Сотни фильмов снято и сотни книг написано о Великой Отечественной войне.
Это потребность коллективной народной памяти вновь и вновь возвращаться к самому значительному событию в истории нашей страны, которое затронуло каждую семью и оставило глубокий след и незаживающую рану еще на десятки лет.
50 ФИЛЬМОВ О ВОЙНЕ
1. «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ» (1972, реж. С. Ростоцкий)
Рядовой кавалерийского корпуса, после тяжёлого ранения буквально собранный по частям врачами и медсёстрами в медсанбате, Станислав Ростоцкий снимал фильм о подвиге пяти девушек-зенитчиц, во главе со старшиной Васьковым сумевших уничтожить вражеский десант, а получился непревзойдённый грандиозный триллер о женском подвиге на войне, выдвинутый на «Оскар» и проигравший лишь классику мирового кино Луису Бунюэлю, как назло снявшему в тот год один из лучших своих фильмов.
2. «АЛЕКСАНДР МАЛЕНЬКИЙ» (1981, реж. В. Фокин)
Три бойца Красной Армии - капитан Цветков, старшина Акимыч и рядовой Курыкин летом 1945 года нежданно-негаданно превращаются в ангелов-хранителей детского дома под Берлином. Фильм о доброте и самопожертвовании наших солдат, которые пришли в Германию спасать ее заблудших детей, а не мстить. Достойный ответ всем стенающим о зверствах красноармейцев на территории побежденного врага.
3. «АТЫ-БАТЫ, ШЛИ СОЛДАТЫ» (1976, реж. Л. Быков)
Лебединая песня и последний фильм Леонида Быкова в память о рядовых Великой Отечественной, которые все разные, слабые и сильные, и каждый индивидуален, но когда надо умереть, чтобы спасти раненых от прорвавших фронт немцев, ни секунды не думая идут на смерть. И что-то такое изначально было заложено в этих солдатах, что и дети у каждого из них выросли достойными людьми.
4. «БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ» (1959, реж. Г. Чухрай)
Фильм о русском солдате - мудром, отзывчивом, остро реагирующем на чужую боль и несправедливость, с которого священная для нашего народа война смыла все поверхностное и наносное, оставив человека таких моральных качеств, до которого другим еще расти и расти. Совершивший своей немудреный солдатский подвиг рядовой Алеша Скворцов получает отпуск, чтобы повидать маму, но видит Отечество, остро нуждающееся в таких, как он. Спасителях. Русских солдатах.
5. «БАТАЛЬОНЫ ПРОСЯТ ОГНЯ» (1985, реж. В. Чеботарев и А. Боголюбов)
Фильм об одном из самых трагических эпизодов войны – когда батальоном жертвуют, чтобы меньше было потерь у армии, что тактически и стратегически верно, только за эту правильную стратегию героям Александра Збруева, Николая Караченцева и Игоря Скляра умирать приходится по-настоящему. Качественный сериал по прозе бывшего командира орудия лейтенанта Юрия Бондарева.
6. «БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ» (2010, реж. А. Котт)
Сражение в окруженной крепости, принявшей первый удар врага глазами воспитанника полкового оркестра Саши Акимова, для которого ее герои навечно останутся живы. Один из последних фильмов-наследников военных киноисполинов советской эпохи. Картина визуально и сценарно совершенна, и не ее вина, что раньше подобного добивались куда меньшими усилиями. После распада СССР - лучший российский фильм о войне.
7. «БЫЛ МЕСЯЦ МАЙ» (1970, реж. М. Хуциев)
Когда отгремели последние залпы и фронтовые разведчики, остановившись на постой в доме преуспевающего улыбчивого фермера Рашке смогли наконец вздохнуть полной грудью, тут-то и выяснилось, на чем взошли тучные поля пшеницы в самом сердце Германии, и почему наша бедность лучше их достатка. Фильм-предостережение всем тем, кто завидует европейскому благополучию. Не завидуйте. Оно не стоит того.
8. «В АВГУСТЕ 44-го» (2001, реж. М. Пташук)
Картина о том, что контрразведчики во время войны ловили не только окопных диссидентов, как думают многие, но и матерых шпионов, и чего им это стоило. Конечно, фильм не смог сравниться с великой книгой Владимира Богомолова «Момент истины», но попытка вышла зачетной. За атмосферу прифронтовых буден, страх в глазах одних и презрение других при виде корочек «смершевца», за показ тяжелой и самоотверженной работы рядовых бойцов «невидимого фронта», делающих нужное стране дело.
9. «В БОЙ ИДУТ ОДНИ СТАРИКИ» (1973, реж. Л. Быков)
«Кто сказал, что нужно бросить песни на войне?» – этот вопрос командира авиаполка в исполнении Леонида Быкова, как и вопросы о том, нужно ли бояться, любить и ненавидеть на войне, стали лейтмотивом любимого уже не одним поколением россиян советского военного фильма, посвящённого памяти летчиков, как вернувшихся из боя, так и тех, кто, погибнув в небе за Родину, навечно стал небом над ней.
10. «ВАРИАНТ «ОМЕГА» (1975, реж. А. Воязос)
Сериал о противостоянии в оккупированном Таллине матерого немецкого шпиона-аристократа и советского разведчика, у которого хоть 9 классов образования и разведчицкое ПТУ на лбу написаны, а он все равно умнее. Потому что наше дело правое, а их - нет. Удивительно, что такое кино снял боец греческого Сопротивления Антонис Воязос, у себя на родине приговорённый к смертной казни.
11. «ВОСХОЖДЕНИЕ» (1977, реж. Л. Шепитько)
Грандиозная фреска о цене предательства на войне, принёсшая отечественному кино единственный в истории главный приз Берлинского кинофестиваля. Библейской мощи экранизация повести несостоявшегося Нобелевского лауреата Василя Быкова о том, что умереть может каждый, но не у всех есть мужество достойно принять смерть.
12. «МИР ВХОДЯЩЕМУ» (1961, реж. А. Алов и В. Наумов)
История о последнем дне войны, который выпускник училища лейтенант Ивлев начнет с завистливого вопроса «а вы сколько немцев убили?», а закончит испытавшим всё ветераном, который и смерть видел, и роды принял, потому что на войне один день как жизнь. И в День Победы младенец справит свою первую нужду на гору оружия, которое, как все тогда верили, больше никому не понадобится. «Теперь отдохнем», - скажет безумно уставший на этой войне Шура Ивлев. Как молоды мы были.
13. «ГОРЯЧИЙ СНЕГ» (1972, реж. Г. Егиазаров)
Картина о солдатском и человеческом братстве, которое возникает, когда приходится идти на смерть, чтобы ценой твоей жизни была решена локальная военная задача, как это было с артиллерийским расчетом лейтенанта Кузнецова, зимой 1942 года брошенным под удар немецких танков, рвавшихся к окруженной группировки фельдмаршала Паулюса под Сталинградом. И о том, почему не жалели солдат в той войне. Вернее, почему так казалось. Потому что нельзя было иначе.
14. «ДВАДЦАТЬ ДНЕЙ БЕЗ ВОЙНЫ» (1978, реж. А. Герман)
Возможно, лучший фильм о Великой Отечественной войне, где войны практически нет. Полностью игровая, но похожая на документальную картина учит радоваться жизни, пока она есть - как военкор Лопатин, получивший нежданный трехнедельный отпуск в Ташкент и успевший прожить его так, что потом и умирать не страшно. Хотя всего-то и случилась одна любовь без продолжения. Только вот у многих и этого не будет.
15. «ДВАЖДЫ РОЖДЕННЫЙ» (1983, реж. А. Сиренко)
Оказавшись единственным выжившем на санитарном транспорте, утопленном фашистскими стервятниками в Белом море, красноармеец Булыгин стал навязчивой целью для немецкого аса, маниакально стремящегося уничтожить свидетеля преступления. Холод, голод и спятивший от ненависти немец стали тем трёхголовым «Змеем Горынычем», с которым предстояло сразиться архангельскому пареньку посреди застывшего ледяного царства.
16. «ДВОЕ В СТЕПИ» (1962, реж. А. Эфрос)
Снятый великим театральным режиссером Анатолием Эфросом эпос о наказании и искуплении, главным героем которого стал потерявшийся в хаосе летнего отступления 1942 года и приговоренный к высшей мере наказания неопытный лейтенант Огарков. Пройдя через муки совести и вражеские разъезды, потеряв остатки страха и остановив вражеский прорыв, лейтенант Огарков перегорел внутри и превратился в чистую сталь, открыв в себе, говоря словами популярного прозаика Пелевина, свою внутреннюю «дорогу на Берлин», свернуть с которой русского солдата не смогла бы даже смерть.
17. «ДОЖИТЬ ДО РАССВЕТА» (1975, реж. В. Соколов и М. Ершов)
Вышедшему из окружения лейтенанту Ивановскому поверили, дали отряд, люди прошли с ним сорок километров сквозь холод, снег и пули, а вражеской базы на месте не оказалось. Картина о том, что быть полезным Родине, когда идёт война, дороже жизни.
18. «ЖАВОРОНОК» (1964, реж. Н. Курихин и Л. Менакер)
История побега пленных советских танкистов на «Т-34» с немецкого полигона в глубоком тылу врага, доказавших себе и немецким тыловым крысам, что мы не рабы и рабы не мы, пусть не надеются. На Каннском кинофестивале сытая Европа встретила «Жаворонка» недоуменным молчанием. Следующие 10 лет в Канны советских фильмов о войне не брали.
19. «ЖЕНЯ, ЖЕНЕЧКА И «КАТЮША» (1967, реж. В. Мотыль)
Едва ли не единственная в советском кино трагикомедия на военную тему. Рассказ о фронтовых буднях неприспособленного к жизни московского интеллигента, а ныне рядового дивизиона «Катюш» Жени Колышкина, всю войну балансировавшего между штрафбатом и орденом, и его любви к суровой, но красивой связистке Женечке Земляникиной - любви, обернувшейся трагедией. Потому что на войне комедий не бывает.
20. «ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ» (1963, реж. А. Столпер)
Первый советский фильм, рассказывающий о событиях лета 1941 года, где в общей для всей Красной Армии катастрофе уже проглядывали ростки будущих побед. Образ генерала Серпилина, блестяще сыгранного Анатолием Папановым, до сих пор является эталоном показа действий настоящего военачальника в самый тяжёлый для нас период войны.
21. «ЖИЛ ОТВАЖНЫЙ КАПИТАН» (1985, реж. Р. Фрунтов)
На охоту за немецкой секретной торпедой летом 1944 года в роли приманки отправляется сторожевой катер Северного флота «Зверь» под командованием отважного капитана Тоси Чижова. На борту - боевые друзья-офицеры Макароныч и Черемыш, а на берегу – девушка Тася из Ленинграда, которая загадала, чтобы Чижов в неё влюбился. Вот только счастья на войне на всё не хватает. И на всех тоже.
22. «ЗВЕЗДА» (2001, реж. Н. Лебедев-мл.)
Картина повествует о последнем разведрейде за линию фронта группы капитана Травкина, ценой своей жизни выполнившего, казалось бы, мелкую локальную задачу. Однако из этих мелких побед и слагалась наша общая большая Победа. Лучший фильм о фронтовых разведчиках, снятый по повести театрального юноши Эммануила Казакевича, в войну прошедшего путь от рядового до помощника начальника разведки армии.
23. «ЗИМНЕЕ УТРО» (1966, реж. Н. Лебедев)
На войне дети взрослеют быстро, что и доказала 12-летняя Катя, в блокадном мерзлом Ленинграде взвалившая на свои неокрепшие плечи груз забот о 6-летнем мальчике, за свой детский подвиг и недетские стойкость и упорство обретя отца и брата - чужих, вроде бы, людей, но таких родных, каких ближе и быть не может. На Московском кинофестивале 1969 года фильм по книге блокадницы Татьяны Цинберг получил приз «За самый добрый фильм» для детей.
24. «ЗОСЯ» (1967, реж. М. Богин)
Картина о любви польской девушки и советского лейтенанта, летом 1944 года остановившегося на кратковременный постой в забытой Богом деревушке где-то между Вислой и Одером. И неизъяснимо жаль, что между ними ничего не случится, даже если лейтенант останется жив, и никогда он не вернется в эту деревню, потому что это чужая страна, и жизнь у обоих будет расколота на «до» и «после» этого краткого мига настоящей любви на войне.
25. «ЗНАК БЕДЫ» (1986, реж. М. Пташук)
Фильм о великом народном терпении и о том, как страшно оно заканчивается, что и объясняет мощное партизанское движение в Белоруссии. Тяжёлая, подлинно народная драма о крестьянской доле в оккупации по одноименной повести Василя Быкова была признана лучшим неанглоязычным фильмом, показанным по телеканалу ВВС в 1987 году.
26. «ИВАНОВО ДЕТСТВО» (1962, реж. А. Тарковский)
Эстетически совершенный дебют Андрея Тарковского в кино, сразивший наповал жюри Венецианского фестиваля. Рассказ о юном разведчике Иване, потерявшем семью, но приобретшим ненависть, которая противоестественна для детского сердца, но от которой никуда теперь не деться до самой смерти.
27. «ИДИ И СМОТРИ» (1985, реж. Э. Климов)
Картина о том, как война может даже рай, каким для каждого является его детство, превратить в ад, если это Белоруссия 1943 года и детство пришлось на время оккупации. Фильм до сих пор считается самым натуралистичным во всем мировом военном кино, а сцена сожжения карателями деревни до сих пор потрясает абсолютным совершенством в показе обыденной жестокости, сравнимой с полотнами Босха и Брейгеля. Только вот в фильме это одна деревня, а их таких, уничтоженных на белорусской земле, было 628.
28. «ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ» (1957, реж. М. Калатозов)
Самый известный в мире советский военный фильм, обладатель единственной за всю историю отечественного кино «Золотой Пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Картина о том, что измена в тылу несет смерть на фронте, даже если это всего лишь измена главной героини бойцу Красной армии с его братом. Искупить такую вину можно даже в сердцах близких тебе людей, но не в своем собственном.
29. «МОЙ БОЕВОЙ РАСЧЕТ» (1987, реж. М. Никитин)
Сбежавший из школы на фронт Серега Кружкой по ранению возвращается в родной город и вступает в бой с бандитами. Все было бы плохо, но тут по случаю Победы объявился его боевой расчёт проездом с германского фронта на японский. И рванула душа на войну, чтобы вместе через Гоби и Хинган до самого Порт-Артура. Потому что русскому человеку только там, на войне, место у окошка, а не в тамбуре, как говорил сержант Кружкой.
30. «НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ» (1968, реж. В. Трегубович)
Один день из жизни экипажа самоходного орудия, в который вместилось все - смешное и горькое, героическое и обыденное, страх, которого не надо стыдиться, и слава, которой не стоит гордиться. Потому что таких дней на войне было больше тысячи. И каждый надо прожить и выжить, что нелегко, особенно если ты - самый младший из экипажа, но при этом и командир, а вокруг война, и до смерти, как поется в песне, четыре шага.
31. «НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ» (1976, реж. П. Фоменко)
На войне проявляются лучшие стороны человека. И практически в каждом человеке живёт герой. И не надо совершать каких-то неимоверных подвигов - надо только оставаться людьми, которые стараются выполнить свое дело, а еще хотят любить и быть любимыми. Даже если война. Шедевр советского кино, снятый выдающимся театральным режиссёром Петром Фоменко, посвящён «братьям и сёстрам милосердия» - медперсоналу санитарного поезда.
32. «О ТЕХ, КОГО ПОМНЮ И ЛЮБЛЮ» (1973, реж. Н. Трощенко и А. Вехотко)
Картина о скромных тружениках, «чернорабочих войны» - саперах. И не просто саперах, а о единственном в Красной армии женском батальоне миноискателей. А еще о том, что подвиг – он везде подвиг. А уж подвиг девушек, вместо свиданий и дум о женихах в дождь и в грязь ползавших по раскисшим полям, спасая жизни наших солдат – подвиг вдвойне.
33. «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ» (1975, реж. С. Бондарчук)
Один из любимейших в России фильмов о войне. За собранных в одном кадре Тихонова, Шукшина, Никулина, Буркова и Мордюкову. За 5 тонн тротила и 2 тысячи солдат, обеспечивших грандиозность батальных сцен. За «ой как больно», в кадре произнесённых Сергеем Бондарчуком после смерти на съёмках Василия Шукшина. За тихоновское «драться рядом с товарищами можно и глухому». За людей, которые сражались. И победили.
34. «ОСОБО ВАЖНОЕ ЗАДАНИЕ» (1980, реж. Е. Матвеев)
О том, что, когда беда поровну, одна на всех, тогда и Победа одна на всех снял свой лучший фильм Евгений Матвеев, воздав должное героизму тружеников тыла – миллионов безвестных героев, жертвовавших своим здоровьем, а, зачастую, и жизнью ради нашей общей Победы. «Мы за вас - горой, вы за нас – стеной, всё у нас с тобой нынче поровну» - одна эта строчка о тех, кто во время войны был на фронте, и тех, кто ковал им победу в тылу, спетая великой Людмилой Гурченко объясняет, почему мы победили.
35. «ОТЕЦ СОЛДАТА» (1964, реж. Р. Чхеидзе)
В 16 лет будущий сценарист Сулико Жгенти, сбежал на войну, не зная, что его отец пойдёт искать своего блудного сына. А еще через 20 лет эту историю об отце солдата, нашедшем и потерявшем сына в победном Берлине 1945-го экранизировал Резо Чхеидзе. Закрепив тем самым предположение режиссёра Сергея Герасимова, именем которого названа российская кузница кинокадров ВГИК, что все грузины рождаются с кинокамерой в руках.
36. «ОТРЯД» (1984, реж. А. Симонов)
Отряд красноармейцев, 21 июня 1941 года отправленный безоружными валить деревья в приграничную литовскую глушь, оказался единственными, кто остался биться до победного за нашу и вашу свободу, которая местным оказалась не особо-то и нужна, если за неё не платят рейхсмарками или, на крайний случай, рублями. Фильм о тех, кому своя рубашка ближе к телу, и о тех, кому свобода Родины дороже жизни. И в чем разница.
37. «ОФИЦЕРЫ» (1971, реж. В. Рогов)
Великой Отечественной войне здесь посвящено едва ли треть экранного времени, но это одно из сильнейших эмоциональных воздействий на зрителя во всем военном кино. Ни одного лишнего слова или кадра нет в этой простой и величественной истории о друзьях-товарищах, выбравших своей профессией «Родину защищать». Как поётся в песне, «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». Это фильм о них. О героях.
38. «ПОРОХ» (1985, реж. В. Аристов)
В сентябре 1941 года в Ленинграде на заводах не оказалось обычного пороха. И сухарь по жизни инженер Никонов, собрав команду из профессоров и контуженных, сходит в ад, каким при полном господстве немецкой авиации тогда был Кронштадт, чтобы выполнить задание и немного научиться любить людей, которых, быть может, через минуту не будет в живых. Но которые своей гибелью на 20-й день блокады помогли продержаться остальным.
39. «ПРАВЕДНИК» (2023, реж. С. Урсуляк)
Фильм режиссера Сергея Урсуляка о подвиге старшего лейтенанта Киселева из партизанской бригады «Дядя Вася», осенью 1942 года сумевшего вывести 218 евреев из Белоруссии за линию фронта, идеально совместил лиричное и трагичное, смешное и возвышенное, горькую правду и высокую поэзию, еще раз напомнив нам об истинных ценностях – помощи близким, сострадании и любви. И о том, что, спасая даже одну жизнь, ты спасаешь весь мир.
40. «ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ» (1971, реж. А. Герман)
Один из величайших фильмов о войне, объясняющий, почему смерть лучше предательства, а свои хоть и бывают хуже чужих, но они свои. В тяжёлые дни голодной зимы 1942 года, когда только формировалось партизанское движение, командир отряда Локотков пытается спасти изменившего присяге и раскаявшегося сержанта Лазарева, потому что люди не расходный материал и каждый имеет право на прощение. И цену за него каждый тоже выбирает сам.
41. «САШКА» (1981, реж. А. Сурин)
Кино о рядовом Сашке, который сквозь кровь, огонь и смерть пронёс и сохранил в себе лучшие черты русского человека – скромность, справедливость и самоотверженность. Автор повести «Сашка» Вячеслав Кондратьев – помкомвзвода стрелкового батальона, практически полностью полёгшего в 1942 году подо Ржевом, про своего героя ничего не придумывал. Как было, так и писал. Потому что правда сильнее спецэффектов и выдумки.
42. «СВОИ» (2004, реж. Д. Месхиев)
Рассказ о том, как три окруженца - политрук, чекист и Иванушка-рядовой, сам из местных, за чудом ходили. А чудом в условиях первых поражений 1941 года было одно – выжить и к своим добраться. Одна из лучших ролей Константина Хабенского, Сергея Гармаша и особенно Федора Бондарчука, убедительно сыгравшего отщепенца-предателя.
43. «СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ» (1973, реж. Т. Лиознова)
Грандиозное кинополотно о работе советского разведчика Исаева, в весеннем Берлине 1945 года сорвавшего сговор западных держав с нацистами. Проработка характеров, детальное воссоздание атмосферы столицы нацистского рейха накануне его падения, афористично точные диалоги, внутренняя пружина сюжета, вдруг разряжающегося планами мирной жизни, для которой война – лишь обочина процесса, а труд разведчика, спасающего мир от апокалипсиса – сиюминутная, невидимая обывателю суета, останутся непревзойденными по мастерству еще на многие десятилетия.
44. «СЛУЧАЙ С ПОЛЫНИНЫМ» (1970, реж. А. Сахаров)
История фронтовой любви от автора великой книги о войне «Живые и мертвые» и такого же великого стихотворения «Жди меня» Константина Симонова про красивую, но бестолковую актрису, полюбившую бравого летчика, но выпившую водки и изменившую ему с режиссером-прощелыгой, а потом честно бросившую святого в его отношениях с женщинами военного летчика на душевную погибель им обоим. Что ни говори, актрисы только зрителей делают счастливыми.
45. «СОШЕДШИЕ С НЕБЕС» (1986, реж. Н. Трощенко)
Раньше считалось, что Великая Отечественная война унесла жизни 20 миллионов советских людей. «Двое из двадцати миллионов» - так называлась повесть военного корреспондента Алексея Каплера, посвящённая Сергею и Маше, их жизни, какой она могла быть после войны. А могла она быть суровой, голодной, но радостной. Потому что живы остались. Жаль, что жизнь не имеет сослагательного наклонения, и погибшие остаются погибшими навсегда.
46. «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА» (1959, реж. С. Бондарчук)
Била, корежила и гнула судьба Андрея Соколова, не хватавшего звезд с неба что на гражданке, что на войне, тихо шоферившего и там, и там, да так и не согнула. Потому что всегда поступал по совести. Пытался выжить, как все, но не трусил, на рожон не лез, а помереть хотел достойно. Немудреный дебют в кино участника битвы за Кавказ Сергея Бондарчука оказался созвучен биографиям миллионов бывших фронтовиков. Потому что они хотели того же. Выжить и победить.
47. «ТОРПЕДОНОСЦЫ» (1982, реж. С. Аранович)
Война – это не только подвиги, но и просто работа, которую надо делать хорошо. И жизнь не кончается, если война, и даже наоборот, потому что расстаться с ней можно в один момент. Картина о том, как довести нормального человека до хрипа: «Карать! Карать гадов! Чтобы поколениями на века помнили!» Великий киномонумент лётчикам Северного флота.
48. «У ТВОЕГО ПОРОГА» (1962, реж. В. Ордынский)
Осенью 1941 года вышел зенитный расчёт к дому на выселках, откуда до Москвы электрички ходят, окопался и стал ждать врага. А потом пришёл супостат, и расчёт как был, так и полёг посреди снегов, подбив, сколько смог, вражеских танков и задержав, сколько надо, неприятеля. На войне таких историй миллион, и по каждой кино снимать можно. И любовь тут, и геройство, и предательство. Весь Шекспир в одном флаконе.
49. «ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА» (1967, реж. Н.Бирман)
Несколько дней из жизни летного отряда - военные будни и немудреные праздники, боль от потерь и удовлетворение от того, что ни одна смерть не будет напрасной. Фильм о том, что чувство собственного достоинства ничуть не противоречит воинскому долгу, и если есть задача - найти спрятавшийся в лесах вражеский аэродром, то решить ее могут не только смелые, но внутренне свободные люди. Даже если за такую свободу положена гауптвахта.
50. «ЧИСТОЕ НЕБО» (1961, реж. Г. Чухрай)
Лишь спустя 10 лет после Победы пришла пора реабилитировать советских солдат и офицеров, что попали в плен, выжили и вернулись, но ходили с клеймом предателя, как герой фильма летчик Астахов. И это испытание было похлеще, чем на фронте. Потому что приходилось бороться не с чужими, а со своими. Вышедшая во всесоюзный прокат картина бывшего командира роты лейтенанта Григория Чухрая прорвала стену молчания вокруг судеб бывших военнопленных, подарив им надежду на справедливость и достойную жизнь.
25 САМЫХ СИЛЬНЫХ КНИГ О ВОЙНЕ
1. «В списках не значился», Борис Васильев
Роман-легенда, основанный на документах. Как известно, первыми удар Великой Отечественной войны приняли на себя защитники Брестской крепости. Пограничники получили приказ не открывать огонь «на провокации» со стороны противника, они были обречены на смерть и сами это знали, но не отступили ни на шаг. «Человека можно убить, – говорит защитник Бреста, лейтенант Плужников, герой произведения, – но победить нельзя». Разве можно с этим поспорить?
2. «Живые и мертвые», Константин Симонов
Симонов – настоящая легенда и литературный символ той войны. Пронзительное, неповторимое «Жди меня, и я вернусь…» поднимало народный дух на недосягаемую высоту. Такой дух невозможно убить. Вот что значит сила слова! Эпопея «Живые и мертвые» была дополнена еще двумя шедеврами: «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето». Читатель видит войну глазами Синцова и Серпилина – главных героев произведения. Здесь и переломный момент всей войны – Сталинградское сражение и Белорусская операция. Две первые книги великолепно экранизированы.
3. «В окопах Сталинграда», Виктор Некрасов
Повесть впервые была издана журналом «Знамя» в 1946 году. Отмечена Сталинской премией. Документальная история о переломной, героической Сталинградской битве, в которой участвовал сам автор. Книга, ставшая классической, по которой можно и нужно изучать правдивую историю войны.
4. «Горячий снег», Юрий Бондарев
Честный рассказ о битве на Сталинградском фронте, написанный ее участником. Читатель знакомится с событиями первого боя лейтенанта Юрия Бондарева – свидетеля, а затем классика прозы о войне. Артиллерийский расчет преграждает путь вражеским танкам под Сталинградом. Ребята стоят насмерть. От них зависит исход не только самой кровавой битвы, но в итоге и всей войны. Им не занимать героизма, силы духа, уверенности в своей правоте. Но разве смертникам запрещается мечтать о любви, надеяться, верить?
5. «А зори здесь тихие», Борис Васильев
Многим известен этот роман по великолепной, неповторимой экранизации, которую с удовольствием и каждый раз со слезами пересматривает вот уже не одно поколение. Баллада, легенда о юных зенитчицах была опубликована журналом «Юность» в 1960 году. Девичья бригада во главе со старшиной противостоит в неравной схватке вражеским диверсантам. В событиях 1942 года погибают все, кроме командира. Это тонкое психологическое произведение, в котором показано мастерски как любовь, красота и смерть не просто ходят рядом, а пересекаются друг с другом. Борис Васильев – классик русской литературы. Его знаменитые произведения: «Завтра была война», «В списках не значился» (упомянутый выше), «Не стреляйте в белых лебедей» и другие пополнили золотой фонд литературы.
6. «Навеки — девятнадцатилетние», Григорий Бакланов
Этот роман о тех ребятах, которые остались на той войне навеки девятнадцатилетними. Из ста парней, уходивших на фронт в этом возрасте, назад возвращались только трое. Кто думал, что вчерашние юные школьники проявят такой героизм, подвиг, бесстрашие и любовь к своей отчизне, пожертвовав ради нее самым дорогим? Книга богато иллюстрирована черно-белыми фотографиями молодых военных, которые не вернулись с войны. С ними лично автор не знаком. Эти фото он находил у военных корреспондентов. Эти фото – единственное, что от этих героев осталось.
7. «Блокадная книга», Даниил Гранин и Алесь Адамович
Книга о страшной блокаде города-героя, которую сам автор назвал «эпопеей человеческих страданий». Книга основана на документах, дневниках, воспоминаниях очевидцев этих жутких событий. Это произведение о девятистах мучительных блокадных днях, о «внутрисемейном» героизме, о силе человеческого духа. Все это помогло остаться людьми, пребывая в нечеловеческих обстоятельствах.
8. «Кукла», Геннадий Черкашин
Книга вышла в 2014 году, к 70-летию снятия блокады Ленинграда, богато проиллюстрирована. Автор знакомит читателя с историей маленькой девочки, эвакуированной из города. Кукла по имени Маша осталась ждать свою хозяйку дома. Это история о жестоком уроке для человечества, о мужестве, добродушии, взаимопомощи людей, и, конечно, о возвращении в любимый город.
9. «Война, блокада, я и другие….
Мемуары ребенка войны», Людмила Пожедаева И снова о блокаде. О неповторимом примере стойкости, мужества, силы, высоты духа. Мы знакомимся с этим по мемуарам 16-летней девушки, школьницы, которая оказалась в ужасе блокады, а затем еще и в Сталинграде, когда ей было всего 7 лет. Война уродует не только тела, но калечит души всем: и победителям, и побежденным.
10. «У войны не женское лицо», Светлана Алексиевич
Конечно, слово «война» женского рода, но разве может быть у нее хоть какое-то лицо? Разве что жуткий смертельный оскал. В СНГ это известный роман о войне, переведенный на несколько десятков языков. В некоторых странах его даже изучают школьники. Белорусская журналистка, писательница Светлана Алексиевич взяла этот семилетний труд в основу своего художественно-документального цикла «Голоса утопии». Она говорит, что книга отражает душевный мир, духовную наполненность женщины, которой нужно выжить в страшных военных условиях.
11. «Василий Теркин», Александр Твардовский
Казалось бы, война никак не вяжется с улыбками и смехом, с развеселыми песнями хором. Однако же Твардовскому удалось показать, что даже в самые трудные минуты можно сохранить в сердце своем детскую веру в светлое будущее. Более того, жизненно важно этой самой веры не терять, шутить, дурачиться и строить планы на день грядущей – все перечисленное помогает выстоять даже в самом суровом бою. Чего стоит одна только глава «Орден», где бравый солдат представляет, как завоюет сердце какой-нибудь красавицы, заявившись на гулянья в сельском клубе. Читая строки поэмы о Василии Теркине, смеешься сквозь слезы. Ах, сколько таких вот славных парней полегло на поле брани…
12. «Жизнь и судьба», Василий Гроссман
Эпичный роман Гроссмана стал продолжением его более ранней работы под названием «За правое дело». Эти две книги хоть и являются дилогией, в корне различаются по своему настроению. Поскольку вторая часть была написана уже после смерти Сталина, можно заметить, как меняется авторский слог. Гроссман показывает негативную роль культа вождя и его последствия в военное время. Писатель честно рассказывает нам о том, что порой жестокими врагами были не только нацисты, но и свои же – граждане СССР, беспрекословно выполняющие бесчеловечные приказы руководства.
13. «Война все спишет», Леонид Рабичев
Эта книга противопоказана всем тем, кто рос на красивых историях о всегда безупречных советских солдатах и всегда кровожадных немцах. «Нет, не верю! Не могло такого быть!» - вскрикнет возмущенный читатель. Историю писали победители, а не проигравшие, и победителям не хотелось выставлять себя в дурном свете. Не удивительно, что книга Рабичева не пользуется особой популярностью. «Так нацистам и надо!» - упрямо заявит кто-то, читая о поведении наших солдат (не всех, конечно же!), вошедших в Германию. Но каким бы пламенем ненависти ни горела ваша душа, какой бы сильной ни была жажда мести, НЕЛЬЗЯ превращаться в одичавшее животное. Произведение прошедшего многие бои солдата подобно отрезвляющей пощечине, оно будто срывает шоры с глаз, показывая войну глазами женщин, детей и стариков, оказавшихся волею судьбы по ту сторону баррикад. Не они начали войну, но именно им пришлось за нее поплатиться, пока их генералы отсиживались в бункерах.
14. «Прокляты и убиты», Виктор Астафьев
Как и многие уже упомянутые произведения, данный роман ценен тем, что автор его – фронтовик, лично переживший все ужасы войны. К сожалению, книга так и осталась незаконченной. Среди прочих важных тем, ключевой сюжетной линией стали взаимоотношения между солдатами во время боевых действий. Астафьев уделяет немаловажное внимание конфликту, возникающему в сознании человека, терзаемого противоположными идеологиями. Как быть, когда ты безмерно любишь родину, отвергающую твою веру в Бога? Христианство – лейтмотив романа, в котором то и дело встречаются цитаты из Библии. Быть может, религиозность книги будет неприятна атеистам, однако затронутые темы глубоки и касаются наивысшего проявления гуманности и справедливости.
15. «Судьба человека», Михаил Шолохов
Пронзительное произведение основано на реальной истории, которую Шолохову поведал случайный знакомый. Главный герой – фронтовик Андрей Соколов, очутившийся в плену врага после ранения. Шолохов показывает нам всю гамму чувств, демонстрируя всевозможные характеры людей, цель которых – выжить. Одни пленные проявляют невероятное благородство, другие же паразитируют на горе товарищей и предают своих же ради поблажек от немцев. Вырвавшись, наконец, на свободу, Соколов узнает, что вся его семья погибла. Война прошла, наступил долгожданный мир, но в душе осталась пустота. Повстречав осиротевшего мальчонку, мужчина усыновляет его, даруя и ребенку, и самому себе надежду на новую жизнь.
16. «Повесть о настоящем человеке», Борис Полевой
Некогда одна из самых известных книг о войне, знакомая каждому школьнику, в последнее время пылится на полках опустевших библиотек. С магазинных прилавков ее вытеснили красочные издания историй о вампирах да волшебниках. Современные дети о ней слышали, да мало кто читал. Причина в том, что повесть в первую очередь советская, о советском человеке, о советском героизме – для советского читателя. Кто-то назовет ее пропагандистской, однако же она просто отражает реалии своего времени, те настроения минувших лет. Прочесть ее, безусловно, стоит, поскольку в основу сюжета легла реальная история летчика А. Маресьева.
17. «Дожить до рассвета», Василь Быков
Печальное произведение белорусского автора являет перед взором читателя всю глубину душевных переживаний одного человека. Да, он всего лишь маленькая шестеренка в гигантской машине войны, но его действия способны если и не остановить ее безжалостный механизм, то существенно замедлить. Герой выполняет опасное задание ценой собственной жизни, осознанно жертвуя собой во имя грядущей победы. Native Ttarget Причины дискомфорта в интимной зоне? Мыло и гель для душа содержат агрессивные компоненты и отдушки. Поэтому они нарушают хрупкую микрофлору интимной зоны, что может привести к бактериальному вагинозу. Как избежать? Узнать больше
18. «Момент истины. В августе сорок четвертого...»,
Владимир Богомолов Довольно известный роман переиздавался под разными названиями. Сюжет описывает события на территории Белорусской республики в конце лета 1944 года, сразу после освобождения тех земель войсками СССР. До конца войны осталось менее года, но об этом еще никто не знает, а потому бои кипят остервенело и разведка работает на полную мощь – как советская, так и немецкая. Свыше приходит приказ – любыми средствами остановить утечку военной информации к врагу. Группа агентов отправляется в чащу леса, чтобы найти засланных шпионов фюрера.
19. «Они сражались за Родину», Михаил Шолохов
Подобно Гоголю, Шолохов сжег продолжение своего романа. Однако и первой части достаточно, чтобы до глубины души проникнуться тяготами солдат пехоты. Измученные бесконечными сражениями и слишком частыми поражениями, герои сломлены и телом, и духом. Они глохнут из-за контузий, недоедают, не высыпаются, то и дело возвращаются думами к родному дому. Вот только и там не все хорошо: у многих солдат семейные неурядицы, усугубившиеся из-за войны. Некоторые уже и вовсе не верят в победу, но находят в себе силы вновь и вновь идти в атаку.
20. «Дорогой мой человек», Юрий Герман
Герман необычайно детально описывает судьбу своего главного героя. Владимир Устименко – человек с большой буквы, избравший профессию, крайне важную в мирное время и просто бесценную в военные годы. Володя – талантливый хирург, несущий непосильную ношу, сутками спасая израненных солдат. Да, такие как он не направляли горящие самолеты на склады нацистов. Медики не убивали врага, они спасали жизни наших ребят, внося посильную лепту в общее дело. Немаловажную роль занимает любовная линия с непревзойденной сценой, где Володя оперирует Варю. Измотанный бесконечными сменами, он не сразу понимает, что перед ним тяжело раненная возлюбленная. По мотивам трогательного романа был снят замечательный фильм с Алексеем Баталовым в роли Устименко.
21. «Щит и меч», Вадим Кожевников
Роман о необычайно сложной жизни советского разведчика, вынужденного скрывать свою истинную биографию, притворяясь одним из немецких офицеров. Александр Белов выдает себя за Иогана Вайса, чтобы внедриться в стан врага и получить доступ к ценным сведениям, способным склонить чашу весов на сторону СССР. Такая работа, разумеется, сказывается на характере и мировоззрениях главного героя. Мы видим, как из одухотворенного романтика Белов превращается в хладнокровный инструмент разведки.
22. «Семнадцать мгновений весны», Юлиан Семенов
Когда речь заходит о роли шпионов в военное время, сразу вспоминается великий фильм «Семнадцать мгновений весны» с Тихоновым в главной роли. Эпичный сериал был снят по мотивам романа Семенова, повествующего о разведчике Максиме Исаеве, работающем в Службе безопасности рейхсфюрера СС (где все считают его Штирлицем – истинным арийцем). Роман интересен тем, что описывает закулисные игры вышестоящих военных. Многие книги изображают всех немцев, как обезумевших садистов, жадных до наживы. Семенов же не побоялся пойти наперекор ожиданиям советских властей и показал, что среди немцев тоже были люди. Были ученые, мешавшие Гитлеру создать чудовищное оружие, хотя за это им грозили страшные пытки и даже смерть. Были интеллектуалы, спасавшие запретные шедевры искусства. Были священники, укрывавшие врагов Рейха в своих домах. И многие, многие другие чудесные люди, ценившие жизнь и мир.
23. «Ночевала тучка золотая», Анатолий Приставкин
Обычно книги о войне содержат описания боевых действий, рассказывая о сложностях взрослых. Однако не стоит забывать о той категории населения, которая (в отличие от тех самых взрослых) никоим образом не несет ответственности за все военные ужасы. Речь о детях – сопутствующих жертвах, попавших под скрипучие колеса войны. Их родители гибнут, государство о них на время «забывает», решая более насущные вопросы. А эти мальчишки и девчонки рыщут по разрушенным улицам в поисках скудного пропитания. Их еще недавно ясные глаза смотрят на мир разочарованно, а сердца полны боли. Приставкин смело показал жизнь сирот, пострадавших не только от нацистов, но и от политики местной власти.
24. «Сын полка», Валентин Катаев
И снова печальное произведение о детях на войне. Во времена работы полевым корреспондентом, Катаеву доводилось встречать необычных сирот, росших на попечении армии. Таким образом, к нему пришла идея создания книги о сыне полка – одиноком мальчугане, найденном в окопах советскими солдатами. Повесть о Ванечке Солнцеве заставляет давиться слезами от нахлынувших чувств. Солдаты действительно относятся к мальчику, как к родному сыну – кормят его, шьют одежду по росту. Особенно трогательна сцена прощания разведчиков с Иваном, когда они (будто отцы и братья) собирают мальчика в дальний путь, укладывая в его торбочку мыло, хлеб и погоны погибшего офицера.
25. «Стихи о войне», Булат Окуджава
Говоря о произведениях, от прочтения которых по телу пробегает дрожь, сложно обойти стороной военную поэзию Булата Окуджавы. Его исполненные боли стихи необычайно трогательны, они цепляют какую-то струнку в душе каждого человека, заставляя рыдать даже тех, кому посчастливилось не застать войны. С отеческой мудростью обращается автор к нам, пробудив в нас благородство духа, научив сопереживанию. Я помню, с каким трудом в школе мы читали наизусть «Ах война, что ты сделала, подлая…»: стоишь у доски, произнес строчку – а вот уже к горлу подкатил ком и ты стыдливо опускаешь глаза, чтобы одноклассники не засмеяли за чрезмерную чувственность. Но что это? Зашмыгали носы, зашуршали платки – весь класс рыдает! Спасибо Булату за эту невероятную способность смягчать сердца сквозь время и пространство. Ненависть никогда не делала людей счастливыми. Война – это не просто слова на страницах, не просто красивые лозунги. Война – это боль, голод, раздирающий душу страх и… смерть. Книги о войне – прививки от зла, отрезвляющие нас, удерживающие от опрометчивых поступков. Давайте же учиться на ошибках прошлого, читая мудрые и правдивые произведения, чтобы избежать повтора жуткой истории, дабы мы и грядущие поколения могли созидать прекрасное общество. Где нет врагов и любые споры можно уладить беседой. Где не хоронишь родных, воя от тоски. Где всякая жизнь – бесценна…