Даниил Сергеевич уже около трех лет работает педагогом в «Радуга-центре» и руководит кружком исторического фехтования «Тюлений берег» в кедровском дворовом клубе «Черника». Сам себя педагогом не считает, что, к слову, совсем зря.
Как рассказывает молодой педагог, раньше он учил ребят фехтованию или изготовлению снаряжения в качестве старшего товарища, на уровне хобби, а теперь это приобрело своеобразный авторский характер, интересный не только самому Даниилу. Сейчас он учится заочно в Свердловском колледже искусств и культуры (СКИиК) на специализации «Организация культурно-досуговой деятельности».
– Даниил, почему ты выбрал довольно узкую дисциплину фехтования, да еще и в детском клубе? Насколько я знаю, у тебя богатый послужной список в разных профессиональных областях.
– Отношу себя к людям, которые с детства увлечены фэнтези, историей, мифологией. У писателя Владислава Крапивина есть роман-трилогия «Мальчик со шпагой» – в каком-то смысле я уже выросший этот мальчик и есть. Со временем не отказался от своего увлечения, которое по-прежнему кажется мне интересным и многогранным. В школьные годы я занимался в секции японского фехтования и долго ездил из Кедровки в Екатеринбург. После армии увлекся исторической реконструкцией в екатеринбургском клубе «Северный ветер» и пять лет посвятил этому интересному делу. Всегда был в курсе выставок, участвовал в фестивалях и выездах, накапливал постепенно опыт и в какой-то момент понял, что смогу уже делиться умениями и знаниями с другими.
– Расскажи немного о клубе: где проходят занятия, специализация?
– Занимаемся в зале дворового клуба «Черника» в Кедровке. Преподаю историческое фехтование как вид спорта и творческую деятельность. Осваиваем с ребятами технику длинного меча, начальные навыки поединков со специальной тростью. Сейчас медленно обрастаем снаряжением, в основном самодельным или очень недорогим. Основная часть нашего оборудования подходит под тематику старых ролевых игр, когда их виды еще не были поделены на спортивную подготовку или показательно-художественные приемы. Живем в постоянном режиме «сделай сам» и ограниченных ресурсов, и этот челлендж, конечно, утомляет и усложняет возможности при тренировках, но так или иначе развивает смекалку.
– Каков возрастной ценз для участников клуба «Тюлений берег»?
– В клубе занимается два десятка человек, и это действительно заинтересованные темой исторической реконструкции ребята. Часть из них, старшая группа от 18 до 30 лет, приезжают каждые выходные из Екатеринбурга. Самую многочисленную группу представляют кедровские ребята 11-14 лет. Ограничений по приему у нас нет, главное – увлеченность и желание заниматься.

– Почему ты решил создать клуб именно в Кедровке, на площадке «Радуги-центра»?
– В Кедровке клуб существует потому, что здесь есть более или менее подходящий бесплатный зал для занятий и нашлась заинтересованная аудитория. Ведь я тоже увлекся фехтованием, живя в Кедровке, и тогда, без скоростного интернета, по старым черно-белых сканам мы с другом учились фехтовать – по ночам ходили на стадион махать палками. Если бы у тогдашнего меня был кто-то вроде меня сегодняшнего, это заметно бы упростило мой стартовый путь. Кружок в «Радуга-центре» лично мне дает возможность реализовывать свое направление, вовлекать в него неравнодушную молодежь, давать ребятам новый опыт. Зал позволяет заниматься нескольким парам сразу или репетировать большие номера. Помещение – это всегда головная боль для групп людей по интересам, и именно в Кедровке оно нашлось.
– Чувствуешь себя педагогом?
– Я не уверен, что могу быть педагогом в плане морального наставничества. Ребят никогда не отвергаю, когда они хотят поговорить и стараюсь сделать это не для галочки – пытаюсь соединить практику и теорию, настоящую жизнь и мораль. Не лезу в тему «разумного, доброго, вечного», не даю мудрые советы, а говорю понятным языком о простых вещах, помогающих выжить, когда вокруг небезопасно, в том числе в быту. Моя функция – не воспитать в ребенке некие великие качества, а дать ему место, где он чувствует себя комфортно, безопасно, возможно, счастливо. А вот старшей группе клуба не нужен наставник, им нужен комфортный адекватный, спокойный человек, взрослый друг и я это понимаю. Это уже не типичная педагогика.
– У тебя есть свои педагогические секреты?
– Не давить, не тянуть и не заставлять. Я не учитель в школе, которому необходимо вложить в детей определенный объем знаний. Ко мне приходят, потому что хотят заниматься – от меня уходят, потому что это желание исчезает. Если ребенок хочет изучить, выслушать, попробовать, то я ему это предоставлю, если он хочет провести время, осуществить активный досуг, то пускай помашет палкой, повеселится, выплеснет энергию и пойдет домой. В рамках единомыслия, клуб – это наша с ребятами общая идея, несмотря на разноуровневую подготовку. Мы придумываем, выясняем, что интересно, что нужно сделать, чтобы достичь чего-то. Кому интересно, тот занимается углубленно.
– Какой ты будешь через 10 лет в формате педагога по досугу?
– Ни в коем случае не скучный, не занудно-мудрый и снисходительно посматривающий на окружающих человек, сидящий ровно на стуле. Надеюсь, что я смогу и в 40, и в 50 лет бегать, прыгать и фехтовать с теми, кому это будет нужно. Надеюсь, мне удастся в творческом и спортивном смысле раскрыть моих учеников в клубе. Хочу обширную и интересную материальную клубную базу, на основе которой будет интерактивный музей, где станет возможным воплотить самые неожиданные идеи, типа парадоксального поединка человека с коротким кинжалом и противника с длинной рапирой времен Ренессанса. Это же очень интересно! Сам лично мечтаю открыть небольшую мастерскую по изготовлению снаряжения для фехтования.
– Поделись ближайшими планами клуба.
– Планы простые – собрать нормальный комплект снаряжения, чтобы тренироваться в полную силу и не думать о первичной безопасности, чтобы всем хватало защиты. Завести как можно больше творческих тем для постановок и снарядов для фехтования, например, трости или копья с резиновыми наконечниками, чтобы можно было выступать. Недавно мы с ребятами поставили небольшой фэнтези-спектакль «Альвхейм – дом эльфов» в Кедровке с хорошими фехтовальными сценами – очень хочется делать подобное масштабнее и выступать не только на сцене поселка.