Самыми близкими к народу полицейскими считаются участковые. На протяжении ста лет они – главное связующее звено полиции и населения.
Скандалы, семейные неурядицы, жилищные проблемы, постоянный контроль за «нехорошими» домами и неблагонадёжными гражданами, побои и угрозы жизни – это лишь малая часть работы, с которой сталкивается участковый уполномоченный полиции.
Накануне праздника заместитель начальника отдела участковых и ПДН нашего отдела полиции Любовь Рожкова рассказала о специфике службы тех людей в погонах, что каждый день помогают людям найти выход из непростой жизненной ситуации, своевременно предостерегают от неосторожного шага и дают верный совет.
Любовь окончила институт МВД после школы, получила диплом психолога. Когда устраивалась на службу в березовский отдел полиции, психолог в штате уже был, и она стала участковым. 10 лет в этой должности, еще одно высшее образование, уже юридическое – и в июле этого года новая должность: заместитель начальника отдела.
– Любовь Петровна, базовый вопрос. Кто такой участковый?
– Принято считать, что участковый первый приходит на помощь, если что-то случилось, то есть к нему первому обращаются. Стараемся взаимодействовать с населением, помогать, бывает, приходят лица пожилого возраста, с ними нужно пообщаться, а бывает, обращаются не просто поговорить, а с бедой, если в семье проблемы, например, бытовые разборки с телесными повреждениями. Тогда работа серьезнее проводится.
– Расскажите об основных обязанностях участкового.
– Согласно приказу, участковый проводит профилактические беседы с определенными категориями лиц. Это ранее судимые; попадающие под административный надзор; лица, совершившие домашнее насилие; состоящие на учете в ПДН и их родители; лица, которые имеют огнестрельное и другое лицензированное оружие; страдающие алкоголизмом и наркоманией. По рапорту участкового ставятся на учет те, кто совершает насилие в семье, то есть кто был привлечен к уголовной ответственности за причинение вреда здоровью либо к административной – за побои.
– Не секрет, что в полиции есть дефицит кадров. Как обстоят дела в службе участковых?
– По штату на 26 участках должны работать 26 участковых и два их помощника. На данный момент у нас один помощник и 18 участковых, то есть нехватка – восемь человек. Кандидатов подбираем, приглашаем, работа интересная, связанная непосредственно с населением. Приятный бонус – ежемесячная областная надбавка в размере 10 000 рублей. Ее ввели не так давно.
Неукомплектованность огорчает: хочется, чтобы работало больше человек, тогда работа будет эффективнее и личному составу будет легче. Здесь же идет дополнительная нагрузка на участковых, она соответственно оплачивается.
– А помощник участкового чем занимается?
– Эта должность введена для работы в поселках. Он помогает участковому, проводит проверки по заявлениям граждан и профилактические беседы с гражданами. Он тоже работает с населением и привлекает к административной ответственности, но не может принимать решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
– Кого больше среди участковых, мужчин или женщин? Как оцениваете текучку кадров?
– Люди увольняются, уходят на пенсию, переводятся в другие службы, кто-то переезжает. То есть уходят по сложившимся обстоятельствам. В этом году пришел помощник участковых, летом был на стажировке, с сентября заступил в должность, еще одна участковая тоже пришла в сентябре, после института.
У нас есть костяк опытных сотрудников, кто работает шесть лет и более, кто может обучить вновь прибывших. Но достаточно и молодых. Есть те, кто увольнялся и обратно вернулся. За каждым новичком закрепляется наставник. Сейчас в штате 12 мужчин и шесть женщин.
– Какие требования предъявляются потенциальному участковому при устройстве на работу?
– Это офицерский состав. От младшего лейтенанта до майора, если должность старшего участкового. Достаточно среднего профессионального образования. Нужно пройти врачебную комиссию, не иметь судимости. Но в первую очередь необходимо желание.
– Как вы считаете, какими качествами должен обладать хороший участковый?
– Вспыльчивые люди в принципе для профессии полицейского не подходят. Надо подходить к работе с холодной головой, а не на эмоциях. Часто бывают ситуации, когда люди агрессивно ведут себя по отношению к сотрудникам, могут кидаться, оскорблять. Нужно не вестись на провокации, не конфликтовать, а действовать в рамках правового поля. Чтобы потом не писали, что сотрудник некомпетентен. Поэтому вспыльчивость – противопоказание.
У нас был случай, когда ввели противопожарный режим и наша участковая выезжала на рейд вместе с сотрудником пожарной безопасности. Они проверяли территорию и встретили компанию у мангала, которая была агрессивно настроена. Случилось нападение на сотрудника. Следственный комитет возбудил уголовное дело, оно было передано в суд.
– Участковые работают на базе опорных пунктов. Расскажите о них.
– Территория Березовского городского округа делится на зоны. Это Новоберезовский; центр; Советский, включая «Уют-Сити»; поселки Монетный, Кедровка, Лосиный, Ключевск. На каждой зоне есть свой опорный пункт. Плюсом свой пункт находится в Шиловке, к нему же относятся Сарапулка и Становая.
– Есть участки с хорошей репутацией и наоборот?
– (Улыбается). Сотрудники молодые приходят, просят «участок полегче» на первое время. Нет полегче, везде есть свои проблемы. Сегодня пусто, завтра густо. Везде живут люди. Но если на участке много магазинов, особенно крупных – будет больше заявлений по факту хищений. А так ситуация и нагрузка у всех примерно одинаковая.
– Знаю, что одно время опорные пункты находились в удручающем состоянии, имею в виду ремонт.
– Ситуация стала лучше. Отремонтировали три ОП: на Красных Героев, 9, на Театральной, 34 и на Академика Королева, 1Б («Современник»). Работа ведется в комфортных условиях.
– Если выявляется факт семейного насилия, то заявление от жертвы уже не требуется?
– Заявление от жертвы необходимо в любом случае. Проверка проводится на основании заявления или обращения от гражданина. Участковый устанавливает истину, опрашивая обе стороны, свидетелей, и злоумышленник привлекается к ответственности. Если потерпевший не хочет привлекать, то истину сложнее установить.
– Часто потерпевший меняет мнение, когда участковый добирается до адреса?
– В семье в 90% случаев бывает так, что потерпевший не желает привлекать к ответственности вторую сторону. Иногда заявления пишут сгоряча, в состоянии алкогольного опьянения. Потом остывают, мирятся. Я считаю, что это неправильно: сегодня это синяк или просто «он меня толкнул», но если не обращаться и хотя бы профилактические беседы не проводить с правонарушителем, то могут быть более тяжкие последствия, человек может чувствовать безнаказанность.
– Сколько семейных дебоширов стоит на учете?
– Сейчас 15. Они на учете стоят год. Если человек после инцидента положительно характеризуется и исправляется, участковый пишет рапорт, что дальнейшего надзора ему не требуется. Тогда с учета снимаем.
– Какие меры принимаете, когда поступает обращение по поводу бытового конфликта?
– По обстановке. Если, например, мы приехали в семью по жалобе жены, и человек уже успокоился, с ним проводим беседу, ей выдаем направление на проведение судмедэкспертизы. Иногда она сама уже просит не забирать в отдел мужа. Но если человек ведет себя неадекватно, мы его доставляем в отдел для опроса.
– А если он пьян?
– Вытрезвителя у нас нет. Если человек агрессивен и опасен, везем в отдел. Когда дело доходит до семейного рукоприкладства, можно усмотреть в его действиях статью «побои». Но привлекать его к ответственности за то, что он в алкогольном опьянении, если мы забрали его из дома – нельзя. Другое дело, если мы видим признаки наркотического опьянения, тогда везем в медицинское учреждение для освидетельствования, и если оно подтверждается, то привлекаем к ответственности. Тут уже неважно – дома ты употреблял или где-то еще, это запрещено по закону.
– Еще одна непростая категория – люди, вышедшие из мест лишения свободы…
– Да, они состоят на учете. Проводим ежемесячную профилактическую беседу. Существует мнение: посадить человека – значит, испортить ему судьбу. Но это не так работает. Если его не посадили, он может почувствовать безнаказанность, а может понять: еще чуть-чуть и – перейдет грань, нужно исправиться. Если побывал за решеткой, тоже возможны две реакции: «так и буду жить» и «такая жизнь меня не устраивает». Зависит не от места, а от человека. Помню своего надзорника, который был судим за хранение наркотиков. Он много лет отсидел и могу сказать, что исправился: устроился на работу, появились жена и дети. А бывает, кто-то сел за ерунду, но выйдя, сохранил образ жизни и будет возвращаться за решетку.
– Как вы считаете, в городе для вышедших на свободу людей созданы условия для возвращения их в общество?
– Зачастую такие лица к надзору относятся отрицательно, но надо посмотреть на это с другой стороны. Чтобы он не вышел, как слепой котенок, и не потерялся, стоит где-то провести беседу, где-то проконтролировать. Стараемся направлять в службу занятости, помогать. Бывает, человек находит вакансию и устроиться не может, мы можем позвонить и успокоить работодателя. Контролируем не чтобы закидать камнями, а чтобы он максимально безболезненно для себя и общества снова вошел в жизнь.
– В Березовском живет немало мигрантов. Ими тоже занимаются участковые?
– У нас есть адреса, где зарегистрированы иностранные граждане. Проверяем, чтобы они проживали по месту, чтобы регистрация была не фиктивная. Иногда человек думает: ну зарегистрировал я иностранного гражданина, ничего за это не будет. Но предусмотрена уголовная ответственность: регистрация подразумевает, что человек также должен предоставить место, где мигрант будет жить. Лица, которые, наоборот, пускают жить, но не регистрируют, привлекаются к административной ответственности.
Люди, которые приезжают из другой страны, должны регистрироваться в отделе МВД, получать регистрацию по месту жительства, проживать там же, уведомлять в случае переезда. Если иностранные граждане не встают на учет, мы можем какое-то время не знать о них, но они выявляются: а) в ходе обхода участковыми населения, б) по жалобам жителей. Тогда мы проверяем законность их нахождения на территории РФ. Доставляем в отдел, помещаем в КПЗ, оформляем протокол об административном правонарушении и ведем в суд. Если человек находится в стране незаконно – выдворение.
– Как и когда участковый может самостоятельно раскрыть преступление?
– Бич настоящего времени – хищения из магазинов. Они происходят сейчас массово и постоянно, этими материалами занимается участковый. Есть постоянные клиенты, которые этим промышляют. Лиц опознаем, разыскиваем, иногда прибегая к помощи населения в социальных сетях, привлекаем. Иногда просим помощи у других отделов, потому что есть гастролеры, которые из города и в город ездят и воруют.
– Наши читатели, бывает, жалуются на то, что участковый не берет трубку…
– И мне иногда звонят, говорят, что не могут дозвониться. Если сельский участковый в дороге – бывает, связь не ловит. Плюс сотрудник может быть занят и не берет, потому что общается с человеком или опрашивает свидетеля. Но всегда стараемся заявителя и участкового состыковать. У нас каждое утро совещания, поэтому я прошу звонить в 9:00 и передаю трубку. Решаем эти вопросы. Письменных жалоб на то, что участковый трубку не берет, нет.
– Человек переехал или просто не знает своего участкового. Где ему найти информацию о том, кто работает на его участке?
– Вся информация об участковых есть на сайте 66.мвд.рф. Там на главной странице есть вкладка «Для граждан и СМИ», а уже в ней – «Ваш участковый». Там поиск ведется по адресу.
– Участковый работает с не самым простым контингентом. Вы как человек, десять лет работавший в этой должности, скажите: выгорание случается?
– С людьми работать сложно, к ним нужен подход. Выгорание есть, но с опытом приходит, как стоит говорить с каждым. Есть люди, с кем нужно разговаривать с пониманием, чтобы расположить, а бывают хамоватые, которые кроме грубого слова не понимают ничего. С ними нужно пожестче, чтобы понимал, что перед ним не девочка, а сотрудник в погонах. Когда понимаешь, с кем как общаться, то становится легче.
Есть такие правонарушители, которые понимают, что им ничего не будет, рассуждают: ну, побеседуют со мной, ну, протокол составят, ну, штраф выпишут, ну и что? Тогда стараемся сотрудников опытнее привлекать, а после двух-трех протоколов вести в суд, чтобы он назначил административный арест, например, за мелкое хулиганство.
– Часто ли березовчане благодарят участковых?
– Когда я работала в Новоберезовском, мы с коллегами пришли на опорный пункт и увидели, что в двери письмо. Это оказалась целая благодарственная поэма про нас троих. Было очень приятно. Ее написал дедушка, который обращался к нам по поводу парковки «Газелей» во дворе. Мы ему помогли, и он вот так отблагодарил.
Бывает, приходят в отдел с позитивными обращениями, просят поблагодарить участкового. С тех пор, как я стала заместителем начальника, таких случаев было два.
Помню случай, когда женщина в магазине Новоберезовского оставила телефон, а другая его забрала. Потерпевшая обратилась к нам с заявлением, мы посмотрели по камерам и оперативно нашли вторую участницу событий. Удалось вернуть телефон в тот же день. Через полгода в магазине эта женщина нас увидела, подошла, снова благодарила. Сказала, что собиралась прийти в отдел, да все никак не получалось.
– Что было той второй женщине, забравшей телефон?
– Они решили в досудебном порядке. Люди заблуждаются, думая, что вещь лежит просто так – значит, она ничья, и это не кража.
– С благодарностью разобрались. А ругают часто?
– Иногда слышим «Участковый ничего не делает». Дело в том, что иногда люди заблуждаются по поводу полномочий участкового. Бывают ситуации, когда это гражданско-правовые отношения. Пример: муж с женой живут в ипотечной квартире, разводятся. Жена вызывает участкового с требованием: пусть муж уйдет отсюда. Но его нельзя выгнать: прописка есть, квартира не разделена. Здесь супругам надо идти в суд и делить недвижимость, аргументы типа «терроризирует семью, скандалы видят дети» в данном случае не работают, потому что участковый не может превысить должностные полномочия, за это он может быть привлечен к ответственности. Мы тоже хотим вернуться домой, в семью.
Бывают обоснованные жалобы: затянул проверку материала. Есть 10 суток для проведения проверки, в некоторых случаях срок можно продлить до 30 суток. Но экспертиза готовится в Екатеринбурге, это небыстро, а люди, конечно, недовольны, называют волокитой. Бывает, приходится отказывать в возбуждении уголовного дела, потому что результатов экспертизы еще нет. Но это не значит, что на этом всё – будет дополнительная проверка. Люди не знают всех нюансов и возмущаются.
– Сколько материалов может находиться в работе у участкового?
– Одномоментно может быть 30 материалов. Понятно, что для каждого его проблема самая важная, но хотелось бы, чтобы люди понимали, что участковый у них один, а их много. И он не всегда сию минуту может прийти. Многие думают, что позвонить участковому можно в любое время, хоть ночью. Но это не так, ночных дежурств в этой службе нет, только первая или вторая смена.
Врач тоже обязан оказывать помощь, но вы же не звоните ему ночью сказать, что горло болит. Ночью на адрес выедет наряд от дежурной части, а участковый получит материал и выйдет на участок днем.
– Кого из участковых вы хотели бы отметить?
– Дольше всех у нас служит Соколов Антон Васильевич, майор полиции, уже 16 лет. Это большой срок для участкового. Хочу отметить помощника участкового, молодого сотрудника, который пришел к нам в этом году и уже зарекомендовал себя исполнительным и ответственным. Это Образцов Иван Алексеевич. Хочется, чтобы они служили и дальше много лет.
– Мы с вами общаемся в преддверии профессионального праздника. Что бы вы пожелали горожанам и коллегам?
– Что касается граждан, то у нас часто поступают заявления по поводу мошенничества. Мы проверку не проводим, это задача угрозыска, но беседуем с людьми и в который раз просим: будьте бдительны, внимательны, никому не передавайте деньги. Сотрудники не будут звонить вам, чтобы вымогать взятку, это мошенники.
Коллегам же хочу пожелать терпения, оно нам очень пригодится. Желаю совершенствовать свои навыки, получать знания, чтобы работать было легче. Семьям – понимания, потому что работа сложная, и если вторая половина не поддерживает, это морально тяжело. Хотелось бы, чтобы семьи наши нас понимали.
Участковый – лицо отдела. Эта служба на виду. Нужно поддерживать участковых: сидеть в кабинете хочет каждый, а ходить по улицам и адресам – это другая работа. Она нескучная, не с бумажками, а с людьми; где-то благодарная, где-то нет. Но в основном все равно люди благодарят за помощь, и это всегда и каждому приятно.