У себя ВК Елена Гречишникова, педагог со стажем, выложила три больших поста на тему развития детей в быту. Они (посты) показались нам полезными, и мы решили объединить их в один материал для вашего удобства.
Часть 1.
Технический прогресс настолько облегчил наш быт, что мы воспринимаем всех наших помощников как само собой разумеющееся. Однозначно, без них уже нельзя! Я хочу донести до родителей пользу, надобность и важность развития ребенка в быту. Мне есть, что сказать! Погнали!
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, позволь мне это сделать – и это станет моим навсегда!» – сказал Конфуций. Цитата сегодня очень актуальна!
И если мы говорим о физиологии работы головного мозга, то, что мы ДЕЛАЕМ, запоминается лучше всего. Ведь в процессе участвуют не только мыслительные процессы, но и моторные. И все, что автоматизируется, уходит в уровень навыка, воспроизводится легко, на автомате, без лишних усилий. Любой навык – это ценность. Они будут помогать ребенку в его развитии сейчас и потом во взрослой жизни.
Бытовые навыки – это индикатор развития ребенка. При выпадении каких-либо навыков в психическом развитии будет видна задержка или нижняя граница нормы. Через быт ребенок транслирует во внешний мир, что он накопил: знания, учебные умения, качество функционирование нервной системы, работу высших психических функций.
Через быт ребенок развивает одновременно движение- крупную моторику: сесть, встать, одеться; и мелкую моторику – застегивать пуговицы, помыть ягоды... В более старшем возрасте – умение пользоваться иголкой и ножницами… Здесь же ребенок развивается сенсорно: трогает разные поверхности и консистенции. Помогает маме стряпать пирожки, мыть посуду. При выполнении физической работы, например, при работе с пылесосом, ребенок чувствует глубинные мышцы тела.
В бытовых навыках прокачиваются волевые качества. Ведь нужно довести дело до конца! И тут тоже важна регулярность.
Даже взрослому сложно учиться чему- то новому. И нам не особо хочется делать это новое, потому что мозгу сложна новая деятельность. Но в эти моменты идет развитие мозга! Вот тут и подключаются волевые процессы. Умение концентрировать внимание на том, что мне сложно что-то делать- это и есть момент развития воли. А что есть воля? Способность достигать своих целей, не сдаваться, идти до последнего! Во взрослом возрасте этот навык прокачать уже не реально. Мы, взрослые, это делаем за счет развитых лобных долей. Все ли, покупая годовой абонемент в зал, ходят регулярно целый год?
Теперь про развитие познавательной сферы. Ребенок реально думает, когда видит и делает. Только в этом моменте! Так развивается наглядно- действенное мышление. Делая бытовые вещи, ребенок коммуницирует с внешним миром. Активизируются лобные доли: что мне делать сейчас? Что делать потом? В голове ребеночка формируется упорядоченность действий. У взрослого мытье посуды доведено до автоматизма, а ребенок продумывает каждое действие, укладывая все это в алгоритм. Ведь для малыша все это впервые! И это колоссальная работа для головного мозга.
Ребенок может превосходно играть в настолки, но те же самые операции мышления с трудом будет применять в реальной жизни. У ребенка будет чрезмерная интеллектуализация , а на практике он не умет завязывать шнурки и пользоваться ножницами.
Через завязывание шнурков я, как специалист, вижу работу мелкой моторики, программирование действий, развитие пространственной сферы. Реальная жизнь, к которой мы готовим своих детей – это про действия. Прокачивать мозг, но не уметь применять эти действия в быту — значит усложнять жизнь ребенку в будущем.
Чаще всего мы ругаем детей за то, чему не научили. Он не любит одеваться! Не умеет аккуратно кушать! Уже в школе – не умеет делать уроки! А ведь это тоже навык! Любому навыку надо ребенка учить системно и последовательно. Родители думают, что ребенок сам собой будет чему-то научаться. Да, чему-то ребенок учится интуитивно. Но если мы хотим качественных результатов, то надо прикладывать родительские усилия.
Как фанат комнатных растений, разберу формирование навыка на выращивании цветка. Возьмите большое растение. Отрежьте черенок и поставьте в воду. Наблюдайте появление корней. Купите грунт и горшочек. Посадите растение. Полейте. Наблюдайте появление листочков. Регулярно опрыскивайте и подкармливайте растение. И все это вместе с ребенком! Рассказывая ему, что растения можно вырастить и из семян. И видов названий одного растения тоже много.
Да просто посадите обычную луковицу! И наблюдайте вместе с ребенком! И это идет формирование общего кругозора. Когда ребенок включен в быт семьи, кругозор у ребенка максимально широкий.
А какие эмоции испытывает ребенок! Я смог! Я справился, у меня получилось! Я сделал сам! Ребенок чувствует себя не только в ситуации успеха, но и неудачи. А почему не получилось? Где я ошибся? Хочу еще попробовать! Даже через негативные эмоции ребенок учится анализировать и исправлять свои ошибки. Современные коучи учат трансформировать злость в позитивное русло. Но легче всего этому учатся дети в реальной жизни и в быту!
Речь ребенка развивается в быту. Вы же не будете учить его молча. Учите одеваться – озвучиваете эту деятельность, учите умываться – рассказываете, что за каким действием делаете. Ребенок слышит вас, вступает все больше и больше в диалог, расширяет свой словарный запас.
Ребенок в 3 года в памперсе. Его кормят с ложечки. Он не может вытереть попу. Сам не одевает не снимает одежду. Все, можно говорить о бытовом инвалиде. Вся речь родителя сводится к этим фразам: пойдем гулять, садись за стол, я тебя покормлю. А если бы шло развитие через быт, то ребенок бы слышал: неси ложку и тарелку, накрывай на стол. Положи ложку справа. Кружку синюю или красную дать? А что у нас на обед? Супчик! Что плавает в тарелке? Морковка и картофель. О, зеленый лук! И лапша! Где лапша? Бери кусочек курицы и кусай зубами. Съел? Неси все в раковину. Давай тарелочку помоем! И далее вся последовательность мытья посуды.
Ну, примерно так.
Развивать историю любого события! Неважно, собираетесь вы купаться или идете гулять.
Быт – это самооценка. Вернее, ее корни. Ребенок, сталкивающийся с бытовой деятельностью, все чаще и чаще становится успешным. У него начинает вырабатываться дофамин- гормон достижений. Этот процесс эволюционный. И когда в жизни ребенка появляется много дофамина, он делает вывод: да ведь я успешен! И он начинает верить в себя. И такой дофаминовый опыт тоже должен быть регулярным. Делая бытовые вещи, ребенок начинает себя чувствовать вкладом в семью, свою значимость и важность. Чтобы во взрослой жизни не говорить: да кому это надо…я никчемный…разве мои идеи кому-то нужны? Вот чтоб этого не было, ребенку надо дать позитивный опыт в раннем возрасте!
Дети хотят нравится своим взрослым. Так они ощущают свою безопасность. И когда дети что- то умеют, мы, взрослые, испытываем за них гордость. А это уже про получение удовольствия от родительства.
Быт – это про сепарацию. Здесь ребенок включает «я сделал сам». Без маминой помощи. Эта сепарации происходи в первую очередь на телесном уровне: мама ест свою кашу, я- свою, мама складывает свои вещи, я- свои. И если хочется психологического здоровья своему ребенку в будущем, то занимайтесь бытом с малых лет!
Быт – это естественное развитие для ребенка. Сейчас жизнь взрослым колоссально облегчена. К нам приходит чинить розетку электрик. Но он не расскажет вашему сыну, как это надо делать! Приходит помощница по хозяйству. Она не покажет вашей дочке алгоритм уборки. Молнию в куртку вшивает швея. Готовый ужин доставляют домой.
Бытовые навыки сейчас актуализируются у ребенка гораздо позднее. Как следствие, идут разные задержки в развитии ребенка. Если родители облегчают себе жизнь разными техническими достижениями, то ребенка учить элементарны вещам необходимо. Стирать носочки и отжимать. Пользоваться вилкой и ножом. Завязывать шнурки. Уносить грязные вещи в стиральную машинку. Развешивать белье.
У каждого навыка есть своя возрастная граница. Можно научить завязывать шнурки в 10 лет, что очень поздно, можно и в 5. И это норма!
Часть 2
Быт – это про любовь!
Вы вместе чем- то занимаетесь! Ведь дети будут вспоминать не час проведенный у телевизора, а то время, когда вы вместе пекли пирожки или собирали грибы в лесу. Или чинили велосипед. Моменты «здесь и сейчас» – это самые лучшие моменты проявления любви. Вы находитесь рядом с ребенком и не в телефоне. Вы говорите с ним и делаете совместное дело!
По мере развития навыков ребенка, вы начнете получать реальную помощь от ребенка. И к 5 годам помощь будет значимой! У вас уже будет командная работа. Это ваше счастливое родительство! Психологи называют время, проведенное с детьми, эффективным временем. Но, блин, 30 лет назад это было естественным времяпровождением! Это происходило само собой! Эволюционный потребности детей не изменились, но очень сильно изменилась среда.
Мамы говорят: у меня нет времени, я устаю, у меня готовка, уборка… Так включите ребенка в ваши бытовые процессы: протрите пыль, приготовьте обед, развесьте вместе белье сделайте зарядку. Выбирайте действие по возрасту ребенка. Время на это уйдет чуть больше, но вы получите полноценное развивающее занятие для ребенка.
Ребенок до 3 лет самостоятельно играть не может. Делайте домашние дела вместе! Эти сценарии после ребенок будет вставлять в свои игры! Потом не надо будет учить ребенка самостоятельной игре! Быт – бесплатное многогранное развитие вашего ребенка! Это доступно и бесплатно! Бытовое развитие не купишь.
Когда надо формировать бытовые навыки?
Чем раньше, тем лучше. Самый восприимчивый возраст – это 3-4 года.
Главные правила быта.
Удобная среда. Ребенок живет в мире великанов. Все же сделано под взрослого. Подставки и ступеньки для ног, низкие вешалки и крючки, удобный инвентарь (маленький кусочек мыла, удобные петельки на одежде и полотенцах, доступные влажные и сухие салфетки, маленький совок и веник, детская терка и венчик…) И пусть вещи будут красивыми! Это уже про эстетику.
Минимум вещей на полках. Так удобнее складывать и брать с полки вещи самому. Доступное для ребенка зеркало. Будем расчесываться, чистить зубы, вытирать лицо… И всем этим вещам учим играя, с песенками, присказками, шутками.
Учим ребенка устранять последствия неудачи! Наливает сам воду из графина: пролил и сам затер!
Это важная часть научения- столкнуться с последствиями! Это и сенсорное развитие, и развитие причинно-следственных связей в голове маленького человечка. И профилактика страха неудач. Да не получилось, но всегда можно исправить.
Не наказываем домашними обязанностями. Этим мы перечёркиваем значимость дел ребенка.
Освоение нового навыка для ребенка должен быть праздником. Ты такой большой, что я тебе доверяю свой нож. Ты так хорошо справляешься со своим керамическим ножом, ты вырос и можешь пользоваться моим ножом.
Выставляем ребенку требования по возрасту. Если требования занижены, мы создаем задержку развития. Если завышены, то у ребёнка дело не получается, создаем ситуацию неуспеха. Раздражаемся сами. Это путь в никуда.
Идем от простого к сложному. Учим последовательно выполнять действия. И помним про правило «+1». Ребенок открывает кран, берет мыло, намыливает руки, смывает пену, закрывает кран. И только затем сам берет полотенце и вытирает руки. Просим ребенка сделать на одно действие больше, чем ему легко. Как раз в этом моменте, когда тяжело, формируется воля. Спортивные тренера тоже говорят, что последние упражнения или повторы самые эффективные.
Дробим инструкцию. Задаем наводящие вопросы.
Идем гулять. Что надо надеть? Посмотрим в окно! Какая у нас погода? Тепло. Берем носочки. А где твои шорты? Где кепка? Не надо говоритьь: иди одевайся! Мозгу ребенка важно понять что идет сначала, а что потом. И этому надо учить.
У школьника. Собирай портфель! Что надо сделать? Открыть дневник. Первый урок – русский язык. Что надо на русский? Стопочку для первого предмета приготовили. Второй урок математики. Что к нему надо? И так по каждому уроку.
В голове складывается алгоритм, порядок действий. Мозг ребенка еще не дозрел до уровня планирования взрослых, поэтому задаются вопросы и инструкция разбивается на части.
Есть правило 4 «С» для родителей.
- Делаем С помощью взрослого
2. Делаем С инструкцией.
3. Делаем С напоминанием.
4. Сам!
Под это правило подходит любой навык, который вы хотите сформировать!
Часть 3.
Обязательные навыки.
Это то, что болит у родителей!
Например, убрать игрушки. Создаем среду! Когда игрушек много, то странно требовать от ребёнка, чтобы он все убрал. Невозможно требовать от малыша, чтобы он играл только частью игрушек. В доступе оставляем тот минимум, который ребенку интересен.
Сортируйте по коробкам: убирайте то, из чего ребенок вырос. То, что использует ребенок нечасто – тоже убирайте. Устраивайте расхламление вместе с ребёнком!
Вводим детям правило: поиграл-убрал. Постоянно его проговариваем. Отслеживаем количество игрушек, которые ребенок может сам убрать. Говорим: убери на место игрушки, которыми сейчас не играешь. Это нормально, когда ребенок вытаскивает все с полок, ему хочется все и сразу. Если вдруг вы проворонили тот момент, и увидели, что вся комната в игрушках, спросите, что ребенок может и хочет убрать сам.
По сути, количество игрушек – это ваша зона ответственности. Нормально убирать игрушки до 3-4 лет вместе с родителями.
Ограничение по пространству. Например, ты можешь раскладывать игрушки только на ковре. Но часто этим моментом пользоваться не нужно. Мы же начинаем ограничивать полет фантазии ребенка. Вам надо скоро уходить, или вы ждете гостей, то да – включается правило ковра.
Игрушки можно убирать под музыку, в танце, с включением сюжетно-ролевой игры. Например, мы едем в путешествие, нам надо собрать чемоданы! И убираете игрушки в коробку. Или ты превращаешься в подъемный кран и собираешь все в один ящик. Помним, что перед сном мы не обучаем навыку уборки игрушек, чтобы не перевозбудить нервную систему ребенка.
«Не хочу! Не буду»! Это тоже нормальные проявления ребенка. Здесь мы говорим о дефиците воли. И это зона роста ребенка. Выставляем границы! Говорим спокойно: или это сделаешь ты, или я это сделаю твоей рукой. В нашей семье есть правило: перед сном все игрушки убраны! Или правило: сам поиграл – сам убрал!
Ловите свое эмоциональное состояние. Если вы не в ресурсе, то физический контакт рука в руке при уборке игрушек ребенок может воспринимать как агрессию. Ребенок чувствует ваши эмоции. Сохраняем здравомыслие. Пусть ребенок уберет несколько игрушек. И скажите ему, что он молодец.
Помощь по дому. Делайте уборку вместе. С 5 лет ребенок вполне может вытирать пыль и пылесосить или пользоваться веником и совком. И научить этим вещам ребёнка надо ради развития мозга! Ради того, чтобы ребенок имел понятия о физическом труде и ценил этот труд. И это уже про воспитание нравственности.
Кормление, самостоятельная еда. Здесь развивается и пространство- как мне ложкой попасть в рот. И аккуратность- противно же сидеть в мокрой и липкой одежде. Зрительно-моторная координация, которая лежит в основе письма. Сенсорная сфера – я трогаю руками еду, пробую на вкус. Самостоятельная еда – это и про развитие речи. Я ем жидкую и твердую пищу, хорошо жую и артикулирую! Правило: ребенок ест в определённом месте- на кухне за столом, а не за столиком, где играет. Тут работает рефлекс: ребенок садится за обеденный стол и у него уже начинает вырабатываться желудочный сок. Это не просто про удобство, это уже про здоровье ребенка. На постоянном месте приема пищи ребенку легче сфокусироваться на еде.
Ложки и тарелки у ребенка самые обычные. Никаких тарелок на присосках. Ребенок должен понимать, что предмет, когда его трогают, движется и может упасть. А вот фартучки нежелательны.
Ребенок должен чувствовать, куда и где у него течет! Все же можно постирать! Транслируйте ребенку: ты важен, а не вещь! Ценен процесс! Думайте не о вещи, а ценном вкладе в своего ребенка.
Да, если вы в общественном месте, то фартук необходим. Тут не спорю.
Основные приемы пищи вы едите вместе с ребенком! Пусть ребенок видит, как вы принимаете еду. Он учится, глядя на вас, правилам приема пищи. Так легче вводить прикормы, давая ребенку пробовать еду из своей тарелки. Риск таких историй, как он не ест, у него неправильное пищевое поведение, будет снижен. Ребенка вы докармливаете в конце приема пищи. Если он отказывается от еды, вы в него не пихаете. В 1,5 года ребенок может есть и пить из кружки сам.
Навык вытирать попу. Учим отрывать бумагу. Это дается детям легко и просто. Потом учим складывать бумагу. Показываем, как это нужно делать. Фиксируем внимание, что положение руки должно быть за спиной. Первое время мы это делаем рука в руке. На начально этапе формирования этого навыка в 2,5 года используйте влажные салфетки. С 3 лет переходим на обычную бумагу. И руки у детей достают!. На корточках точно ручки достают. Этот навык не любят дети. В этот период начинает формироваться брезгливость. Но это уже про границы тела. И вытекающий отсюда навык- мытье рук после туалета.
Купание. С 2 лет ребенок научается намыливать тело, пользоваться мочалкой. К 3 годам вы только присутствуете при мытье ребенка. Мыть голову самостоятельно могут с 5 лет. Да, девочкам здесь сложнее, головы им еще моют мамы. Не ищите оправданий: ой, у нас скользко! Создаем среду. Резиновый коврик на дне ванной. На ванной ставится черточка до куда можно наливать воду. На кране такая же черточка.
Если у вас высокая тревожность, то присутствуйте в ванной, а ребенок пусть купается за шторой. Еще раз напомню: это вопрос формирования границ тела ребенка.
Если все это не делать вовремя, то получается, что вы транслируете ребенку, что мир не безопасен! Я все сделаю сама! Свою тревогу и установки предаете детям.
Навык одевания. Он начинается с …раздевания! Раздеться всегда проще. Дети с нормой развития к 2,5 годам полностью раздеваются сами, за исключением сложных деталей одежды. К 3,5 годам могут полностью самостоятельно одеться. Одежда должна легко сниматься. Да, на джинсах одеваться учить не надо. Давайте ориентиры: этикетка должна быть сзади, рисунок – спереди. Так вы еще отрабатываете пространственные отношения, которые лежат в освоении математики.
Сложные навыки в одевании отрабатывайте в игре. Пусть молнию на куртке ребенок пробует застегнуть на вас или на большой игрушке.
Помним про удобную для ребенка среду: низкие крючки и полки. На самостоятельное одевание ребенка закладывайте время.
Выставляем правила: в верхней одежде и обуви дальше прихожей не ходим! Обязательно учим одеваться от простого к сложному! Если ребенок умеет одеваться, но не одевается, то навык сформирован не до конца.
Если идет протест на одевание. Здесь четко выставляем границы на вербальном и физическом уровне. Садим ребенка на стульчик для одевания и говорим: бери носок! И так – пока не взял и не одел. Словесная инструкция необходима. Если ребенок побежал – останавливаем его. Это не про ломку личности. Просто у ребенка не хватает контроля за осуществлением своей деятельности. Ограничивая сладкое, вы же не считаете это насилием.
Бывает, что при обучении одеванию ребенок включает яркий негативизм. До истерик. На пару недель выключаем этот навык из быта ребенка. Начинаете снова с самого простого навыка и несколько дней отрабатываете только его. Например, только снять ботинки. Потом добавляете снятие куртки. А потом задаете вопрос: что теперь тебе нужно снять? Чтобы ответить, у ребенка на секунды включаются лобные доли головного мозга.
И всегда можно переключать внимание ребенка на то, ради чего мы одеваемся. Нас же ждут качели на улице!
Если ребенок уходит в отказ одеваться, например, варежки, пойдите ему на встречу. Дети учатся через чувствование!
Ошибки родителей при формировании бытовых навыков.
Покупка домашних питомцев, чтобы научить ответственности. Когда ребенок освоит часть домашних обязанностей, например, мыть обувь, тогда и можно говорить о домашнем животном Лоток- то ведь тоже мыть надо)). Животное – это не тренажер для ребенка. Это условная награда для ребенка награда. Мы говорим, что теперь ты готов взять ответственность за питомца.
Убираем манипуляции, типа: ты со мной не делишься, или я устала, а ты не помыл посуду. Это создает негативный фон. Домашние обязанности – это не наказание. Перестаем постоянно одергивать. Помолчите, наберитесь терпения. Для навыка нужно время!
Не делайте за ребёнка, пока от не попросил помощь. Вот это – самое сложное для родителей! Мне пришлось долго работать над собой как родителю. Грешна, каюсь.
Старайтесь не переделывать за ребенком. Или переделывайте, но не сразу. Не обесцениваем труд ребенка.
Чрезмерная принципиальность. Не придирайтесь! Дети иногда тоже устают. Скажите ребенку, что вы сегодня о нем позаботитесь.
Не реагируем на провокации!
Что делать, если время упущено?
- Не форсируем события!
- Учим навыкам также: от простого к сложному и постепенно.
- Навыкам характерна преемственность. Из маленьких навыков формируется один большой.
- Делаем что-то вместе не как обязанность, а как общее дело.
- Не выдвигаем высоких требований, иначе будет откат по мотивации. Если вам морально тяжело чему-то научить, делегируйте кому-нибудь обучение навыку.