Уже месяц – и еще до середины мая – березовчане могут любоваться выставкой картин Екатерины Бессоновой в «Современнике», художницы из Екатеринбурга.
Правда, у Екатерины ВК в шапке профиля подчеркнуто крупно написано – НЕ ХУДОЖНИК, так она заявляет обществу, что самоучка. Но самоучка талантливая, этого не отнять – одну из картин приобретал губернатор Евгений Куйвашев, одну – Уральский горно-промышленный холдинг, где Екатерина раньше работала; а выставка в Новоберезовском у нее шестая в творческой биографии, до этого выставлялась, например, в Академии современного искусства. «Современник» принял около 30 картин, они – про животных, которые, по словам их автора, получаются у нее лучше всего.
Помимо дворца культуры, Екатерину с Березовским связывает еще одно учреждение – Институт клиники мозга, в котором наблюдалась много лет. Пожалуй, главная особенность 35-летней красавицы – она пишет картины только одной рукой. У нее хроническое аутоиммунное заболевание центральной нервной системы.

Одна картина авторства Екатерины Бессоновой в среднем стоит от 6 до 10 тысяч рублей. Часть картин на выставке можно приобрести, уточняйте у администратора «Современника»
Екатерина родилась в Курганской области, после окончания вуза с красным дипломом – всегда мечтала быть экономистом, и у нее получилось – переехала с мужем в Екатеринбург, устроилась на хорошую работу. Болезнь если и давала о себе знать, то не критично. При походке могла подвернуться нога, например. Девушку долго лечили от остеохондроза, и только МРТ прояснило ситуацию. Когда Екатерина собралась стать мамой, врачи предупреждали, что здоровье может серьезно пошатнуться, беременность и роды – нагрузка на организм серьезная, но она не раздумывала… Из роддома вышла уже с тростью, через несколько месяцев врачи оформили вторую группу инвалидности, еще позже – первую. Долгие месяцы молодая мама вместо того чтобы кормить грудью свою крошку и радоваться ее первым улыбкам, лежала в больницах и получала дозы химии. Сейчас Танюше восемь, и она, как и мама в детстве, занимается танцами.
И побежала кисть по холсту…
Творческим человеком Екатерина себя не считала никогда. Два года назад, увидев чью-то картину, вдруг решила попробовать, одолжив у дочки кисти и краски. Удивила всех своих родных, а себя больше всего – получилось! Постепенно в ход пошли разные инструменты и материалы; полюбила масло.
– Рисую в основном животных, они у меня получаются. Нарисовать траву мне почему-то сложнее, чем лошадь. Смотрю на животное – и сразу вижу, с чего начать, как продолжить, какие краски взять, – объясняет автор выставки. – Меня часто спрашивают: «Почему лошади?». Мне как человеку с ограниченными возможностями нравятся животные сильные, свободные, мощные, вольные. К тому же я занимаюсь иппотерапией, недавно преодолела свой страх и села на лошадь. Теперь с нетерпением жду каждое занятие.
С мастер-классами Екатерина не дружит – когда ее начинают учить, что надо непременно вот так, и никак иначе, художник в ней сопротивляется, имея свое видение и предпочитая работать в своем стиле: «Может, я ошибаюсь или усложняю себе работу, но это мой процесс».

В квартире для нее оборудован личный уголок на утепленной лоджии – там все ее завершенные и незавершенные картины, холсты и краски. Ей нравится – можно отвлечься и посмотреть в окно, понаблюдать за прохожими. Для творческого процесса определяет себе не меньше трех часов, а кроме времени необходим настрой – без него вряд ли что-то получится. Основное ее время, это когда дочка в школе, а муж на работе.
В первые месяцы, прошедшие за мольбертом, екатеринбурженка подарила кучу своих картин – друзьям, родным, знакомым. Позже, когда количество восхищенных ахов и комплиментов стало расти, когда поняла, что она не самозванец в мире искусства, Екатерина начала писать на заказ и заниматься продажами. А вот на выставки сама не просилась – ее замечали, приглашали. Весь прошлый год, начиная с февраля, картины висели в разных уголках Екатеринбурга, Москвы и Питера.

Знакомство и общение с людьми из сферы культуры и искусства – дополнительная отдушина в ее жизни. То есть хобби помогает ей не только участвовать в семейном бюджете, но и чувствовать себя востребованной и интересной личностью. Екатерина считает, что занятость – лучшее лекарство, и подтверждает это собственным примером.
В самолет? В горы? Коляска не помеха
Если коротко, то при таком заболевании нарушена нервная проводимость, импульсы не доходят до мышц, и конечности не слушаются хозяина. У Екатерины плохо функционирует правая часть тела. На данном этапе развития медицины заболевание считается неизлечимым, спрогнозировать его тоже не удастся – кто-то живет с ним долго, кто-то угасает быстро. Есть поддерживающие препараты, но о выздоровлении говорить не приходится.
По квартире Екатерина ходит сама, держась за стену, может немного пройтись по улице с тростью. Какое-то время отрицала коляску, но в итоге поняла, что та способна подарить ей мобильность. С тех пор она с семьей летала в самолете, ездила на поезде, ходила в горы и вообще посетила кучу мест. Говорит, люди часто обращают внимание на них на улице – в инвалидном кресле едет молодая красивая женщина, которую везет молодой красивый мужчина – ее муж.

Евгения Куйвашева художница приглашала на свою выставку, но он приехать не смог. Зато прислал своего помощника, и тот приобрел для губернатора картину – уральский пейзаж «Краски осени». А еще Куйвашев написал пост о девушке у себя в телеграм-канале
Катя и Саша были совсем детьми, когда познакомились, это случилось еще в садике. Встречаться стали намного позже, вместе пара 15 лет. Муж прошел с любимой все этапы ее болезни, от первых симптомов и до выбора инвалидной коляски. Он никогда не даст ей упасть, если рядом; он научился принимать перепады настроения, которые случаются как побочка от лекарств; он умеет поддерживать и дарить улыбку. В будни Екатерина в основном дома, в выходные ей хочется «в свет», любимый не отказывает. Она в свою очередь не превращается в унылого человека, с которым не о чем поговорить – сохранила жизнерадостность, хотя сделать это, безусловно, было непросто: за плечами и сеансы у психолога, и нешуточные мысли о суициде, и депрессивные состояния, и бессильные вопросы «За что?», обращенные в никуда, и бабки-гадалки, и обращение к нетрадиционной медицине.

Сейчас это позади, она научилась с этим жить, и жить по возможности полноценной жизнью. Дочка радует – всё понимает, помогает по дому. Прошлой осенью праздник в школе, посвященный Дню матери, должен был состояться на третьем этаже, а девочка попросила классного руководителя перенести его на первый. Конечно, мама ее была на том празднике, как бывает и на выступлениях дочки, когда она танцует.
– Бороться с неизлечимой болезнью – значит, проиграть. Если на болезни сосредоточиться, то будешь несчастен и упустишь всю остальную жизнь, – уверена Екатерина. – У меня ВК много тех, кто болен рассеянным склерозом, и часто говорят, что я мало пишу о здоровье. А я хочу показать, что диагноз – не конец света, не конец жизни, с ним можно путешествовать, заниматься хобби. Очень много зависит от твоего отношения к себе: если ты думаешь, что ты бедный и несчастный, так же будут считать окружающие, а если ты заезжаешь с улыбкой и разговариваешь с людьми на равных, они ответят взаимностью.

Семья, хобби, приносящее удовольствие, общение и доход, путешествия, летом – мамина дача, где так любит копаться в земле, по вечерам – настолки или фильм с любимыми мужем и дочкой – Екатерина благодарна тому хорошему, что есть в ее жизни, не жалеет себя и не ждет ни от кого жалости. Потому ей так хотелось побыстрее доехать до места в той поездке на такси, когда водитель всю дорогу причитал на тему «молодая, красивая, и на коляске». Не повторяйте его ошибки!