Мария Баянова – руководитель кружка декоративно-прикладного творчества в клубе «Гранат». История с кокошниками в ее жизни началась случайно: в коллектив пришел новый руководитель клуба, которая оказалась заинтересована обновлением либо появлением сценических костюмов для праздников с детьми.
В ноябре прошлого года решили сделать хотя бы новый головной убор для Снегурочки, но потом разошлись и купили ткань для платья – его шила тоже Мария.
Первой тот свой головной убор надела на себя сама мастерица, а примерив, сделала фото и показала его дочери. Та восхитилась и посоветовала маме развивать это дело, работать в этом направлении дальше. Пожалуй, сейчас дочь – главная, кто поддерживает маму в новом хобби. Вместе уже немало где побывали: бродили по Плесу на Волге, гуляли по Суздалю, а недавно съездили в Невьянск на мастер-класс по традиционному покрою одежды. То есть Мария не хочет останавливаться только на головных уборах, ей бы хотелось составлять образ целиком. Например, к кокошникам своим она уже делала украшения в тон на шею и на запястья.
На сегодняшний день в ее «копилке» несколько разных по стилю и внешнему виду символов русского национального костюма. С одним из них уже состоялась тематическая фотосессия: на рукодельницу, увидев ее работы в соцсети, вышла фотограф и предложила сотрудничество. К той же фотосессии березовчанка сшила юбку. На сегодня это единственное предложение, пока кокошники ждут своего ценителя. Мария, кстати, открыта для разных тематических проектов, а в будущем мечтает о создании театра мод – если найдет единомышленниц и сможет передать им свои умения.
Но естественно, и к ней умения пришли не сразу и не просто так. В юности окончила художественное училище и стала огранщиком самоцветов, ее карьера началась на «Уральских самоцветах». Трудовая биография березовчанки довольно богата, но лишь в начале 2000-х ее творческая натура раскрылась полностью, когда она училась на дизайнера-флориста. Ей повезло попасть к очень талантливому педагогу, который умел вытащить из учеников даже тот талант, который был глубоко закопан. Работать в цветочном магазине Мария в итоге не стала, но многому тогда научилась. 10 лет занималась оформлением праздников – ее небольшая компания украшала залы к торжествам, «Флагманъ» был постоянным клиентом, для него было придумано немало интерьеров к открытию магазинов и кафе. Дело интересное, творческое, но требующее больших сил – и физических, и моральных. Мария рассказывает, что зачастую весь день на ногах, поесть некогда… Со вторника по четверг подготовка к праздникам, в пятницу-субботу свадьбы, выездные церемонии и другие торжества, дальше тоже отдохнуть некогда – нужно дать продавцу отдохнуть (параллельно Мария открыла магазин «Товары для праздников на Кирова). Когда в этой постоянной гонке закапризничал организм и начал давать сбои, решила – хватит. Сегодняшняя работа в «Гранате» гораздо более спокойная, но от этого не менее интересная. Плюс позволяет заниматься творчеством. Она говорит: пробовать себя в новом вообще свойственно художникам.
– В интернете много мастер-классов, есть схемы. Мне это несложно и потому, что я флорист, а основное во флористике – это, как и здесь, конструкция. Я стала погружаться в эту тему, вдохновение не отпускает. За эти месяцы очень много узнала про традиционные головные уборы: оказывается, они различались в зависимости от губернии, от традиций конкретного региона, – рассказывает мастерица. – Разновидностей головных уборов очень много. Это кладезь знаний, это множество нюансов в изготовлении, это возможность придумать и создать настоящее произведение искусства.
И правда, глядя на кокошники, которые вышли из-под ее рук, невольно любуешься: они расшиты бисером или искусственным жемчугом, они украшены ряснами (подвески, напоминающие сережки, которые крепятся с двух сторон к головному убору), иногда имеют сетку-поднизь, это деталь девичьего праздничного костюма. Один из ее кокошников получился мощным, крупным, в основе его Павлопосадский платок; в другом она использовала подаренный мамой связанный воротничок; в третьем применила новую технику, которую освоила – сажение по бели*. Когда Мария показывает свои шедевры в соцсети, то каждый раз получает восхищенные отзывы.
Дело непростое, трудоемкое, кропотливое, а еще – недешевое. Стоимость небольшого кокошника вместе с работой березовчанка оценивает в 5000, если с вышивкой – дороже, от 10 000. Поэтому она понимает: танцевальные или хоровые коллективы, которым нужны сценические костюмы, вряд ли закажут у нее головные уборы. Сейчас у нее в работе не только новый головной убор, но и косоклинный сарафан – наследие наших предков в части конструирования без выкроек. Находки, которые раньше использовали в шитье мастерицы, Мария называет гениальнейшими.
*Техника исполнения данного вида росшива предполагает многоэтапный и достаточно трудоёмкий процесс. «Белью» (так называется настил из х/б или льняных, чаще белых, ниток) выкладывается причудливый диковинный узор, который затем расшивается жемчугом или бисером. Отсюда и название «Сажение по бели».
Немного истории
Кокошник – это старинный головной убор. Название происходит от древнерусского слова «кокошь» («курица», «наседка»). Их носили только замужние женщины: с давних времен считалось, что, выйдя замуж, нужно покрывать голову и прятать волосы. Форм кокошника было очень много, однако сейчас наиболее известной считается форма шапочки с плоским или выпуклым дном, к которой крепился высокий гребень в виде треугольника или полумесяца. Основу такого гребня делали из плотной бумаги или проклеенного холста, обтягивали его дорогой тканью – бархатом или штофом, украшали аппликациями из парчи, вышивали золотыми или серебряными нитями, бисером, бусами или жемчугом, а иногда и драгоценными камнями. Поверх кокошников иногда носили кусок ткани, закалывая его под подбородком. Это могла быть или тончайшая вуаль-фата, или платок, или убрус – плотное покрывало, украшенное вышивкой.
Когда именно начали носить кокошники – точно неизвестно, однако уже начиная с X века древнерусские женщины надевали головные уборы, которые их напоминали. Со временем кокошник стал неотъемлемой частью русского костюма. Само слово «кокошник» в первый раз встречается в документах XVII века. Поначалу их носили женщины всех слоев населения, однако после реформ Петра I кокошники остались только в традиционном костюме – крестьянском, мещанском и купеческом. Их делали специальные мастерицы, «кокошницы». Даже в бедных семьях стремились обзавестись нарядным головным убором, который бережно передавался от поколения к поколению. В повседневной жизни кокошники не носили, приберегая для торжественных случаев. Праздничный русский костюм делал женскую фигуру статной, массивной, и большой нарядный кокошник достойно венчал этот образ.
Незамужние девушки тоже носили высокие головные уборы, так называемые венцы, однако они не закрывали волосы. Впоследствии кокошниками стали называть любые украшения с высоким «очельем» и перестали соотносить их с семейным статусом.
Проник кокошник и в придворный костюм. Екатерина II, подчеркивая близость к русскому народу, c удовольствием позировала в нем для портретов и поощряла придворных появляться в кокошниках на маскарадах.