чувство стабильности.
– Сегодня психология семьи очень популярна. В сети много тренингов, мастер-классов, вебинаров…
– Но все они об одном и том же. О том, что самое главное – как мы смотрим на мир, таким боком и мир поворачивается к нам. Моя программа так и называется: «Всё начинается с меня». Когда женщина недовольна собой, она как себя ведет? Нервы, крики, упреки, раздражение. Когда она принимает себя, она легкая. Первая ее цель – стать довольной собой. Все упирается в базовую способность любить себя, то есть принимать себя таким, какой ты есть.
Для мужчины очень важно чувствовать себя рядом с женщиной комфортно. Если же у него на работе негатив, да еще и дома пилят, то он не будет стремиться домой. Эмоциональную атмосферу в семье создает женщина.
Женщине нужно работать над своим эмоциональным состоянием. Если она начнет вести себя, как мужик в юбке, то мужчина станет, извините, тряпкой
Нужно перестать контролировать мужчину, отпустить эту власть, научиться доверять, оставлять за ним последнее слово. Нам самим выгодно быть слабыми.
Если же она хватку не ослабит, то мужчина бороться не будет. Он уйдет и ляжет на диван.
Еще – у супругов обязательно должны быть личные границы. Когда я вышла замуж, я запретила себе их, и это было ошибкой. Мужчина к личному пространству ревностно относится. У каждого должны оставаться какие-то дела и увлечения. Например, он пошел посидеть с друзьями, я в это время сходила с подружками в спа-салон. Вечером дома встретились, довольные и счастливые.
– Многие спросят: как же быть счастливой, если муж на диване, дети не слушаются, на работе завал и так далее?
– Всё равно: начинать с себя. Вы маму изменить можете? Начальника? Мужа? Нет. Остается только заглянуть внутрь себя и спросить, почему вокруг все такие «плохие».
Вот мужчина лежит на диване и пьет пиво. Чья это проблема? Ваша, потому что это ваши ожидания от него, что он сейчас встанет и пойдет куда-то. Нужно подумать, почему у него нет желания вставать с дивана.
Не «меня обидели» – а «я обиделся. Ваша реакция – это ваша проблема
Пример: начальница вас отчитала. Это ее эмоция, ее состояние. Тут нужно либо дать понять, что вам это неприятно и спокойно, без эмоций, поставить ее на место, либо промолчать. Не вступать в перебранку.
– Еще одна тема, на которую можно говорить очень долго – измена.
– Тут каждый случай индивидуален и разбираться надо в конкретном случае. Один раз ошибиться можно, два раза – уже система. Когда это происходит, эмоциональная связь в семье теряется. Человек либо становится очень внимательным (заглаживает вину), либо заметно охладевает. Когда человеку становится плохо с супругом, появляется желание новых эмоций.
– Мужчины часто объясняют измены своей полигамностью.
– Это внешнее оправдание. Когда человек спокоен, уверен в себе, он любит, и у него адекватная самооценка, он не будет изменять. Если женщина принимает его целиком, не пилит, тогда он чувствует себя Мужчиной, и повышать самооценку за счет чужого внимания ему не нужно.
– Что самое главное в отношениях?
– Общие ценности и цели. Общий взгляд на будущее. Если он не совпадает, вряд ли что-то получится. При выборе пары очень полезно посмотреть, какие отношение в семье у партнера.
Книги к прочтению. Рекомендации Елены Вахмистровой:
- Ольга Валяева. Предназначение быть женщиной.
- Михай Чиксентмихайи. Поток: Психология оптимального переживания.
- Джон Кехо. Подсознание может всё.
Полезные упражнения
- Для самооценки и настроения
Написать 10 своих положительных качеств и читать каждое утро.
- Для выхода негативных эмоций
Написать письмо человеку, который вызывает отрицательные эмоции. Выразить свои чувства: обиду, страхи, тревоги, грусть… И не давать его читать, если не хотите испортить отношения.
- Для счастья
Благодарить. Каждый день. Свою жизнь, судьбу, родителей, мужа. Себя. Тех, кого нет оснований любить – тоже. Чувство благодарности делает нас счастливее.