«Всё, что у меня запланировано, получается. Иногда это даже пугает», – с улыбкой произносит Наталья Романова. Она – буквально директор продуктивности: два высших образования, беспрестанное обучение, бизнес, стабильно несколько работ, новые идеи и хобби… И семью никто не отменял: с мужем 16 лет душа в душу.
Березовчанка всегда шла вперед, имея в голове четкий жизненный план, и всегда знала ответ на вопрос, который задают на шаблонных собеседованиях: «Кем вы видите себя через пять лет?». Эта способность – или даже талант – планировать вкупе с невероятной энергией привели ее и к собственному бренду, и к коврику для йоги, и к турецким берегам, причем с целями совсем не туристическими.
В Новоберезовском 38-летняя Наталья живет с пяти лет. В детстве и юности ее знали как Засыпкину, Романовой стала, надев обручальное кольцо. И это тот случай, когда не просто позаимствовала, но и украсила собой новую фамилию.
«Романова научит»
Девятый класс окончила в третьем лицее, оставшиеся два года отучилась в гуманитарном классе в Екатеринбурге. Тот лицей при УПИ уравнивал выпускные и вступительные экзамены, и девушка поступила в вуз на социальную антропологию. На экваторе учебы решила получить еще один диплом и отучилась на бухгалтера. Учитывая дальнейшее плавание в бизнесе, это образование пригодилось, но непосредственно ни по одной из двух специальностей она работать не стала.
Всё благодаря любви к английскому. Впрочем, самая первая благодарность – родителям: несмотря на сложные времена, они всегда находили деньги на обучение дочери. В школе в те времена английский был слабоват из-за отсутствия учителей или их текучки, и в 10 лет Наташу познакомили с репетитором. Как она считает, сегодняшнего уровня C1* во многом достигла потому, что ей повезло с первым знаковым педагогом.
– Любовь к языкам у меня родилась благодаря личности, благодаря легкости, с какой молодой преподаватель Наталья Анатольевна общалась со мной. Я училась с ней с 5 по 9 классы, а позже, уже учась в университете, поняла, как мне не хватает самого процесса обучения английскому. Два года занималась с носителем языка, а после прошла переподготовку на переводчика, – вспоминает Наталья.
По счастливому стечению обстоятельств УЗПС открывал новый цех, где требовался переводчик. Контракт продлился полгода, закончившись вместе со студенчеством Натальи, и она окончательно поняла, что хочет работать там, где нужны они оба – она и ее английский.
Березовчанка обратилась к директору родного новоберезовского лицея – на тот момент им была Вера Гольянова – и попросилась на работу. Параллельно пришла преподавать в лингвистический центр «Дельфин» к Ирине Кузьмичевой.
– Благодаря Ирине Леонидовне я поняла, что хочу работать на себя. Многому училась у нее, наблюдала, по ее совету пошла на тренинг «Начни свое дело» от Фонда поддержки предпринимательства, – рассказывает Наталья. – Второй этап тренинга предполагал защиту бизнес-плана, по итогам которой комиссия должна была вынести вердикт о выдаче гранта.
Комиссия Наталью внимательно выслушала, одобрительно покивала, но отправила не за деньгами, а рожать: березовчанка была на восьмом месяце. Мол, не бизнес вас должен сейчас беспокоить, мамочка, закупайте распашонки и приходите как-нибудь потом. Разозлилась она тогда очень: как можно стопорить такую силу намерения? В декабре 2009 года Наталья стала мамой Ярослава Алексеевича, а в августе 2010-го – основателем и руководителем языкового центра в Новоберезовском. Сама, без всяких грантов. Спасибо маме, которая взяла на себя львиную долю заботы о внуке.
Центр, в котором три преподавателя, включая саму Романову, работали практически 24/7, существовал до 2016 года. А когда поняла, что одно только репетиторство – путь тупиковый, в ее жизни случился новый поворот, а именно – кембриджские курсы для преподавателей английского, CELTA и DELTA. Первый дает право преподавать язык в любой стране; второй приравнивается к магистратуре. Учеба проходила в Турции (для жизни в стране Наталья занималась турецким языком с репетитором) и предполагала преподавание английского тем, кто не знает русского – это был знатный выход из зоны комфорта. Окончив курсы, вернулась домой воодушевленная, вдохновленная и окрыленная, наполненная знаниями под завязку. И знаниям этим было уже тесно среди детской аудитории.
– Я вернулась с курсов и поняла, что хочу быть методистом для учителей английского, помогать преподавателям. С горящими глазами пришла к Ирине Леонидовне и готова была работать бесплатно – настолько хотелось делиться знаниями, – Наталья рассказывает, и глаза ее горят, как и тогда. – Так я стала методистом для педагогов «Дельфина» и языкового центра в Московской области. Онлайн работаю там по сей день: наблюдаю за уроками с помощью камер, затем даю рекомендации.
Наталья не скрывает, что, совмещая руководство своим центром и одной рукой управляя всеми его процессами, а другой продолжая преподавать, она пыталась усидеть на двух стульях. Кембриджские курсы заставили ее думать по-новому. Центр закрылся в 2016-м, но без английского она учеников не оставила – кого-то отдала другим педагогам, кого-то взяла на репетиторство к себе; плюсом стала преподавать взрослым. Сегодня же, когда позади годы работы только онлайн, она поняла, что соскучилась по детям: с нового учебного года на Красных Героев откроется мини-школа для учащихся начальных классов «Романова научит».
«Английский – это всегда про работу»
– Наталья, спрошу от имени всех родителей. С какого возраста ребенку начинать учить английский?
– Всё зависит от целей и родительских амбиций. Если заниматься начнет совсем малыш, то он, конечно, запомнит какие-то слова, выучит песенки, потому что в нежном возрасте все идет через игровые формы, но ждать, что ребенок свободно заговорит – идея утопичная. Если опираться на современные реалии и учитывать, что в обычных не специализированных школах с английским проблема, то 5-6-7 лет – оптимальный возраст для начала занятий. Когда ребенок пойдет во второй класс, ему будет легко.
– Онлайн или офлайн? Что эффективнее?
– Все зависит от возраста и усидчивости ребенка: может ли он весь урок просидеть перед экраном? Моему сыну 14, и он занимается онлайн, но так было не всегда. Когда я стала мамой, то вышла на работу уже через девять месяцев. Работа отнимала очень много времени, и сил заниматься с сыном по вечерам просто не было. Тогда я включила Ярослава к себе в расписание, когда ему было шесть лет. Но в нашем случае связки «ученик-учитель» не вышло – ребенок не воспринимал меня как педагога. Когда он пошел в шестой класс, я отдала его к своей бывшей студентке, очень талантливой и целеустремленной девушке Елене Беспамятных. Кроме английского она изучает китайский.
– Хорошо, что вы упомянули китайский. В связи с событиями последних лет в стране родилось мнение, что свой взор теперь в принципе стоит обратить на восток, и китайский в ближайшем будущем будет более востребованным, чем английский. Ваше мнение?
– Я думаю, что английский остается и останется таким же востребованным, тем более даже с китайцами можно общаться на английском. Если цель – не просто получить «пятерку», то язык открывает очень много возможностей. Можно получить образование на английском или выучить другой язык через английский в случае, если репетитор не знает русского. В IT однозначно нужен язык. Потом – соцсети. Целевая аудитория блогера, владеющего английским, может невероятно расшириться. Вообще в любой сфере можно найти себя со знанием английского.
– Вы преподаете и взрослым. Какая у них мотивация?
– Один мужчина учит язык, чтобы сдать кембриджский экзамен. Три женщины в возрасте 50+ занимаются для себя, для того чтобы комфортно путешествовать. Одна из них тренер йоги, и ей нужен был язык, чтобы понимать индусов в Индии. Язык можно учить в любом возрасте, но английский – это всегда про работу. Маркетинговым уловкам «Английский за три месяца» не нужно верить и тем более не стоит думать, что урок раз в неделю с репетитором позволит вам выучить язык. Трудиться надо хоть по чуть-чуть, но каждый день.
– Встречаются ли люди откровенно одаренные в плане изучения языков?
– Есть те, кому язык дается легче, чем другим, поэтому им нужно прикладывать меньше усилий. Но людей, которым бы языки не давались вообще, нет.
– Советуете изучающим язык читать книги и смотреть фильмы в оригинале?
– Советую, но материал должен быть вашего уровня. Сложное может демотивировать: «Ой, какой я тупой, ничего не знаю». Есть адаптированные книги, когда оригинал берется и умышленно упрощается. Тогда читать приятно: «Ой, а этот оборот я знаю, а вот эти слова проходил!». Если хочется упражняться в говорении, то сегодня это море возможностей, не надо говорить, что вы живете в маленьком Березовском, где не с кем общаться. Есть приложения для общения, разговорные онлайн-клубы, и так далее.
– За вашими плечами большой опыт репетиторства. Выработался ли у вас личный свод правил преподавания за это время?
– Назову общий принцип под названием «разделение ответственности». Когда я была в начале пути, то считала, что я единственный человек, ответственный за результат. И если результата нет, дело во мне: не так даю материал, не так преподаю. С опытом пришло понимание, что ответственность нужно разделять. В случае с детьми я четко проговариваю это родителям. Схема «Привести ребенка – заплатить деньги – ждать результат» со мной не работает. Я разделяю ответственность, которая лежит и на родителе тоже: где-то подбодрить, где-то поддержать. При подготовке к экзамену моя доля ответственности – процентов 30; еще 65 на студенте, и последние 5 отдадим удаче. Так же и со взрослыми: нужно работать дома самостоятельно, не надеясь только на меня. Я всегда стараюсь учитывать интересы ученика, узнаю о нем: работа, хобби, жизненные обстоятельства. Так можно на уроках рассказывать не про условного Джона, а про себя, что намного интереснее.
– В случае с английским вы за ЕГЭ или за традиционный экзамен?
– Я сдавала традиционный экзамен, и здесь – как повезет. Большую роль играет человеческий фактор: преподаватель может быть не в духе или ты просто можешь ему не понравиться. Что касается ЕГЭ, то компьютерные проверки тоже не идеальны, требования ФИПИ** становятся жестче, экзамены усложняются. Но так как устная часть тоже сдается компьютеру и личного общения нет, результат может быть объективнее.
Стойка на руках и Босфор в 2026-м
Учёбоголизм и трудоголизм были ее спутниками всю сознательную жизнь. Как шутит сама Наталья, это отношения абьюзивные, хоть и по любви. Поначалу, входя в педагогику, она просто не умела никому отказывать и записывала в ученики каждого, кто пожелал, чтобы его научила Романова.
2016-й, который во многом оказался переломным, принес, пожалуй, главную новость: 30! На пороге четвертого десятка поняла, что время нужно уделять не только работе, семье, амбициям, но и себе – точнее, своему собственному телу, которое вот-вот откажется слушаться с той же легкостью, что и прежде.
За мыслями о том, что «так больше продолжаться не может», пришел и случай: один ее студент поделился, что в шесть утра его можно застать на занятии по йоге. Ухватилась за возможность, как за спасительную соломинку: в этой йога-студии занятия начинались в 5:30, что было единственным свободным временем в ее расписании.
– Я думаю: это мне подходит, потому что остальной фитнес весь вечером, а вечер – это самое ходовое у репетиторов. Мой первый урок начинался в 8:30, значит: в 5:00 встаю, в 5:30 тренировка. Как только я поняла, что мне это нравится, как только меня стало затягивать, я стала ездить чаще, – делится Наталья. – Так йога стала постепенно вытаскивать меня из трудоголизма, освобождать меня для других дел, и вот я уже начинаю сдвигать свое расписание так, чтобы не вставать в 5 утра, чтобы не работать 12 часов в день. Последние года три у меня баланс между работой и основной жизнью.
В этой «основной жизни» не последнюю роль играет плавание. Случайно попавшийся на глаза ролик какого-то блогера о том, что он переплыл Босфор***, поселил в голове шальную мысль: «Тоже хочу». Озвучила мужу, и его поддерживающее «плыви» эту мысль закрепило. Три года назад зашла в «Олимп» узнать о тренировках у администратора – и мимо как раз проходил тренер. Так Романова, которая научит, но и поучиться не прочь, познакомилась с Михаилом Владимировичем Бояриным. Уже через пару занятий она призналась тренеру в том, какую цель перед собой поставила, и снова не встретила непонимания.
Бассейн и Босфор даром что начинаются на одну букву, на деле между ними – бескрайняя пропасть. Но когда начало положено, остальные решения становятся делом техники. В первую очередь нужно было попробовать заплыв на открытой воде, чтобы в принципе понять, как она примет новоиспеченную пловчиху. Озеро Банное в Башкирии прошлым летом показалось настолько не гостеприимным, что на тестовой тренировке за день до дня Х березовчанка решила: всё зря.
– На тренировке меня охватила паника. Был спазм легких, не могла опустить голову в воду, а это – вся техника псу под хвост. И тренеру, и мужу написала, что никуда не поплыву. Первый посоветовал медитировать и получать удовольствие в процессе, второй обнадежил уверенным, что я справлюсь, – вспоминает Наталья. – Заплыв в восемь утра, и лучше не стало – паника. Я опираюсь на страховочный буй, который был у каждого участника, и думаю: надо решать, либо я возвращаюсь на берег после 50 метров, либо что-то делаю. В Положении заплыва ни слова не было про стиль плавания, поэтому я так и поплыла – опираясь на буй, и весь километр работала только ногами. Участникам дали на дистанцию 40 минут, я пришла к финишу через 39.
Вместе с первой в жизни медалью (она дается каждому успешно финишировавшему) она получила нечто большее – уверенность, что способна буквально на всё: «Хобби подсвечивают, какие мы в жизни. Сдашься – будешь жалеть. Нужно пробовать».
Этот июль ознаменовался для будущей покорительницы Босфора новым заплывом – уже на Тургояке. На той же километровой дистанции кроме медали загадала кое-что поважнее – проплыть с нормальной техникой. И получилось! Последние 300 метров и вовсе смогла не просто плыть, а получать настоящее удовольствие от процесса.
Ради справедливости: не все звезды этой победы нужно крепить исключительно на погоны Натальи. В случае с Тургояком стоит дважды восхищенно взглянуть на ее любимого мужчину. Во-первых, он сопровождал жену на тренировках на Шарташе, во время которых открытая вода перестала вызывать у нее священный ужас; во-вторых, примчал к ней в ночи, когда она поделилась с ним, как страшно плыть, если на финише совсем никто не ждет…
В следующем году Наталья планирует стать участницей нескольких заплывов, увеличив дистанцию, а в 2026-м у нее по плану – Босфор. Ну, здесь уместна цитата, которая уже вам знакома: «Всё, что у меня запланировано, получается. Иногда это даже пугает».
Пост ВК от 3 июля:
Боженьки, ещё две тренировки на озере пережить, потом заплыв. И всё. До следующего лета всё.
Плыла сегодня и думала, зачем вообще мне все это надо?
С плаванием понятно: здоровье улучшается, жир сжигается, попа подтягивается.
А в соревнования я зачем ввязалась? Плавала бы в бассейне с бабулями вдоль бортика и делу конец. Не-е-т, надо туда, где нервы на пределе, преодолевать себя, выматывать, снова преодолевать. Тренировки ещё эти! В холодной мутной воде, водорослях, с рыбами и микробами. Какой-то мазохизм вперемешку с достигаторством.
И в йоге у себя это обнаружила. Из-за колена у меня до сих пор очень адаптированная практика и я не делаю свою обычную последовательность асан. Меня злило и расстраивало, что я стала каким-то недойогом. Но выход был найден! Просто в стойке на голове я решила, что пора отрывать голову от пола. Вот оно, достигаторство, такое родное! Даже на коврике пригодилось.
Было время, когда я хотела всю себя переделать, угомонить и заставить перестать достигать. А потом мне стало настолько лень этим заниматься, что было проще махнуть рукой и согласиться: да, Наташ, ты достигатор, и тебе это нравится. И никогда ты не сможешь жить по-другому. Даже не спрашивай, зачем тебе это надо. Просто вылей воду из ушей, высморкай сопли, вытащи водоросли из трусов, иди в горячий душ и спать. Тебе утром на йогу, отрывать голову от пола, а вечером снова плыть с микробами в холодной воде.
Языковой центр «Романова научит»
Для учащихся 1-4 классов
Красных Героев 20/2, цокольный этаж
8-908-902-31-17
https://vk.com/romanova_nauchit
*Согласно CEFR-шкале, существует шесть уровней владения английским языком:
A1 – элементарное владение, уровень выживания в чужой стране
A2 – предпороговый уровень
B1 – самостоятельное владение, пороговый уровень
B2 – пороговый продвинутый уровень
C1 – свободное владение, уровень профессионального владения
C2 – уровень владения в совершенстве
**ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений.
***Межконтинентальный заплыв через Босфор – ежегодное соревнование по плаванию на открытой воде, которое организует Олимпийский комитет Турции. В 2023 году соревнование проводилось в 35-й раз. В заплыве через Босфор ежегодно участвуют 2500 пловцов со всего мира, популярность этого соревнования постоянно растет.